Фрагмент для ознакомления
2
Современное развитие организаций на быстро меняющемся рынке в условиях постоянного изменения внешней среды приводит к тому, что организации необходимо не только видеть текущие перспективы своего развития, но и понимать место и роль самой организации на рынке в долгосрочном аспекте с учетом имеющихся планов и программ. Для этого необходима стратегия развития, позволяющая предприятию оценить свое будущее на рынке и разработать возможности дальнейшего развития.
Актуальность разработки стратегии развития ООО «Хлебокомбинат» связано с тем, что усиления конкуренции и государственное регулирование на продукцию предприятия не позволяют ему получить запланированные результаты, что требует обновления своей концепции развития и разработки новых стратегических ориентиров на рынке.
Цель исследования: провести стратегическую диагностику и разработать направления развития ООО «Хлебокомбинат».
Задачи исследования:
- провести общую характеристику ООО «Хлебокомбинат»;
- оценить внутреннюю среду ООО «Хлебокомбинат»;
- оценить внешнюю среду и обосновать направления развития ООО «Хлебокомбинат».
Объектом исследования выступает ООО «Хлебокомбинат». Предмет исследования: внутренняя и внешняя среда ООО «Хлебокомбинат».
Методы и инструменты исследования. Для анализа текущей ситуации внутри компании и выявления управленческой проблемы планируется использовать следующие инструменты и методики: PEST-анализ, SWOT-анализ.
Практическая значимость данной работы заключается в том, что разработанная стратегия развития компании обеспечит:
- повышение конкурентоспособности предприятия в условиях постоянного повышения требований к качеству продукции и услуг;
- расширение рынка продукции компании и разработку новых видов товаров;
- оптимизацию и реструктуризацию бизнес процессов компании.
Новизна данной работы заключается в том, что в результате анализа существующих подходов была предложена новая концепция развития предприятия на рынке за счет предложения продукции, цены на которую не регулируются государством. А с другой стороны она полезна потребителям и может позволить предприятию завоевать прочное положение на рынке, обеспечив повышение уровня рентабельности его деятельности, реализуя стратегию уникальность и лидерство в качестве. В определенном плане предложенная стратегия относится к стратегии «голубого океана», так как рынок продукции с уникальными свойствами не сформировался в достаточной степени и другие организации не могут предложить конкурентоспособную замену, а существующая организация может осваивать эффективно свой голубой океан.
1. Анализ текущего состояния организации
ООО «Хлебокомбинат» сохраняет традиционные технологии хлебопечения с использованием инноваций и современного оборудования. Полностью автоматизированные линии заменяют ручной труд, что обеспечивает высокое качество без перебоев 365 дней 24/7.
На заводе успешно сертифицированы система менеджмента качества и система менеджмента безопасности пищевой продукции на соответствие международным стандартам ГОСТ.
Кроме того, все входящее сырье и готовая продукция контролируется по качественным показателям системы ХАССП, что еще раз подтверждает высокий уровень организации труда на предприятии и качество выпускаемой продукции.
Рассмотрим организационную структуру хлебокомбината. Рассмотрим организационную структуру деятельности ООО «Хлебокомбинат» на Рис. 1.
Рис. 1. Организационная структура ООО «Хлебокомбинат»
На основании данных Рис. 1 видно, что организационная структура предприятия линейно-функциональная. Высшим органом исполнительной власти на предприятии является директор. Директор имеет в подчинении заместителя директора по производству, главного бухгалтера и менеджеров отдела сбыта.
Заместитель директора по производству руководит процессом производства продукции и имеет в подчинении главного инженера, которому подчиняется начальник цеха, осуществляющий непосредственное руководство цехом по производству кондитерской продукции.
Таким образом, организационная структура управления предприятием линейно-функциональная. Достоинством данной организационной структуры является четкое распределение обязанностей по выполняемым функциям. Недостатком данной организационной структуры является отсутствие гибкости в управлении производством.
Цех по производству хлеба и хлебобулочных изделий осуществляет выпуск различных наименований изделий (хлеб, булки, баранки, сухари).
