Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В течение уже многих десятилетий вопрос монополизма в рыночной экономике вызывает интерес не только у видных ученых, но и у экономистов-практиков современного мира. Эта тема будет актуальной еще долго, пока в экономическом пространстве существуют гиганты, удерживающие монополистические позиции в производстве.
Естественные монополии играют огромную роль в экономике любой страны. Электроэнергетика, транспорт, телекоммуникации, нефтегазовая промышленность – основные отрасли с естественными монополиями. Любые негативные моменты в ходе преобразований естественных монополий, осуществление структурных реформ прямо или косвенно отражаются на экономических показателях в целом и благосостоянии граждан.
Сегодня особые черты системы экономических отношений естественной монополии заключаются в том, что она, как важнейший компонент социально-ориентированной рыночной экономики, находится на пересечении интересов общества, обеспечивая равный и гарантированный доступ к услугам естественной монополии всех потребителей (инфраструктурные сети), и интересов частных корпораций в виде производства и сбыта продукции, услуги. Такое необычное положение естественной монополии в экономике требует обязательного участия государства для регулирования ее деятельности. Все это указывает на актуальность изучения проблемы экономической природы естественной монополии, ее места и роли в рыночной экономике.
В настоящий момент исследование современного российского монополизма особенно актуально по причине становления российского рынка и активной модернизации антимонопольного законодательства РФ с одной стороны, с другой стороны, образования новых монополий на фоне кризисной ситуации в экономике, продажи предприятий и организаций в более конкурентоспособные руки, оказывающие зачастую пагубное воздействие на уровень цен. Именно монополисты имеют возможность «оставаться на плаву» в период экономического спада.
Цель курсовой работы состоит в изучении сущности естественных монополий и их роли в экономике России.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть сущность естественной монополии, ее основные черты и классификация;
- дать характеристику естественных монополий в России;
- проанализировать уровень монополизации Российского рынка на основе экономических показателей;
- проанализировать направления государственного регулирования и пути реформирования естественных монополий.
Предметом исследования являются естественные монополии.
Объектом исследования является изучение сущности естественных монополий и их роли в экономике России.
Исследования данной проблемы представлены во многих классических трудах таких знаменитых зарубежных ученых, как У. Петти, А. Смит, Дж.С. Милль, Д. Рикардо, К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин, Дж.М. Кейнс, А. Маршалл и др. Также российскими учеными Л. Абалкиным, Г. Азоевым, А. Барышевой, Т. Белоусом, В. Богачевым, Ю. Винславым, М. Гельвановским и т.д. были выдвинуты собственные теории и эволюции отечественного монополизма.
В работе использованы методы эмпирического и теоретического исследования, в частности сравнения, измерения, формализации, а также анализа и синтеза.
Теоретической и методологической основой исследования послужили материалы официальных сайтов Российской Федерации, труды и разработки отечественных и зарубежных ученых-экономистов, публикации по избранной проблематике в периодической печати, компьютерные издания и сайты сети Интернет.
Глава 1. Сущность естественной монополии, ее основные черты
1.1. Сущность и характеристика естественной монополии
Понятие естественная монополия впервые было применено к ситуации установления контроля над использованием природных (природных) ресурсов (отсюда и название). Это явление исследовал в 1838 г. А. Курно, который привел пример владельца источника, который мог контролировать потребление воды населением, живущим ниже по течению.
Десять лет спустя, в 1848 году, Дж. Милль определил разницу между искусственной и естественной монополией: первая создается государством, статус закрепляется законодательными актами, а ее возможная отмена будет способствовать росту национального богатства. Напротив, естественная монополия существует независимо от усилий государства и закона.
Естественная монополия - это состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке более эффективно в отсутствие конкуренции за счет технологических особенностей производства (за счет значительного снижения себестоимости продукции на единицу товара в объеме производство увеличивается), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на этом товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цена этого товара превышает спрос на другие виды товаров. [9, с. 9]
В отраслях, где формируются естественные монополии, оптимальный размер предприятия превышает реальный размер рынка.
