Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Одним из показателей, характеризующих состояние экономической безопасности государства и утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 13.05.2017 № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года», является уровень преступности в экономике.
Выступая на расширенном заседании коллегии МВД России, Президент РФ В.В. Путин отметил, что «приоритетным направлением деятельности МВД России является борьба с экономической преступностью, а именно: чистка от криминала, от «серых», теневых схем банковской системы, ТЭК, производственных и строительных отраслей».
МВД России обнародовало данные по общему материальному ущербу от всех преступлений за 2020 год в общей сложности преступники сделали российское общество беднее на 834,5 млрд рублей. Большая часть вреда (642 млрд рублей) оказалась причинена преступниками в экономической сфере, причем годом ранее показатель не превышал 340 млрд рублей.
Почти двукратный рост был связан с участившимися квалифицированными мошенничествами (в сфере кредитования, с использованием электронных средств платежа и т. д.), оборотом поддельных денежных знаков и ценных бумаг, коррупционными и налоговыми преступлениями. При этом количество преступлений в сфере налогообложения выросло как в количественном отношении, так и в части размера ущерба. По оценке специалистов МВД, он достиг почти 85 млрд рублей.
Цель исследования – описать и проанализировать официальные данные об экономических преступлениях в России.
Для достижения цели были определены следующие задачи исследования:
– дать социально-экономическую сущность экономических преступлений;
– дать понятие и социальную оценку экономической преступности;
– рассмотреть экономические причины экономической преступности;
– раскрыть хронологию экономической преступности в России;
– дать характеристику видов преступлений в сфере экономической деятельности;
– раскрыть меры борьбы с преступлениями в сфере экономической деятельности;
– рассмотреть возможные пути решения проблем борьбы с экономическими преступлениями.
Объект исследования – экономические преступления.
Предмет исследования – теоретические аспекты экономической преступности в России.
В работе использовались следующие методы: теоретический, аналитический, синтез,
Информационной базой исследования послужили официальные документы и законы РФ, монографии, статистические сборники, статьи в периодической печати, учебники, исследования отечественных и зарубежных ученых, материалы международных научно-практических конференций, международные обзоры, данные международных организаций, интернетресурсы.
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ
1.1. Социально-экономическая сущность преступлений
В основе определения экономической преступности лежат несколько аспектов:
– последствия – причинение материального ущерба;
– объект посягательства;
– корыстная мотивация и личная заинтересованность и др.
Для более полного уяснения сущности «экономическая преступность» можно выделить ее ключевые признаки: извлечение выгоды (осуществляется в процессе профессиональной деятельности, связано с заключенными договорами и обязательствами), анонимность жертв (жертва не в курсе совершаемого против нее экономического преступления), наличие двух субъектов (юридического и (или) физического лица), существенный ущерб, множественный характер, перераспределение материальных благ, длительный систематический характер.
Важно подчеркнуть, что такой признак как обязательность совершения экономического преступления в процессе профессиональной деятельности является решающим и заглавным практически в любом определении экономической преступности как явления.
Преступления в сфере экономической деятельности посягают на различные общественные отношения, которые ее составляют. Поэтому всю группу преступлений в сфере экономики можно разделить (классифицировать) на более мелкие группы с учетом непосредственного объекта посягательства.
Вопрос классификации преступлений в сфере экономической деятельности в науке является дискуссионным. Практически каждый из правоведов, исследовавших эту проблему, предлагает свою оригинальную классификацию.
Исходя из распространенной в теории основы подразделения преступлений в сфере экономической деятельности по непосредственному объекту посягательства данные деяния можно разделить на следующие группы [8, с. 299]:
1) преступления против интересов предпринимательства (ст. 169-175, 185.5 УК РФ);
2) преступления против интересов кредиторов (ст. 176, 177, 195-197 УК РФ);
3) преступления против свободной и добросовестной конкуренции (ст. 178-180, 183, 184 УК РФ);
4) преступления в сфере финансов (ст. 172.1, 172.2, 172.3, 185-185.4, 185.6, 186, 187, 191-193.1, 198-199.4 УК РФ);
5) преступления против установленного порядка внешнеэкономической деятельности (ст. 189-190, 194, 200.1, 200.2 УК РФ);
6) преступления против интересов потребителей (ст. 181, 200.3, 200.4, 200.5, 200.6 УК РФ).
Такая классификация является условной, поскольку ряд преступлений имеют несколько непосредственных объектов, один из которых признается основным, а другой факультативным. К тому же некоторые преступления могут посягать и на объекты, находящиеся за пределами сферы экономической деятельности.
