Фрагмент для ознакомления
2
Формирование рынка научно-технической продукции, в основе которой всегда лежат новые знания как результат интеллектуальной деятельности человека, требует внимательного отношения к вопросам защиты имущественных прав в отношении таких достижений и умелого использования предоставляемых законодательством различных форм охраны этих прав.
Ноу-хау или служебная и коммерческая тайна - это информация, в отношении которой установлен особый режим охраны. В отличие от монопольного права на использование, например, запатентованного изобретения, в отношении ноу-хау закон охраняет право владельца на защиту его имущественных интересов в случае незаконного способа получения или разглашения этой информации третьими лицами. Условия таких гарантий со стороны закона - неизвестность этой информации, а также принятие надлежащих мер по сохранению ее в тайне со стороны владельца.
Актуальность темы исследования состоит в том, что в настоящий период времени почти каждый субъект деятельности в сфере предпринимательских отношений образует собственный объем конфиденциальных сведений, признавая ее коммерческой тайной, не всегда четко осознавая, что же все-таки стоит за данным определением. Помимо этого, законодатель в качестве сведений, которые не могут признаваться коммерческой тайной, перечислил только те сведения, засекречивание которых может нанести ущерб правам и законным интересам государства и отдельных граждан, и почти совсем не разъяснил, какая именно информация выступает в качестве коммерческой тайны.
Необходимо также отметить тот факт, что, с учетом положений действующего отечественного законодательства, довольно сложно провести разграничение таких понятий, как «ноу-хау» и «коммерческая тайна». Секреты промысла и торговли сформировались гораздо позже, чем другие результаты интеллектуальной деятельности, и их охрана не получила пока четкого правового оформления и в развернутом виде нигде не закреплена.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в связи с созданием и использованием секретов производства «ноу-хау».
Предмет исследования – особенности права на секрет производства «ноу-хау».
Цель работы – комплексное исследование понятия «ноу-хау» и договора о его передаче.
Поставленная цель обуславливает необходимость решения следующих задач:
1) изучить историю развития «ноу-хау» в России;
2) рассмотреть понятие и содержание секрета производства «ноу-хау»;
3) исследовать юридическую природу секретов производства «ноу-хау» в гражданском праве России;
4) изучить секрет производства и коммерческая тайна: вопросы взаимоотношений;
5) провести исследование защиты исключительного права на секрет производства «ноу-хау».
Методологической основой данного исследования являются различные общенаучные методы: диалектно-материалистический - как основной способ объективного и всестороннего познания действительности, исторический, сравнительно-правовой, формально-логический, системно-структурный, логического и функционального анализа.
Структура данной работы включает в себя введение, две главы основной части, заключение, список использованных источников и литературы.
Глава 1.Общая характеристика секрета производства «ноу-хау»
1.1.История развития «ноу-хау» в России
Термин «ноу-хау» появился и был использован впервые в Соединенных Штатах Америки, в переводе с английского языка он значит «знать, как». Под ноу-хау следует понимать опыт, знания технического характера, производственные секреты, секреты управления и торговли, не защищенные соответствующими патентами.
В правовой науке под ноу-хау понимают сведения, которые представляют из себя потенциальную либо действительную коммерческую ценность из-за неизвестности третьим лицам. В качестве примером ноу-хау могут выступать: специфические преобразования процессов технологического характера, схемы работы персонала, технические документы на товары производства, результаты рыночных исследований.
Ноу-хау следует отнести к интеллектуальной собственности. Сведения, образующие ноу-хау, могут находиться в собственности физических и юридических лиц. Владеть подобной информацией можно, сформировав ее либо приобретя на основании закона. Принято выделять материальную и нематериальную формы ноу-хау.
К материальной форме следует отнести фотографии, документы, микрофильмы, копии и др. В подобной форме подлежат передаче планы зданий архитектурного назначения, разнообразные инструкции, списка запчастей, расчеты и др.
К нематериальной форме следует отнести консультации по производственным технологиям и иным вопросам, демонстрация производственных способов.
Также выделяют техническое и коммерческое ноу-хау.
К техническому ноу-хау следует отнести разного рода профессиональные, технические опыт и знания, как правило, установленные в расчетах, чертежах, результатах опытов, технологических инструкциях и др.
