Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. В современных российских условиях наблюдается заметное усиление внимания государственных органов к воспитанию детей. Позитивное отношение государства к политике в области воспитания подрастающего поколения выразилось в принятии целого ряда нормативно-правовых документов: Закон Российской Федерации «Об образовании», Национальной доктрины образования в Российской Федерации и др. Эти документы определяют стратегию и тактику управления воспитательными процессами в системе общего образования в целом и конкретной образовательной организации в частности.
Воспитание является одной из важнейших составляющих образовательного процесса наряду с обучением. Модернизация системы общего образования нацелена на формирование нового образовательно-воспитательного пространства, которое позволит обеспечить духовно- нравственное становление подрастающего поколения, подготовку учащегося к жизненному определению, самостоятельному выбору. Закон Российской Федерации «Об образовании» закрепил приоритет общечеловеческих ценностей в осуществлении воспитания и ориентирует на обеспечение самоопределения личности, создании условий для ее самореализации.
В настоящее время кроме образовательных организаций разносторонним воспитанием школьников также занимаются учреждения культуры, реализуя его через организацию досуговой деятельности детей.
В сфере досуга дети школьного возраста более открыты для влияния и воздействия на них самых различных социальных институтов, что позволяет с максимальной эффективностью проводить воспитательную работу. В процессе коллективного досугового времяпрепровождения происходит упрочнение чувства товарищества, возрастание степени консолидации, стимулирование трудовой активности, выработка жизненной позиции, научение нравственным, правовым нормам и нормам поведения в обществе.
Объект исследования: процесс воспитательной работы с детьми школьного возраста в учреждении культуры.
Предмет исследования: возможности учреждения культуры в осуществлении воспитательной работы с детьми школьного возраста.
Цель: рассмотреть технологические особенности организации досуга детей школьного возраста во Дворце культуры
Задачи:
- дать психолого-педагогическую характеристику детей школьного возраста;
- изучить задачи и характеристика учреждений культуры;
- рассмотреть опыт воспитательной работы с детьми школьного возраста на примере МАУ «МКДК Куйбышевского района».
Методы исследования:
- теоретические: анализ, сравнение и обобщение;
- эмпирические: анкетирование, анализ документов, обработка данных.
База исследования: МАУ «МКДК Куйбышевского района».
Структура работы: Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УЧРЕЖДЕНИИ КУЛЬТУРЫ
1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей школьного возраста
Современная система образования подразделяет детей на 3 возрастные группы и 3 ступени школьного звена соответственно – начальное, среднее и старшее. Психолого-педагогические особенности каждого возрастного этапа сильно отличаются. В результате чего необходимо более подробно рассмотреть каждый из них.
1.1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста
По определению Г.А. Кураева, младший школьный возраст - это особенный период в жизни ребенка, который выделился исторически относительно недавно. Этого периода не было у детей, которые не посещали школу совсем, не было его и у тех, для кого начальная школа была единственной ступенью образования. Выделился этот возраст, с введением системы всеобщего и обязательного неполного и полного (общего) среднего образования [14, с. 56].
Границы младшего школьного возраста совпадают со временем обучения ребенка в начальной школе и устанавливаются в настоящее время с 6-7 лет до 10-11 лет. В это время происходит дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематического обучения в школе [6, с. 52].
В этом возрасте на ребенка очень сильно оказывает влияние внешняя социальная среда. Оценки и общая успеваемость это именно то, от чего зависит развитие личности школьника. Педагог играет главную роль в развитии нравственных норм детских интересов. На этом уровне важно взаимодействие между младшим школьником и педагогом. В свою очередь все взрослые играют важную роль в жизни ребенка.
В младшем школьном возрасте ребенок как губка впитывает в себя знания, это касается как нравственных составляющих, так и интеллектуальных. Именно в этом возрасте необходимо как можно больше дать информации всех аспектов жизни для развития знаний, жизненных навыков и формирования личности. Это важно для адекватного развития на следующей ступени [6, с.67].
Характер младшего школьника отличается некоторыми особенностями. Прежде всего, это импульсивность - склонность незамедлительно действовать под влиянием непосредственных импульсов, побуждений, по случайным поводам, не подумав и не взвесив всех обстоятельств. Причина этого явления ясна: возрастная слабость волевой регуляции поведения, потребность в активной внешней разрядке. Поэтому далеко не все случаи нарушения младшими школьниками правил внутреннего распорядка в школе следует объяснять недисциплинированностью.
Возрастной особенностью является и общая недостаточность воли: младший школьник (особенно 7-8 лет) еще не умеет длительно преследовать намеченную цель, упорно преодолевать трудности и препятствия. Он может при неудаче потерять веру в свои силы и возможности [6, с.94].
Распространенные в младшем школьном возрасте недостатки характера - капризность и упрямство - объясняются недостатками семейного воспитания. Ребенок привык к тому, чтобы все его желания и требования удовлетворялись. Капризность и упрямство являются своеобразной формой протеста ребенка против тех твердых требований, которые ему предъявляет школа, против необходимости жертвовать тем, что хочется, во имя того, что надо.
К возрастным особенностям характера младшего школьника относятся и такие положительные черты, как отзывчивость, любознательность, непосредственность, доверчивость. Важной возрастной особенностью является подражательность - младшие школьники стремятся подражать взрослым и некоторым сверстникам, а также героям любимых книг и фильмов. Это, с одной стороны, позволяет воспитывать общественно ценные черты личности через личный пример, с другой - таит и некоторую опасность: младший школьник перенимает не только положительное, но и отрицательное.
