Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Природоохранная деятельность - процесс сохранения, восстановления и воспроизводства природно-ресурсного потенциала, который должен быть важнейшим компонентом хозяйственной деятельности в целом.
Развитие природоохранной деятельности - необходимая предпосылка выхода из кризисной ситуации в экологии.
Природоохранную деятельность часто понимают в довольно узком смысле - как ликвидацию уже нанесенного природе ущерба (улавливание, очистка и т.п.). Однако в современных условиях содержание и направление деятельности по охране природы и сохранению природно-ресурсного потенциала значительно расширились.
Всё вышеизложенное объясняет актуальность рассмотрения положительных результатов природоохранной деятельности в Российской Федерации в настоящее время.
В статье 58 Конституции РФ используется термин «окружающая среда», который следует понимать широком значении, включающем как природную среду, так и элементы искусственной среды, это среда обитания и производственной деятельности человека. При этом среди объектов окружающей среды Конституция РФ особую роль отдает деятельности граждан страны, которая должна быть реализована посредством бережного отношение к природным ресурсам и богатствам Российской Федерации.
В деятельности органов местного самоуправления функция охраны окружающей среды предполагает систему мер, направленных, с одной стороны, на повышение качества окружающей среды, благоприятно воздействующей на человека, с другой стороны, на защиту окружающей среды от причиняющей ей вред деятельности самого человека. В Федеральном законе от 10.01.2002 № 7-ФЗ (в ред. от 31.12.2017) «Об охране окружающей среды» охрана окружающей среды определяется, как «деятельность, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий».
Полномочия органов местного самоуправления в сфере охраны окружающей среды определяются в соответствии со ст. 7 указанного Закона.
Обозначенная проблема указывает на актуальность выбранной темы исследования.
Объект данной работы – Краснодарский край.
Предмет исследования – государственное регулирование природопользования и охраны окружающей среды.
Цель исследования – комплексно проанализировать государственное регулирование природопользования и охраны окружающей среды.
Целью исследования предопределено решение ряда задач:
изучить теоретические основы государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды;
рассмотреть правовые основы государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды;
раскрыть деятельность органов государственного управления в области охраны окружающей среды и природопользования в Краснодарском крае;
выявить проблемы государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды и возможные пути их решения.
Теоретическую основу исследования составляют труды таких видных российских ученых как: В.А. Волкова, А.Н. Ивлеевой, О.В. Иполитовой, А. Колесниченко, А.В. Качанова, Б.А. Ландорина, Т.А. Наренко, и ряд других.
Методологическую основу исследования составляют диалектический метод научного познания, а также логический, сравнительно-правовой, статистический, конкретно-социологический и другие частные методы исследования правовых явлений.
Нормативную основу исследования составили: Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ»Об охране окружающей среды», Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и многие другие.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
1. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО
УПРАВЛЕНИЯ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕМ И ОХРАНОЙ
ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
1.1 Теоретические основы государственного управления
природопользованием и охраной окружающей среды
Природоохранная деятельность - процесс сохранения, восстановления и воспроизводства природно-ресурсного потенциала, который должен быть важнейшим компонентом хозяйственной деятельности в целом.
Проблема защиты окружающей среды приобретает приоритетный характер в современных международных отношениях, так как от перехода к новому виду развития, осмысленному с природоохранной и гуманной точки зрения, зависит сохранение жизни на Земле.
Стратегия экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года — документ стратегического планирования в сфере обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, определяющий основные вызовы и угрозы экологической безопасности, цели, задачи и механизмы реализации государственной политики в сфере обеспечения экологической безопасности [22, с. 26].
Нынешнее поколение становится очевидцем и непосредственным участником пересмотра всей системы ценностей нашего бытия и формирования новейшего экологического миропонимания, экологической этики. Только на базе переориентации человеческого на экологические установки может быть создание экономических и политических условий для обеспечения экологически стабильного развития. При недоступности экологического подхода к развитию и приоритета экологических императивов практически никакие технические заслуги не приведут к сокращению экологической напряжённости. Экологические трудности нынешнего дня не считаются итогом исключительно современного шага становления. В них отражается весь путь человеческого становления, направленный на достижение экономического прогресса.
Поначалу меры по охране природы были внутренним делом каждого государства, создавались особые органы: Комитет по охране окружающей среды (Германия), Министерство по охране окружающей среды (Англия, Франция), Агентство по охране окружающей среды (США). По мере роста угрозы сохранности биосферы и понимания того, что природа не знает границ, оживляется международная природоохранная деятельность.