Кондитерский цех производит кондитерскую продукцию.
Режим рабочего времени в подразделениях организации, в связи с непрерывно действующим производственным процессом и для более эффективного использования оборудования и увеличения выпуска продукции предусматривает:
– для работников администрации ООО «Хлебокомбинат» пяти дневная неделя с двумя выходными днями, ненормированный рабочий день, 40 часовая рабочая неделя;
– для производственных рабочих, обслуживающего персонала, работников торговли, работников, занятых на доставке продукции в торговые точки ООО «Хлебокомбинат», водителей – рабочая неделя с предоставлением выходных дней по скользящему графику, сменная работа.
– для работников основного производства односменный режим работы, имеются две бригады.
Каждой бригаде выдается производственное задание на смену, которое составляется согласно заявкам, по данным торговым точкам.
В заявке указывается ассортимент и количество продукции. На основании заявки технолог составляет технологическую карту, где указываются определенные режимы на изготовление каждого изделия, и контролирует исполнение.
Ежедневно в 8.00 утра проводится оперативка, на которой рассматриваются текущие вопросы.
Каждый понедельник в 9.00 утра проводит оперативное совещание директор, где присутствуют все руководители служб.
Производственные собрания проводятся раз в квартал или по необходимости.
Основными поставщиками сырья в ООО «Хлебокомбинат» являются: ОАО «Мукомольный завод»; ЗАО «Алан»; ООО «Сахарная компания» и другие.
Для доставки товара ООО «Хлебокомбинат» использует автомобильный вид транспорта – хлебовозы, оборудованные под лотковую тару. Способы реализации продукции: центрозавоз и самовывоз.
Рассмотрим показатели деятельности хлебокомбината в таблице 1. Рассматриваемая организация находится на упрощенной системе налогообложения, поэтому не уплачивает налог на прибыль.
Таблица 1
Динамика финансовых результатов ООО «Хлебокомбинат»
Показатель Значения Темпы роста, %
2018 год 2019 год 2020 год 2020/2018 2020/2019
Выручка 51201 56898 47603 -7,03 -16,34
Себестоимость
27990 36082 21193 -24,28 -41,26
Валовая прибыль
23211 20816 26410 13,78 26,87
Управленческие расходы
13972 10405 9302 -33,42 -10,60
Прибыль (убыток) от продаж
9239 10411 17108 85,17 64,33
Прибыль (убыток) до налогообложения
9239 10411 17108 85,17 64,33
Прочее
470 395 -350 -174,47 -188,61
Чистая прибыль (убыток)
8769 10016 16758 91,11 67,31
По данным таблицы 1 видно, что в 2020 году произошло снижение выручки хлебокомбината, но выручка снизилась в большей степени, что привело к росту валовой прибыли. Снижение управленческих расходов позволило предприятию увеличить прибыль от продаж.
В связи со снижением прочих платежей за последние три года выросла прибыль комбината на 91,11%, в том числе за последний год на 67,31%.
Таким образом, можно увидеть, что, несмотря на снижение выручки от продаж в следствие снижение спроса на продукцию предприятия, рассматриваемое предприятие улучшает свои финансовые результаты за счет снижения себестоимости продукции и управленческих расходов.
Сырьевые ресурсы и рынки сбыта на продукцию предприятия: город Шахты, Ростов-На-Дону, Краснодар, Ростовская область, а так же такие города как Волгоград, Астрахань, Москва, Санкт-Петербург, Нижний новгород, Уфа, Сочи, Саратов, Воронеж, Екатеринбург, Красноярск, Оренбург, Тольятти, Мурманск, Липецк, Астрахань, Новосибирск
Основные партнеры по сбыту: Метро, Ашан, Пятерочка, Магнит, Окей, Перекресток, Ozon, Selgros, Солнечный круг, Ассорти, Апекс, Тамерлан, Рулька, Агрокомплекс
За счет внедрения в производства хлеба с добавкой тритикалевой муки улучшатся вкусовые свойства хлеба, он станет более полезным для здоровья, а, следовательно, позволит рассматриваемому предприятию увеличить свой доход.