Подавляющее число статей в главе «Преступления в сфере экономической деятельности» имеют бланкетную диспозицию, содержание которой раскрывается в законах или иных нормативных правовых актах другой отрасли права (например, гражданского, налогового, финансового, таможенного). Неизбежная бланкетность описания признаков преступлений в сфере экономической деятельности порождает и определенные проблемы в правоприменении. Основная из них - это объемная, иногда противоречивая и систематически изменяющаяся правовая база, к которой необходимо обращаться при применении соответствующих уголовно-правовых норм.
Еще одной важной особенностью статей главы 22 УК РФ является широкое использование в них понятий и определений других отраслей права (например, предпринимательская деятельность, организация, имущество, товарный знак, банкротство, налог и др.).
1.2 Понятие и социальная оценка экономической преступности
Социальные преобразования в России включают в себя изменение отношения общества к низшим слоям населения. Западные страны давно включили в систему борьбы с экономическими преступлениями поддержку необеспеченного населения. Ночлежки, бесплатное питание, бесплатная раздача поношенной одежды привычны для европейского образа жизни. Такие расходы на необеспеченных граждан с лихвой окупаются уменьшением краж и других видов экономических преступлений. У нас подобная социальная политика нуждается в материальной поддержке не только государственной, но и различных фондов. К сожалению, общий экономический кризис в стране не позволяет на сегодняшний момент организовывать в достаточной мере те благотворительные организации, которые могли бы помочь бедным людям. В то же время государство не поощряет в должной мере саму благотворительную деятельность, ограничивая ее различными условиями и количественно. Потому в России закон о благотворительности крайне необходим. Он нужен в первую очередь для предотвращения краж и других экономических преступлений, совершаемых малообеспеченным населением. В России большое количество пожилого населения. Именно оно становится объектом различного рода домогательств со стороны мошенников. Пожилые люди, застигнутые «врасплох» рыночной экономикой, не в состоянии приспособиться к ней. В результате они готовы поверить различным обещаниям фирмоднодневок, подписать контракт, не вникая в его суть. Вот тут их и ожидают различного рода аферисты, использующие слабость нашего законодательства и готовые нажиться за счет чужой беды и юридической безграмотности. Поэтому социальная политика поддержки пожилого населения, пенсионеров – это значительный шаг в предупреждении экономической преступности. Поляризация доходов населения у нас чрезвычайно велика, ни в одной стране мира нет такой поляризации доходов как у нас. Этот факт приводит к практическому исчезновению среднего слоя, который представлен в западных странах в качестве основного. Такое положение ведет к социально нестабильной ситуации и появлению значительного числа лиц, недовольных своим социальным положением. Это увеличивает возможность социального взрыва, провоцирует криминализацию общества и увеличение экономической преступности [4, с. 167].
Итак, как и все явления, экономические отношения имеют разные уровни. Однако в данных отношениях определяющим (для преступности) является высший их уровень, ибо «отзвуки» «верхних слоев» экономических отношений с неизбежностью вызывают их разбалансированность до самого низа, приводя подчас общество к тяжким кризисным ситуациям, оказывающим влияние на другие стороны общественного бытия.
Экономические отношения, их противоречивость, как правило, рождают преступность. Объясняется это тем, что они основаны на конкуренции, а значит, на подавлении конкурентов, на запрограммированной избыточности рабочей силы, т.е. безработице, на выжимании прибыли в возможно больших размерах, на столь же запрограммированном имущественном и социальном расслоении людей. Экономически (прежде всего с точки зрения производства товаров и услуг) рыночная экономика доказала свою жизнеспособность, однако многие ее негативные последствия, в частности высокая преступность, в том числе в экономически благополучных странах, – реальность.
«Спускаясь вниз» по уровням анализа, надо отметить, что экономические отношения затрагивают практически каждого человека. Например, рыночные отношения – это не только рынок товаров и услуг, но и рынок рабочей силы. А рынок рабочей силы предполагает и безработицу – резерв преступности.
Особо негативную роль в наше время играет громадный разрыв в уровне жизни бедных и богатых людей (1 : 15 или даже 1 : 20). И если на одном полюсе преступность порождается нищетой значительных слоев населения, то на другом – ничем не обузданным стремлением к сверхдоходам, к обогащению за счет государства и общества. При определенных условиях экономическая преступность может перерасти и перерастает в корыстно-насильственную и просто насильственную преступность.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. N 390-ФЗ «О безопасности». Принят Государственной Думой 7 декабря 2010 года (с изменениями и дополнениями от: 5 октября 2015 г., 6 февраля, 9 ноября 2020 г.) – СПС «Гарант».