Охрана природы - совокупность государственных и общественных мероприятий, направленных на сохранение атмосферы, растительности и животного мира, почв, вод и земных недр. Человеческая
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Собрание законодательства РФ. – 1993. - № 31. - Ст. 4398.
2. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Российская газета. - 2003. - № 202. – 12 октября.
3. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2002. - № 2. - ст. 133.
4. Акимова Т.А. Экология: учебник для ВУЗов / Т.А. Акимова, В.В. Хакасин. – М.: ЮНИТИ, 2018. – 390 с.
5. АлехинА.Б. Прогнозирование и оптимизация эколого-экономических систем / А.Б.Алехин. – Киев: Наукова думка, 2018. – 150 с.
6. Андреева, Н. Д. Теория и методика обучения экологии: учебник для СПО / Н. Д. Андреева, В. П. Соломин, Т. В. Васильева; под ред. Н. Д. Андреевой. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2017. — 190 с.
7. Астафьева, О. Е. Экологические основы природопользования: учебник для СПО / О. Е. Астафьева, А. А. Авраменко, А. В. Питрюк. — М.: Издательство Юрайт, 2017. — 354 с.
8. Балацкий О.Ф. Моделирование социо-эколого-экономической системы региона / О.Ф. Балацкий, В.И. Гурман, Е.В. Рюмина. – М.: Наука, 2020. – 345 с.
9. Балацкий О.Ф. Экономика и качество окружающей природной среды / О.Ф. Балацкий, Л.Г. Мельник, А.Ф. Яковлев. – СПб.: Питер, 2019. – 190 с.
10. Бебчук Б.Ц. Вопросы эколого-экономического обоснования стратегий НТП в области природопользования. Экономика и математические методы / Б.Ц. Бебчук, О.С. Варламова, А.А. Гусев. – М.: Норма, 2018. – 377 с.
11. Воронцов А.П. Политика рационального природопользования и охраны окружающей среды / А.П. Воронцов. – М.: Норма, 2019. – 107 с.
12. Высторобец Е.А. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды и природных ресурсов / Е.А. Выстробец. – М.: МНЭПУ, 2020. – 232 с.
13. Гирусов Э.В. Экология и экономика природопользования: учебник для вузов / Э.В. Гирусов. – М.: ЮНИТИ, 2018. – 455 с.
14. Голуб А.А. Социально-экономические основы экологической политики. Экономика и математические методы / А.А. Голуб, Е.Б. Струкова. – М.: Дело, 2019. – 240 с.
15. Ионова А.С. Оценка уровня экономической безопасности региона на примере Свердловской области / А.С. Ионова // Экономика и менеджмент инновационных технологий. – 2020. – № 4. – С. 10-15.
16. Касьянов П.В. Переход к устойчивому развитию: эколого-экономические предпосылки / П.В. Касьянов. – М.: НУМЦ Госкомэкологии России, 2019. – 300 с.
17. Сазонов, Э. В. Экология городской среды: учеб. пособие для СПО / Э. В. Сазонов. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 275 с.
18. Третьякова, Н. А. Основы экологии: учеб. пособие для вузов / Н. А. Третьякова; под науч. ред. М. Г. Шишова. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 111 с.
19. Трифонова, Т. А. Гигиена и экология человека: учеб. пособие для СПО / Т. А. Трифонова, Н. В. Мищенко, Н. В. Орешникова. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 206 с.
20. Хван, Т. А. Экологические основы природопользования: учебник для СПО / Т. А. Хван. — 6-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 253 с.
21. Шакиров Р. Об экологической безопасности / Р. Шакиров // Вестник Томского государственного университета. – 2020. – № 2. – С. 21-25.
22. Экологические основы природопользования: луга и тундры: учеб. пособие для академического бакалавриата / Т. А. Радченко [и др.]; под науч. ред. Г. И. Махониной. — М.: Издательство Юрайт, 2017. — 85 с.
23. Экология: учебник и практикум для прикладного бакалавриата / А. В. Тотай [и др.]; под общ. ред. А. В. Тотая, А. В. Корсакова. — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 353 с.
24. Экологи оценили состояние реки Кубань в Краснодаре // URL: https://yugtimes.com/ news/61795/.
25. Экологические проблемы Краснодарского края // https://эко-рф.рф/a223069-ekologicheskie-problemy-krasnodarskogo.html.