Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Для того чтобы пользоваться спросом на конкурентном рынке, туристические фирмы должны развивать ассортимент предлагаемых услуг. Развитие в экскурсионной деятельности способствует успеху и продвижению экскурсионных предложений на туристическом рынке. При этом важное значение отводится таким аспектам как качественная разработка экскурсии, подготовка экскурсоводов, изучение способа и техники проведения экскурсии 5, с. 166.
Создание новых маршрутов приводит к появлению новых экскурсионных объектов и продуктов, а также различным формам их подачи, т.е. к развитию культурно-познавательного туризма и привлечению большего количества туристов, а значит, рассматриваемая тема является весьма актуальной.
В данной работе объектом исследования является туристский потенциал Свердловской области. Предмет исследования – использование туристского потенциала Свердловской области для разработки проекта культурно-познавательного тура.
Целью данной курсовой работы является разработка проекта культурно-познавательного тура «Таинственные места Свердловской области».
Выполнение курсовой работы направлено на приобретение практического опыта по систематизации полученных знаний и практических умений, формированию профессиональных и общих компетенций.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
1) изучить сущность туристского продукта;
2) изучить теоретические аспекты культурно-познавательного туризма;
3) провести исследование туристского потенциала Свердловской области;
4) провести сравнительный анализ предложений туристических компаний;
5) разработать проект культурно-познавательного тура «Таинственные места Свердловской области»;
6) рассчитать стоимость разработанного тура.
В качестве методов исследования использовался анализ и синтез источников литературы, а также обобщение и сравнительно-экономический метод.
Методологической основой данного проекта стали работы таких авторов, как Агасиев М.Н., Артемова Е.Н., Ширинкин П.С., Алферова Л.С., нормативные документы, информация из электронных источников и статьи из журналов.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанный тур может использоваться в практической деятельности туристских предприятий, осуществляющих деятельность в сфере внешнего туризма и будет способствовать развитию внутреннего туризма и привлечению туристов в Свердловскую область, желающих ознакомиться с музеями, памятниками истории и культуры, и, следовательно, развитию культурно-познавательного туризма в данном направлении.
Структура работы соответствует логике исследования и включает в себя введение, теоретическую часть, практическую часть, заключение и список литературы.
Во введении раскрыта актуальность работы, ее цель и задачи.
Первая глава посвящена понятию туристского продукта и теоретическим аспектам экскурсионного туризма. В ней описаны элементы туристского продукта, а также понятие и виды познавательных туров.
Во второй главе полученные теоретические знания используются для разработки проекта культурно-познавательного тура в Свердловскую область.
В заключении сделаны выводы по проведенному исследованию.
1 Теоретические аспекты культурно-познавательного туризма
1.1 Сущность и элементы туристского продукта
В условиях туристической индустрии направленной на удовлетворение потребностей и формировании новых, туристские фирмы каждый день вовлечены в борьбу за потребителя, которую нельзя проиграть, так как в современном информационном мире фактор формирования новых, востребованных туристических продуктов является одним из базовых условий востребованности туристских услуг.
Современная деятельность в туристской сфере в зависимости от составляющих услуг, места их предоставления и обслуживаемых групп туристов делится на:
1) внутренний сегмент туристской сферы индустрии – туристическая деятельность, которая связана с предоставлением туристических услуг и продуктов для туризма на внутренней территории страны – внутренний туризм;
2) внешний (международный) сегмент туристской сферы индустрии – туристическая деятельность, которая связана с предоставлением туристических услуг и продуктов для туризма жителям другой страны; подразделяется на выездной туризм (outbound tourism), и въездной туризм (inbound tourism).
Деятельность туристских фирм следует рассматривать как деятельность не по созданию материальных ценностей, а деятельность по удовлетворению человеческих потребностей.
Характеризуя деятельность туроператоров и турагентов, можно определить их значение для индустрии туризма. Данные предприятия объединяют поставщиков услуг с туристами, которые достаточно разобщены и во времени и в пространстве [7, с. 11].
На рисунке 1.1.1 показана схема, показывающая продвижение туристского продукта на рынок туристских услуг.
Как видно из рисунка поставщики услуг заключают договоры с туроператором, который в дальнейшем формирует готовый турпродукт, состоящий из нескольких услуг и в дальнейшем осуществляет их реализацию либо турагенту, либо посредством собственных торговых точек продает их потребителю. В этой связи формирование и продвижения новых туристских продуктов является одним из приоритетов развития предприятий туристского бизнеса.
Рисунок 1.1.1 – Схема продвижения туристского продукта на рынок
Под сущностью туристского продукта понимают комплекс туристских услуг, оказываемый гостям предприятий туристского бизнеса.
Современная деятельность в туристской сфере представляет собой комплекс различных многопрофильных ресурсов, которые обладают ценностью для развития туризма, при этом они могут очень быстро адаптироваться с учетом сферы деятельности.
Деятельность современной туристской сферы индустрии связана с реализацией туристических проектов, в этой связи туристское проектирование является важным аспектом развития туризма 11, с. 64.
Использование проектирования туристского продукта позволяет обоснованно и объективно определять цели развития туристической индустрии, оптимизировать использование имеющихся туристических ресурсов для их достижения, вносить своевременную коррекцию управления, накапливать, анализировать и использовать опыт реализованных туристических проектов.