Характеристика продукции.
Ассортимент выпускаемой продукции с каждым годом расширяется и продолжает радовать своим разнообразием покупателей. На предприятии вырабатывается свыше 50 наименований продукции. Весь ассортимент представлен на рис.2.
Рис.2.Ассортимент
В работе предлагается производство хлеба с добавлением тритикалевой муки. Хлебобулочные изделия имеют особое значение для питания населения. Однако содержание в хлебе белков не высокое, и он имеет дефицит по лизину. Для того, чтобы снизить такой дефицит необходимо разрабатывать производство хлеб нового сорта, который бы имел повышенную пищевую и биологическую ценность.
Проведенные исследования показали, что наибольшую ценность имеет хлеб, который включает только 25% тритикале и 75% пшеничной муки. По своим свойствам он соответствует практически полностью обычному пшеничному хлебу.
Первые опыты были проведены в период с 2014 по 2019 годы по методике государственного испытания сортов сельскохозяйственных культур. Биохимические показатели зерна определены на основе биохимических методов исследования растений. Пробная выпечка была сделана в лаборатории с использованием безопарного метода и предполагала интенсивный замес теста. Также для замеса было использовано 100 грамм сухих дрожжей из муки. Контрольные показатели были получены из яровой мягкой пшеницы Хабаровчанка. Опытные образцы были осуществлены с добавлением с добавлением 0,003 г КВг03 и Р2 - с добавлением 2,5 г сахара из 100 %-ной тритикалевой муки (сорт яровой тритикале Укро) и из смесей с пшеничной мукой в соотношении 30:70 % и 50:50 %.
Для проведения анализа была использована шкала для пшеничного вида. Сравниваемыми характеристики были внешний вид, уровень пористости, вкус, эластичность. На данной основе была выведена общая оценка, которая приведена в Приложении 1.
Оценка показателей качества изученных культур показало, что в одинаковых условиях обеспечения теплом и влагой содержание белков у яровых тритикале и пшеницы составляет 15,1% и 15,4%. Содержание лизина, которая являются лимитирующей у хлебных злаков кислотой, составило у яровой тритикале от 324 до 434 мг/% со средним значением 405 мг/%, у яровой пшеницы - в пределах 215...288 мг/% со средним значением 245 мг/%.
Обоснование рынков сбыта. Рынком сбыта является Ростовская область и Россия. В последнее время в Ростовской области наблюдается рост производства хлебобулочных изделий недлительного хранения. Так по данным статистики Ростовской области производство такой продукции в 2021 году выросло на 40,3%.
Основную долю в продажах хлеба и хлебобулочных изделий занимала продукция из пшеницы. Ее доля составила 49,8% в объеме продаж продукции. Вторыми по значимости были изделия, которые получены из смеси ржаной и пшеничной муки. Их доля составила 28,1% от объема рынка.
Основные факторы конкурентоспособности ООО «Хлебокомбинат» по сравнению с конкурентами приведены в таблице 2. Для анализа использовалась информация, предоставленная сотрудниками отдела маркетинга и их оценок основных характеристик конкурентов. Проведем сравнительную характеристику ООО «Хлебокомбинат» с конкурентами, осуществляющими аналогичные виды деятельности.
Таблица 2
Сравнительная характеристика ООО «Хлебокомбинат» и ее основных конкурентов
Фрагмент для ознакомления
3
1. Гражданский кодекс РФ. – М.:Юристъ, 2021, - 536 с.
2. Налоговый кодекс РФ - М.:Юристъ, 2021, - 482 с.
3. ГОСТ 31807-2020 Изделия хлебобулочные из ржаной хлебопекарной и смеси ржаной и пшеничной хлебопекарной муки. Общие технические условия.
4. "СанПиН 2.3.4.545-96. 2.3.4. Предприятия пищевой и перерабатывающей промышленности. Производство хлеба, хлебобулочных и кондитерских изделий.
5. Сборник рецептур на хлеб и хлебобулочные изделия/ Сост. П.С. Ершов. - Спб.: Гидрометеоиздат, 1998. - 191 с.