Следовательно, чем крупнее компания, тем ближе она к 100% охвату рынка, тем ближе ее размер к оптимальному и, следовательно, тем ниже затраты. В основе естественной монополии лежат особенности технологии производства и бытового обслуживания. Что, по сути, делает производителя монополистом.
Примером естественных монополий являются компании энергетики и коммунального хозяйства: энергоснабжение (передача электроэнергии, нефти, газа), водоснабжение, канализация, телекоммуникации, железнодорожное сообщение.
Естественные монополии возникают в тех отраслях, которые используют значительную часть постоянной составляющей издержек производства, что сопровождается значительной экономией на масштабе производства. Разделение производства между 2-3 или более фирмами нецелесообразно и приведет к тому, что масштабы производства каждой будут неэффективно малыми, а присутствие более чем одного продавца приведет к увеличению затрат. [9, с. 11]
Конкуренция здесь невозможна еще и потому, что крупнейшая фирма всегда имеет преимущества по затратам перед конкурентами, а небольшие фирмы в этих условиях, по всей видимости, не выдержат конкуренции и будут вытеснены с рынка. Крупные компании могут легко расширить свою клиентскую базу в регионе, который они обслуживают.
Монополия в этом случае естественна в том смысле, что это рыночная структура, минимизирующая издержки. Чтобы убедиться в этом, предположим, что в отрасли есть две фирмы, каждая из которых производит половину всей продукции отрасли. Как бы соотносились средние затраты, если бы было две фирмы, если бы одинаковый объем продукции производился одной фирмой? Поскольку средние издержки растут по мере падения выпуска, у нас были бы две фирмы, которые все время производили бы в точке, где средние издержки выше, чем они были бы, если бы весь выпуск производился только одной фирмой. Поскольку один продавец, благодаря экономии на масштабе, может производить с меньшими затратами, этой отрасли было бы трудно избежать превращения в монополию. Если бы в отрасли было более одной фирмы, то одна из них могла бы сократить цены и резко увеличивают объем производства и, следовательно, создают трудности в получении прибыли для своих более мелких конкурентов. Таким образом, естественность монополии заключается еще и в том, что, скорее всего, это следствие свободного действия рыночных сил.
Монополия - ярчайшее проявление несовершенной конкуренции. Строго говоря, в условиях рыночной монополизации само существование конкуренции может быть признано только с большими оговорками, поскольку конкуренция предполагает разделение экономической власти, выбор потребителя. Именно поэтому между производителями начинается конкуренция за потребительский спрос, и возникает желание максимально удовлетворить его потребности. В условиях монополи
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Федеральный закон от 17.08.1995 N 147-ФЗ (ред. от 11.06.2021) "О естественных монополиях"
2. Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»
3. "Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 07.06.2017).
4. Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе [Электронный ресурс]: Постановление правительства РФ от 30.06.2004 N 331 (ред. от 25.12.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 10.01.2016) // Справочно-правовая система Консультант плюс.
5. Андреева Л. В. О совершенствовании законодательства о естественных монополиях в интересах потребителей (общие вопросы) // Предпринимательское право. - 2016. - N 2. - С. 18-20.
6. Батина И. Н. К вопросу о современных подходах к тарифному регулированию в отраслях естественных монополий // Журнал экономической теории. - 2015. - N 1. - С. 105-110.
7. Белоусова Н. По поводу структурных реформ российских естественных монополий на федеральном и региональном уровнях // Российский экономический журнал. - 2015. - N 5. - С. 85-88.
8. Брюханова Н. В. Динамический анализ основных показателей деятельности естественных монополий в условиях их реформирования (на примере РАО "ЕЭС России") // Сибирская финансовая школа: АВАЛЬ. - 2017. - N 3. - С. 37-43.
9. Буркеева Р. Г. Природа и функции естественных монополий // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2016. - N 8 (114), август. - С. 9-13.