Таким образом, система проектирования туристского продукта является важнейшей компонентой управления развитием современной туристической отрасли, необходимой для эффективного достижения стратегических целей.
Острая конкурентная борьба на всех уровнях в условиях динамично меняющегося мира выявляет необходимость инноваций в деятельности хозяйствующих субъектов. Для постоянного мониторинга и отслеживания инноваций, оценки их эффективности и соответствия реализации стратегии предприятия на данный момент широко используется методология проектного
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. №132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (в редакции федерального закона от 03 мая 2012 г. № 47-ФЗ). – М.: Гросс Медиа, 2014. – 72 с.
2. Постановление Правительства Свердловской области от 01.08.2019 № 488-ПП «Об утверждении Стратегии развития внутреннего и въездного туризма в Свердловской области на период до 2035 года». – 83 с.
3. Агасиев, М.Н. Проблемы правового регулирования культурно-познавательного туризма в России [Электронный ресурс] // Южный федеральный университет. – 2021. – С.1-5. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-pravovogo-regulirovaniya-kulturno-poznavatelnogo-turizma-v-rossii (дата обращения 16.01.2022).
4. Алферова, Л.С. Культурно-познавательный туризм: подходы к определению понятия [Электронный ресурс] // Научно-практический электронный журнал «Аллея Науки». – 2018. – С. 56-61. – Режим доступа: https://alley-science.ru/domains_data/files/DJanuary18/KULTURNO-POZNAVATELNYY%20TURIZM%20PODHODY%20K%20OPREDELENIYu%20PONYaTIYa.pdf (дата обращения 16.01.2022).
5. Баянова, Л.Н. Разработка и оценка эффективности экскурсионных услуг на региональном рынке внутреннего туризма // Научное обозрение. –2017. –№ 19. – С. 166-173.
6. Боголюбова, С.А. Виды и тенденции развития туризма: учебное пособие для вузов / С.А. Боголюбова. - Москва: Юрайт, 2020. – 231 с.
7. Гончарова И.В. Маркетинг туризма: учебное пособие / И.В. Гончарова, Т.П. Розанова, М.А. Морозов, Н.С. Морозова. – М.: Федеральное агентство по туризму, 2017. – 224 с.
8. Джанджугазова, Е.А. Туристско-рекреационное проектирование: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2017. – 272 с.
9. Дунец, А.Н. Проектирование и продвижение регионального туристского продукта: учебное пособие. – Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2018. – 163 с.
10. Илькевич, С.В. Организационно-экономические принципы проектирования, развития и обустройства пригородных пеших троп [Электронный ресурс] // Сервис в России и за рубежом. – 2017. – С. 207-215. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsionno-ekonomicheskie-printsipy-proektirovaniya-razvitiya-i-obustroystva-prigorodnyh-peshih-trop (дата обращения 16.01.2022).
11. Кудрина, Е.Л. Социально-культурные технологии туристской деятельности: проектный подход [Электронный ресурс] / Е.Л. Кудрина, А.И. Юдина, С.А. Мухамедиева // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. – 2018. – № 3(73). – С. 62-76. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-kulturnye-tehnologii-turistskoy-deyatelnosti-proektnyy-podhod (дата обращения 16.01.2022).
12. Ширинкин, П.С. Культурный туризм как метод развития территории [Электронный ресурс] // Вестн. Челяб. гос. акад. культуры и искусств. – 2017. – № 1. – С. 62-68. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/kulturnyy-turizm-kak-metod-razvitiya-territorii-kontseptsiya-permskaya-biarmiya (дата обращения 16.01.2022).
13. Более миллиона туристов посетили Свердловскую область в 2021 году. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://tourism.interfax.ru/ru/news/articles/82504/ (дата обращения 16.01.2022).
14. В 2020 году турпоток в Свердловскую область сократился на 54%. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.kommersant.ru/doc/4781145 (дата обращения 16.01.2022).
15. Виды экскурсионного туризма. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://turvopros.com/vidyi-ekskursionnogo-turizma/ (дата обращения 16.01.2022).
16. Лучшие Экскурсионные Туры России. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://turstat.com/topguidedtoursrussia (дата обращения 16.01.2022).
17. Мистические экскурсии в Екатеринбурге. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://extraguide.ru/russia/ekaterinburg/mystical/ (дата обращения 16.01.2022).
18. Не только Перевал Дятлова. Мистика Урала. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://overtime.life/ne-tolko-pereval-dyatlova-mistika-urala (дата обращения 16.01.2022).
19. Приоритетные виды туризма в регионе Свердловская область. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.nbcrs.org/regions/sverdlovskaya-oblast/prioritetnye-vidy-turizma-v-regione (дата обращения 16.01.2022).
20. Самые загадочные места Свердловской области с фотографиями. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://nashural.ru/article/zagadki/samye-zagadochnye-mesta-sverdlovskoy-oblasti/ (дата обращения 16.01.2022).
21. Таинственные места Урала. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://bolshayastrana.com/blog/zagadochnye-mesta-urala-tainstvennye-i-strashnye-58 (дата обращения 16.01.2022).
22. Туризм в Свердловской области. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Туризм_в_Свердловской_области#Этнокультурный_туризм (дата обращения 16.01.2022).