2. Указ Президента РФ от 13 мая 2017 г. N 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года».
3. Указ Президента РФ от 2 июля 2021 г. N 400
«О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации»
Периодическая литература
4. Бурбина, А. А. Угрозы и принципы формирования экономической безопасности в современных экономических условиях Российской Федерации / А. А. Бурбина. - Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2019. - № 21 (259). - С. 167-170.
5. Доронина, Н. Ю. Проблемы квалификации преступлений в сфере экономики / Н. Ю. Доронина. – Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 3 (293). — С. 169-172.
6. Е.А. Чеснокова. Анализ преступлений экономической направленности в России за период 2019-2021 гг// Чеснокова Е.А., Лепехина О.В., Шеин А.А. –
Строительство и недвижимость. – 2021. – № 1 (8). – С. 164-169.
7. Иванов, Н. Г. Преступления в сфере экономики: учебное пособие для академического бакалавриата / Н. Г. Иванов. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 168 с.
8. Каськов Д. М., Рудакова О. В. Экономическая преступность как угроза экономической безопасности России // Среднерусский вестник общественных наук. 2016. Т. 11, № 6. С. 299-307.
9. Организация предупреждения правонарушений в сфере экономики / В.И. Авдийский и др. - М.: Юрайт, 2021. - 272 c.
10. Ответственность за нарушение обязательств. Постатейный комментарий главы 25 Гражданского кодекса Российской Федерации / Под редакцией П.В. Крашенникова. - М.: Статут, 2020. - 100 c.
11. Ответственность за преступления против компьютерной информации по уголовному законодательству РФ. - Москва: Машиностроение, 2020. - 115 c.
12. Панин Д.А. Экономическая преступность как угроза экономической безопасности кредитно-финансовой сферы // Экономическая безопасность. – 2019. – Том 2. – № 2. – С. 97-104.
13. Пушкарева, Наталья Ответственность за налоговые преступления в современной России / Наталья Пушкарева. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2019. - 374 c.
14. Рогатых, Любовь Ответственность за преступления в сфере внешнеэкономической деятельности и контрабанду / Любовь Рогатых. - Москва: СПб. [и др.] : Питер, 2021. - 643 c.
15. Русанов Г. А. - ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 224с.
16. Сайиян К.В., Асон Т.А. Экономическая безопасность России в условиях международных санкций // Экономическая безопасность. – 2021. – Том 4. – № 1. – С. 31–42.
17. Соколова, Ольга Вопросы ответственности за преступления против порядка управления / Ольга Соколова. - М.: Директ-Медиа, 2021. - 393 c.
18. Соловьев, И.Н. Оперативно-розыскная деятельность в сфере экономики и налогообложения / И.Н. Соловьев. - М.: Проспект, 2021. - 150 c.
19. Филиппов, Павел Александрович История уголовной ответственности за преступления против порядка управления. Законодательство, теория, практика / Филиппов Павел Александрович. - М.: Зерцало, 2020. - 530 c.
20. Экономическая безопасность России: методология, стратегическое управление, системотехника: монография / кол. авторов; под науч. ред. С.Н. Сильвестрова. – Москва: РУСАЙНС, 2018. – 350 с.
21. Экономическая безопасность: проблемы, перспективы, тенденции развития [Электронный ресурс]: материалы VI Международной научнопрактической конференции (19 февраля 2020 г.) / Пермский государственный национальный исследовательский университет. – Электронные данные. – Пермь, 2020. – 617 с.
22. Экономическая теория преступлений и наказаний: моногр. / А. К. Моденов, Т. Н. Орловская // под ред. А. К. Моденова; СПбГАСУ. – СПб., 2018. – 174 с.
Internet-ресурсы
23. Официальный сайт Минэкономразвития Российской Федерации [Электронный ресурс]. – URL: http://economy.gov.ru. (дата обращения 19.01.2022).
24. Официальный сайт Российской газеты [Электронный ресурс]. – URL: http://www.rg.ru (дата обращения 19.01.2022).
25. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/ (дата обращения: 10.12.2021).
26. Официальный сайт МВД России [Электронный ресурс]. – URL: https://мвд.рф/reports (дата обращения 19.01.2022).
27. Портал правовой статистики [Электронный ресурс]. – URL: http://crimestat.ru (дата обращения 19.01.2022).