К коммерческому ноу-хау следует отнести вопросы, связанные с производственной организацией, картотекой поставщиков и клиентов, рекламные методы и иные знания. Технические и коммерческие ноу-хау могут быть очень тесно взаимосвязаны друг с другом. К примеру, результаты исследований статистического характера подлежат применению вместе с методами рекламного влияния на разные категории покупателей.
В недавний период времени случился целый ряд фундаментальных и технологический открытий в разных сферах знаний. Развитие экономики в последние годы осуществляется посредством производств наукоемкого характера.
По этой причине прогресс науки и техники в последние десятки лет получает все новые особенности. Одной из них считается резкое снижение срока практической реализации открытий науки: средний период для освоения нововведений составляет с 1885 по 1919 год – 37 лет; с 1920 по 1944 год – 24 года; с 1945 по 1964 год – 14 лет, а для самых перспективных открытий, к которым следует отнести лазеры, атомную энергетику и электронику – около 3-4 лет.
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативные правовые акты:
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 21.12.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.12.2021) // Российская газета, N 238-239, 08.12.1994
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 N 230-ФЗ (ред. от 11.06.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2022) // Российская газета , N 289, 22.12.2006
3. Федеральный закон от 29.07.2004 N 98-ФЗ (ред. от 09.03.2021) О коммерческой тайне // Российская газета, N 166, 05.08.2004
Научная и учебная литература:
1. Артонкина Н.В. Секрет производства и защита интеллектуального права // Журнал «Менеджмент сегодня». - 2020. - № 3. - С. 240-248.
2. Гаврилова В.В. Правовые признаки секрета производства (ноу-хау) // Журнал «Экономика, социология и право». - 2018. - № 1. - С. 11-13.
3. Еременко В.И. Секрет производства (ноу-хау) как объект исключительных прав в соответствии с частью четвертой ГК РФ// Адвокат. – 2017. – № 5. – С. 83-91.
4. Ерохин П.И. Секрет производства (ноу-хау): понятие, признаки и виды // Цифровые трансформации в развитии экономики и общества. Сборник научных статей. - 2021. - С. 194-198
5. Ефетерова И.К. Особенности защиты исключительного права на секрет производства («ноу-хау») // Журнал «Новый юридический вестник». - 2021. -№ 6 (30). - С. 24-27.
6. Идрисов Х.В., Хакиева М.М. История возникновения и развития ноу-хау: из древности в современность // Журнал «Наука и молодежь». - 2020. - С. 435-439.
7. Киприянов В.Д. К вопросу о понятии «ноу-хау» // Актуальные проблемы юриспруденции. Сборник научных статей. – М.:. -2021. - С. 168-173.
8. Кончаков А.Б., Матвеева И.А. Соотношение понятий «коммерческая тайна» и секрет производства «ноу-хау» // Журнал «Современная научная мысль». - 2020. - № 2. - С. 194-198.
9. Кривова Н.С., Нетишинская Л.Ф. Понятие секрета производства (ноу-хау) как объекта интеллектуальных прав // Журнал «Полиматис». - 2017. - № 4. - С. 30-34.
10. Новиков А.В., Слабкая Д.Н. Право на секрет производства // Журнал «Вопросы российского и международного права». - 2018. - Т. 8. - № 8A. - С. 61-68.
11. Носов К.И. Некоторые особенности правовой природы ноу-хау // Журнал «Молодой ученый». - 2021. - № 20 (362). - С. 352-354.
12. Право интеллектуальной собственности: учебник и практикум для академического бакалавриата / Е. А. Позднякова [и др.] ; под общей редакцией Е. А. Поздняковой. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 374 с.
13. Тютикова Д.В. Институт ноу-хау: история зарождения и становления как правового института // Источники частного и публичного права. Сборник научных статей. - 2017. - С. 204-208.
14. Шишкина Н.М. Соотношение понятий «секрет производства», «ноу-хау», «информация, составляющая коммерческую тайну» // Журнал «Юридический факт». - 2019. - № 76. - С. 30-34.
15. Яблокова И.В., Волков С.Д. Секрет производства (ноу-хау) как охраняемый результат интеллектуальной деятельности предпринимателей // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия «Экономика и экологический менеджмент». – 2016. – С. 36-41