6. Технический регламент "Требования к безопасности хлеба и хлебобулочных, кондитерских изделий".
7. Аакер Д. Стратегическое рыночное управление/ 7-е изд.- СПб: Питер, 2011 - 496 с.
8. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. – СПб.: Питерком, 1996.
9. Ансофф И. Стратегическое управление. –М.: Экономика. 1989 – 519 с.
10. Асеева Т.А., Зенкина К.В., Рубан З.С., Ломакина И.В. Использование тритикалевой муки в хлебопечении //Достижения науки и техники АПК, - 2020, Т. 32, №5, с. 82.
11. Баринов В.А., Харченко В.Л. Стратегический менеджмент. Учебное пособие (ГРИФ) – М.: ИНФРА-М, 2014 – 285 с.
12. Белявский И.К. Маркетинговые исследования: информация, анализ, прогноз: Учебное пособие. - М.: Финансы и статистика, 2019. - с.86.
13. Грант Р. М. Анализ ресурсов и способностей. М: МИМ ЛИНК, 2020. – 144 с.
14. Грант Р.М. Характер и источники конкурентного преимущества. М: МИМ ЛИНК, 2019. – 164 с.
15. Дж. О. Шонесси. Конкурентный маркетинг. Стратегический подход. - СПб.: Питер, 2018. – с. 80.
16. Дресвянников В.А. Стратегическое управление организацией [Электронный ресурс] : учебное пособие для подготовки к экзамену (зачету) / В.А. Дресвянников, А.Б. Зубков. — Электрон. текстовые данные. — Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2015. — 214 c. — 978-5-905916-84-7. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/31948.html
17. Дюков И. Стратегии развития бизнеса. Практический подход. Спб: Питер, 2018 – 240 с.
18. Зиннуров У.Г. Стратегическое маркетинговое планирование и управление на предприятии: - Уфа: УГАТУ, 2019. – с. 50.
19. Казакова Н.А. Современный стратегический анализ. Учебник и практикум. - М.:Юрайт, 2019.
20. Кандраков Р.Х. Технологические свойства пшенично-тритикалевой муки // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Пищевые и биотехнологии, 2021, т.7, №3./ https://cyberleninka.ru/article/n/tehnologicheskie-svoystva-pshenichno-tritikalevoy-muki
21. Касселз Э. Выбор стратегии: Учеб. пособие. Кн. 5/Пер. с англ.–Жуковский: МИМ ЛИНК, 2020–60 с.
22. Касселз Э. Предназначение и цели организации: Учеб. пособие, 2018–56 с..
23. Кевин Д. Стратегия как процесс: Учеб. пособие. Кн. 6/Пер. с англ.–Жуковский: МИМ ЛИНК, 2019–60 с..
24. Кныш М.И. Конкурентные стратегии: - Спб, 2018. – с. 71.
25. Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов. 5-е изд Автор: Портер М., Издательство: Альпина Паблишер, 2020г.
26. Кузнецов Б.Т. Стратегический менеджмент [Электронный ресурс] : учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям экономики и управления 080100 / Б.Т. Кузнецов. — Электрон. текстовые данные. — М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2017. — 623 c. — 978-5-238-01209-4. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/71227.html
27. Курс MBA по стратегическому менеджменту [Электронный ресурс] / Айзенштат Расселл [и др.]. — Электрон. текстовые данные. — М. : Альпина Паблишер, Альпина Бизнес Букс, 2019. — 586 c. — 978-5-9614-0573-6. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/43678.html
28. Ламбен Жан-Жак. Стратегический маркетинг. Европейская перспектива. Пер. с французского – Спб.: Наука, 2020. – с. 50.
29. Лифиц И.М. Теория и практика оценки конкурентоспособности товаров и услуг. – М.: Юрайт-М, 2018. – с. 63.
30. Маркова В. Д. Стратегический менеджмент: понятия, концепции, инструменты принятия решений: Справочное пособие / В.Д. Маркова, С.А. Кузнецова. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 320 с. ISBN 978-5-16-009860-9; (ЭБС znanium.com).
