Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность проблемы исследования, которая рассматривается в данной курсовой работе, связана с тем, что каждое художественное произведение может быть рассмотрено с различных точек зрения его структуры и содержания.
Изучение пространства художественного текста интересно потому, что редко читатель задумывается, как оно конструируется писателем, какие языковые средства он для этого применяет.
Зачастую и сам писатель не выстраивает в собственном сознании пространственную композицию своего будущего произведения прежде, чем начинает его создавать, но она все равно формируется и уже под нее автор подстраивает все остальные компоненты повествования.
Степень изученности проблемы. Вопросом исследования пространственной ориентации художественного текста занимались такие ученые как И.С. Шевченко, А.С. Коноваленко, И.М. Федорова, А.Б. Есин, Ю.М. Лотман, И.И. Мурзак и другие. Исследователи осуществили попытку в своих научных трудах сформировать алгоритм анализа пространственной ориентации художественного текста, но единой концепции в данной сфере выработано так и не было, что еще раз подтверждает актуальность данной курсовой работы.
Цель исследования – провести анализ пространственной организации повести А.С. Грина «Алые паруса».
Объект исследования – пространственная организация художественного текста.
Предмет исследования – компоненты пространственной организации художественного текста и языковые средства, которые их конструируют.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить ряд теоретических и практических задач исследования:
1. Рассмотреть понятие «пространства художественного текста».
2. Выявить виды пространства в художественном тексте.
3. Охарактеризовать художественные средства конструирования пространства в литературном тексте.
4. Дать общую характеристику повести А.С. Грина «Алые паруса».
5. Проанализировать «пространства» и их виды в тексте повести «Алые паруса».
Материал исследования – повесть А.С. Грина «Алые паруса».
Методы исследования: анализ научной литературы и художественного текста, описательный, сравнительный, хронологический, классификация, обобщение, моделирование, контент-анализ.
Теоретическая значимость исследования связана с изучением научных источников, посвященных пространственной ориентации художественного текста. Полученные теоретические данные могут быть полезны для продолжения исследований в данном направлении.
Практическая значимость исследования обусловлена выработкой алгоритма анализа пространственной ориентации художественного текста и апробации его в ходе разбора видов пространства в тексте повести А.С. Грина «Алые паруса». Данный алгоритм является универсальным и может быть использован для анализа пространственной ориентации любого художественного произведения.
Структура исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРИЯ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА
1.1. Понятие «пространства художественного текста»
Изучение художественного текста как определенной пространственной организации, предполагает рассмотрение его объема, конфигурации, системы повторов и противопоставлений, а также анализ таких трансформируемых в тексте топологических свойств пространства, как симметричность и связность .
В ходе исследования пространственной организации художественного текста принципиально важно учитывать графическую форму текста (например, палиндромы, фигурные стихи, употребление скобок, абзацев, пробелов, особый характер распределения слов в стихе, строке, предложении). Также нужно понимать, что поэтические тексты формируются и оформляются иначе, чем другие типы текстов.
При этом известен тот факт, что каждый художественный текст имеет уникальную структуру и оригинальное стилистическое оформление: в то же время графичность текста «сигнализирует» о его жанре, о его принадлежности к тому или иному виду речевой деятельности и принуждает к определенному способу восприятия .
Как указывают исследователи, пространственная архитектоника художественного текста приобретает определенный нормативный статус. Данная норма может быть нарушена необычным структурным размещением графических знаков, которое ставит перед собой цель создания конкретного стилистического эффект, задуманного писателем в процессе написания литературного произведения .
В узком смысле пространство по отношению к художественному тексту выступает в качестве пространственной организации его событий. Пространство в этом контексте неразрывно связанно с временной организацией произведения и системой пространственных образов текста.
Пространство, как утверждают исследователи, в этом случае функционирует в тексте как операциональная вторичная иллюзия, посредством которой пространственные свойства реализуются в темпоральном искусстве .
Фрагмент для ознакомления
3
1. Варламов, А.Н. Александр Грин / А.Н. Варламов // Литмир. Электронная библиотека. – [Электронный ресурс] https://www.litmir.me/br/?b=98888&p=5 (Дата обращения: 08.05.2022).
2. Васильева, О.А. Мифопоэтика феерии Александра Грина «Алые паруса» / О.А. Васильева // Киберленинка. Научный портал. – [Электронный ресурс] https://cyberleninka.ru/article/n/mifopoetika-feerii-a-grina-alye-parusa (Дата обращения: 10.01.2022).
3. Грин, А.С. Алые паруса / А.С. Грин. – М.: АСТ, 2021. – 414 с.
4. Данилов, Д. Живой памятник. Как Александр Грин создал повесть «Алые паруса» / Д. Данилов // Аргументы и факты. Газета. – [Электронный ресурс] https://spb.aif.ru/culture/event/zhivoy_pamyatnik_kak_aleksandr_grin_sozdal_povest_alye_parusa (Дата обращения: 11.01.2022).
5. Есин, А.Б. Время и пространство / А.Б. Есин // Введение в литературоведение. – М.: Академия, 1999. – С. 47–62.
6. Коноваленко, А.С. Пространственная ориентация текста как предмет литературоведческого исследования / А.С. Коноваленко // Материалы международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы гуманитарной науки». – Волгоград: Волгоградский государственный университет, 2020. – С. 55–70.
7. Лотман, Ю.М. Художественное пространство в прозе Гоголя / Ю.М. Лотман // В школе поэтического слова. Пушкин, Лермонтов, Гоголь. – М.: Просвещение, 1988. – 352 с.
8. Мурзак, И.И., Ястребова, А.Л. Художественное время и пространство. Художественный образ / И.И. Мурзак, А.Л. Ястребов // Введение в литературоведение. – М.: Оникс, 2005. – С. 258–274.
9. Огинский, Е.К., Заврагина, О.Л., Щекотурова, В.С. Пространственные характеристики художественного текста / Е.К. Огинский, О.Л. Заврагина, В.С. Щекотурова // Вопросы литературоведения. – 2021. – № 4. – С. `60–70.
10. Радомская, И.Г., Вологдина, А.А. Принципы исследования пространства и времени в литературном произведении / И.Г. Радомская, А.А. Вологдина // Сборник статей Казанского государственного университета им. В.И. Ульянова-Ленина. – Казань: Издательство Казанского государственного университета им. В.И. Ульянова-Ленина, 2019. – С. 152–163.
11. Федорова, И.М. Пространственное конструирование художественного текста: теоретико-методологические аспекты / И.М. Федорова // Вестник Саратовского государственного университета. – 2021. – № 7. – С. 34–47.
12. Шевченко, И.С. Пространство как категория художественного текста / И.С. Шевченко // Киберленинка. Научный портал. – [Электронный ресурс] file:///C:/Users/Чебурек/Downloads/prostranstvo-kak-kategoriya-hudozhestvennogo-teksta.pdf (Дата обращения: 11.01.2022).