10. Гоман И. В. Конкуренция и государственное регулирование экономики российской Федерации / И. В. Гоман, А. В. Егорова // Вестн. СамГУ. – 2015. – № 2 (124). – С.116-122
11. Дубровин О.В. Развитие конкуренции и антимонопольная политика // Предпринимательское право. - 2015. - № 1. - С. 29 - 46.
12. Журавлева, Г.П. Экономическая теория. Микроэкономика- 1, 2. Мезоэкономика: Учебник / Г.П. Журавлева. - М.: Дашков и К, 2016. - 934 c.
13. Князева И. В. Историко-экономический экскурс: генезис монополизма и конкуренции в экономике России 2016г.
14. Комаров А. В., Пилюк К. А. Антимонопольная политика РФ на современном этапе: проблемы и пути их разрешения // Экономика и современный менеджмент: теория и практика: сб. ст. по матер. LX междунар. науч.-практ. конф. № 4(58). – Новосибирск: СибАК, 2016. – С. 46-53.
15. Коптин Д. Р. Роль антимонопольного регулирования в развитии конкурентных отношений на естественно-монопольных рынках // Известия. - СПбУЭФ. - 2015. - № 4. - С.15-20.
16. Кузнецова Н. С. Организационно-экономические предпосылки разрешения противоречий развития естественных монополий // Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов. - 2017. - N 2. - С. 108-110.
17. Лившиц В. Н. Государство и естественные монополии в трансформации российской экономики // Россия и современный мир. - 2016. - № 3. - С. 74-79.
18. Меркулова Ю. О совершенствовании антимонопольного законодательства // Общество и экономика. - 2015. - N 10/11. - С. 5-41.
19. Мартыненко Г.И «Правовая защита конкуренции. Учебное пособие» Издательство: "Юстицинформ" 2016г.
20. Мингалимова А. В. Эволюция взглядов на природу государственного регулирования естественных монополий // Экономические науки. - 2017. - N 5. - С. 26-27.
21. Рубин Ю. Б. Конкурентный статус участников рынка Издатель – Университет, Серия - Современная конкуренция. Научные статьи 2016г.
22. Радюкова Я. Ю. Государственное регулирование деятельности естественных монополий в контексте обеспечения реализации национально-государственных интересов России // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2017. - Т. 82. - № 2. - С. 36-42.
23. Радюкова Я. Ю. Российские естественные монополии в условиях глобального экономического кризиса: проблемы и перспективы // Социально-экономические явления и процессы. - 2016. - № 3. - С. 216-219.
24. Савенко С. Е. Инвестиции в условиях естественной монополии : основные принципы стратегии и методов инвестирования в условиях естественной монополии // Российское предпринимательство. - 2015. - N 8. - С. 38-43.
25. Самочадин А. М. Естественные монополии в российской экономике: противоречия экономического, технологического, социального и стратегического подходов // Экономический анализ: теория и практика. - 2015. - N 19. - С. 37-47.
26. Тьюгендхэт К. Международные монополии; Прогресс - М., 2016. - 296 c.
27. Трачук А. В. Методы оценки уровня конкуренции в отраслях естетственных монополий, подвергшихся реформированию // Экономические науки. - 2015. - N 1. - С. 183-189.
28. Трачук А. В. Рынок покупателя как цель реформирования естественных монополий // Сибирская финансовая школа : АВАЛЬ. - 2015. - N 5. - С. 25-32.
29. Уланов В. Л. О путях реформирования естественных монополий // ЭКО. Экономика и организация промышленного производства. - 2016. - N 6. - С. 139-146.
30. Фитисова Т.В. Антимонопольная политика в России // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2016. – №1
31. Черныш В. В. Естественные монополии и развитие рынка электроэнергии // Экономические науки. - 2017. - N 1. - С. 208-213.
32. Цыганова. А.Г. Конкуренция и антимонопольное регулирование. Логос, 2015. - 368с.