Младшие школьники очень эмоциональны. Эта эмоциональность сказывается, во-первых, в том, что восприятие, наблюдение, воображение, умственная деятельность младших школьников обычно окрашены эмоциями. Во-вторых, младшие школьники (особенно 1 и 2 классов) не умеют сдерживать свои чувства, контролировать их внешнее проявление, дети очень непосредственны и откровенны в выражении радости, горя, печали, страха, удовольствия или неудовольствия. В-третьих, младшие школьники отличаются большой эмоциональной неустойчивостью, частой сменой настроений, склонностью к аффектам, кратковременным и бурным проявлениям радости, горя, гнева, страха. С годами развивается способность регулировать свои чувства, сдерживать их нежелательные проявления [15, с.58].
1.1.2 Психолого-педагогическая характеристика детей среднего школьного возраста
Средний школьный возраст (от 12 до 16 лет) – переход от детства к юности, период «полуребенка-полувзрослого».
У школьника подростка этот переход связан с включением его в доступные ему формы общественной жизни. Вместе с тем меняется и реальное место, которое ребенок занимает в повседневной жизни окружающих его взрослых, в жизни своей семьи. Теперь его физический силы, его знания и умения ставят его в некоторых случаях на равную ступень с взрослыми, а кое в чем он даже чувствует свое преимущество. Иногда он признанный «чинильщик» механизмов, иногда он оказывается главным домашним «комментатором» общественных событий.
В этом возрасте происходит бурный рост и развитие всего организма. Значительно возрастает сила мышц. А вот развитие внутренних органов происходит неравномерно, что приводит к различным нарушениям: учащение сердцебиения, учащенное дыхание. Характерная особенность подросткового возраста – половое созревание организма. Продолжается развитие нервной системы, мыслительной деятельности.
Л. С. Выготский подробно рассматривал проблему интересов в переходном возрасте, называя ее «ключом ко всей проблеме психологического развития подростка». Он писал, что все психологические функции человека на каждой ступени развития, в том числе и в подростковом возрасте, действуют не бессистемно, не автоматически и не случайно, а в определенной системе, направляемые конкретными, отложившимися в личности стремлениями, влечениями и интересами [7, с. 228] . В подростковом возрасте, подчеркивал Л. С. Выготский, имеет место период разрушения и отмирания старых интересов, и период созревания новой биологической основы, на которой впоследствии развиваются новые интересы.
Л. С. Выготский перечислял несколько основных групп наиболее ярких интересов подростков, которые он назвал доминантами. Это «эгоцентрическая доминанта» (интерес подростка к собственной личности); «доминанта дали» (установка подростка на обширные, большие масштабы, которые для него гораздо более субъективно приемлемы, чем ближние, текущие, сегодняшние); «доминанта усилия» (тяга подростка к сопротивлению, преодолению, к волевым напряжениям, которые иногда проявляются в упорстве, хулиганстве, борьбе против воспитательского авторитета, протеста и других негативных проявлениях); «доминанта романтики» (стремление подростка к неизвестному, рискованному, к приключениям, к героизму) [7, с. 231] .
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абрамова Г. С. Возрастная психология: учеб. пособие для студентов вузов. - М.: изд. центр Академия; Раритет, 2001. - 704 с.
2. Аванесова Г.А. Культурно-досуговая деятельность: теория и практика организации: учеб. пособие для студентов вузов. - М.: Аспект Пресс, 2016. - 236 с.
3. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики. - Екатеринбург, 2019. - 192 с.
4. Бодина Е. А, Ащеулова К.В. Педагогические ситуации. - М.: Школьная Пресса, 2017. - 314с.
5. Вoлков Б.С. Младший школьник. - М.: Академический Проект, 2018. - 362 с.
6. Воловик А.Ф., Воловик В.А. Педагогика досуга. - М.: Флинта, 2018. 362 с.
7. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. - СПб.: Союз, 1997. - 224 с.
8. Гомезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология: учеб.пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2018. - 508 с.
9. Жаркова Л. С. Деятельность учреждений культуры. - М.: МГУКИ, 2019. - 234 с.
10. Жаркова А.Д., Чижова В.М. Культурно-досуговая деятельность. - М.: Практика, 2018. - 553 с.
11. Исаева И.Ю. Досуговая педагогика. - М.: Флинта, 2020. - 200 с.
12. Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Основы социально-культурной деятельности: учеб.пособие. - М.: Изд-во Моск. гос. ун-та культуры, 2018. - 136 с.
13. Кудрина Е.Л., Рудич Л.И., Утин Е.В. Система планирования в учреждениях социально-культурной сферы. - М.: ФАИР, 2016. - 224 с.
14. Курaев Г.А., Пожарская Е. Н. Возрастная психология, М., 2002.
15. Немов Р.С. Психология. М.: Владос, 2008.
16. Никитина Л.Е. Воспитание как технология общественного развития // Воспитание школьников. - 2021. - №1. - С. 15-21.
17. Поляк Г.Б. Бюджетная система России. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2019. - 703 с.
18. Уайт Л. Эволюция культуры. - СПб.: Прогресс, 2019. - 280 с. - СПб.: Прогресс, 2019. - 280 с.
19. Ходусов А.Н. Педагогика воспитания: теория, методология, технология, методика: учебник. - М.: ИНФРА-М, 2018. - 405с.
20. Шилова М.И. Социализация и воспитание личности школьника в педагогическом процессе. - М.: Флинта, 2019. - 218 с.
21. Шилова М. И. Теория и методика воспитания: традиции и новации. - Красноярск: Универс, 2018. - 712 с.
22. Шмырева Н.А., Губанова М.И., Крецан З.В. Педагогические системы: научные основы, управление, перспективы развития. - Кемерово, 2017. - 120 с.
23. Эльконин Б.Д. Введение в психологию развития (в традиции культурно-исторической теории Л.С. Выготского). - М.: Тривола, 1994. - 168 с.