31. Панов А.И. Стратегический менеджмент [Электронный ресурс] : учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению (080100) «Экономика и управление» / А.И. Панов, И.О. Коробейников, В.А. Панов. — 3-е изд. — Электрон. текстовые данные. — М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2017. — 304 c. — 5-238-01052-4. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/71059.html
32. Попов, С. А. Стратегический менеджмент: актуальный курс: учебник для бакалавриата и магистратуры: [гриф УМО] / С. А. Попов, Рос. акад. нар. хоз-ва и гос. службы при Президенте РФ. - М.: Юрайт, 2018. – 463 с. – (Бакалавр. Магистр). – Книга доступна в электрон. библ. системе biblio-online.ru. – ISBN 978-5-9916-4153-1: 779.00.
33. Попов, С.А. Концепция актуального стратегического менеджмента для современных российских компаний: монография / С.А. Попов. - М.: Издательство Юрайт, 2019. - 223 с.
34. Портер, М. Конкурентная стратегия. методика анализа отраслей и конкурентов / М. Портер; Пер. с англ. - М.: Альпина Паблишер, 2017. — 454 с. - ISBN: 978-5-9614-4857-3.
35. Портер, М. Конкурентное преимущество. Как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость / М. Портер; Пер. с англ. - М.: Альпина Паблишер, 2018. — 716 с. - ISBN: 978-5-9614-6835-9, 978-5-9614-6528-0, 978-5-9614-5727-8.
36. Портер, М. Конкуренция / М. Портер; Пер. с англ. - М.: Вильямс, 2017. — 608 с. - ISBN: 978-5-8459-0055-5, 0-87584-795-1
37. Портных В.В. Стратегия бизнеса [Электронный ресурс] / В.В. Портных. — Электрон. текстовые данные. — М. : Дашков и К, 2019. — 275 c. — 978-5-394-01961-6. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/10983.html
38. Томпсон А.А. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии [Электронный ресурс] : учебник для вузов / А.А. Томпсон, А.Дж. Стрикленд. — Электрон. текстовые данные. — М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2018. — 577 c. — 5-85173-059-5.
39. Фомичев А.Н. Стратегический менеджмент [Электронный ресурс] : учебник для вузов / А.Н. Фомичев. — Электрон. текстовые данные. — М. : Дашков и К, 2016. — 468 c. — 978-5-394-01974-6. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/60519.html
40. Ходченков Е. Ю. Бизнес Прогноз 2021. Как найти голубой океан бизнеса [Электронный ресурс]: учебник для вузов /Е.Ю. Ходченков. - Электрон. текстовые данные. – Режим доступа: https://www.youtube.com/business.prognoz/goluboyocean.
41. Ходченков Е. Ю. Личный блог об удаленном бизнесе [Электронный ресурс]: - Режим доступа: http://blog.fin-svoboda.com/blog/3-glavnyx-novosti-etoj-nedeli. (Дата обращения 15.11.2020)
42. Хромеенков В.М. Оборудование хлебопекарного производства..-М.: Издательский центр «Академия», 2007. -368 с.
43. Чан К., Моборн Р. Стратегия голубого океана [Электронный ресурс] – Режим доступа: www.fastsalttimes.com>sections/solution.(Дата обращения 15.11.2021)
44. Шаболкина, Е. Н. Перспективы использования тритикале в хлебопечении / Е. Н. Шаболкина, Т. А. Горянина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 22.2 (102.2). — С. 50-53. — URL: https://moluch.ru/archive/102/23432/ (дата обращения: 17.11.2021).
45. Шадченко Н.Ю. Стратегический менеджмент [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие для преподавателей и студентов направления подготовки 38.03.02 «Менеджмент» / Н.Ю. Шадченко. — Электрон. текстовые данные. — Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2017. — 48 c. — 978-5-4486-0001-2. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/62888.html
46. Юданов А. Ю. Покорители «голубых океанов» (фирмы - «газели» в России) [Электронный ресурс]: - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/pokoriteli-golubyh-okeanov-firmy-gazeli-v-rossii. (Дата обращения 15.1.2021)