Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В условиях рыночной экономики каждый земельный участок дол-жен получить свою юридическую значимость (определенность) как объек-та государственного земельного кадастра и государственной регистрации. Полная и достоверная информация о земельных участках и прочно свя-занных с ними объектами недвижимости, включающая их правовые, коли-чественные, качественные, оценочные и другие характеристики, должна обеспечить возможность принятия органами исполнительной власти обос-нованных решений по развитию города (района), субъекта Российской Федерации и страны в целом.
Экономическая реформа, проводимая в Российской Федерации, по-влекла за собой коренную перестройку земельных отношений, создание рыночных механизмов регулирования и управления землепользованием, формирование новых управленческих структур. В этих условиях необхо-дима систематизированная информация о состоянии земли, включающая основные сведения об объекте земельных отношений и субъектах права на землю, то есть ведение земельного кадастра как системы информационного обеспечения при управлении и регулировании землепользования.
Введение в России наряду с государственной, частной собственно-сти на землю и недвижимое имущество ставит перед государством задачу ее правовой защиты как основы политической и экономической стабильно-сти, особенно с учетом возможности широкого использования залоговых операций с недвижимостью.
Современный международный, а также собственный российский опыт показывают, что механизм защиты прав собственников недвижимо-сти, в том числе и земли, должен основываться на системе государственно-го земельного кадастра, и в частности на системе регистрации прав на зем-лю.
Помимо этого, государственный земельный кадастр как ведущий элемент информационной системы обеспечивающий сбор налогов и плате-жей за землю и другую недвижимость и являющий основой функциониро-вания других реестров, таким образом, приобретая многоцелевое значение для всей экономики страны.
В настоящее время актуальной стала проблема регистрации прав на земельные участки. Для обеспечения этих целей проводятся работы по ме-жеванию и формированию земельного участка под объект капитального строительства.
Актуальность данной работы подтверждена вышеуказанными вы-водами.
Предметом изучения является организация и планирование дея-тельности землеустроительных организаций
Объектом изучения является земельный кадастр в России.
Целью данной работы является изучение оценки современного со-стояния организации и планирования работ в кадастровых палатах.
В данной работе были использованы следующие методы исследо-вания: анализ литературы, обобщение и синтез.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литера-туры.
Глава 1. Теоретические основы и содержание землеустройства
1.1 Понятие и содержание землеустройства
Вопросы правового регулирования в сфере экологической безопас-ности, рационального использования земель, а также права собственности на землю стали особо актуальными в земельном законодательстве. Но не менее важное место занимает проблема землеустройства. В Федеральном Законе "О землеустройстве" от 18.06.2016 №78 указано определение зем-леустройства: «мероприятия по изучению состояния земель, планирова-нию и организации рационального использования земель и их охраны, описанию местоположения и (или) установлению на местности границ объ-ектов землеустройства, организации рационального использования граж-данами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства, а также по организации территорий, используемых общинами коренных малочисленных народов Севера, Си-бири и Дальнего Востока Российской Федерации и лицами, относящимися к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, для обеспечения их традиционного образа жизни (внутрихозяйственное землеустройство)» [8].
Правовыми основания проведения землеустройства могут быть:
- договоры о землеустройстве;
- судебные решения, связанные с земельными спорами;
-решения государственных органов или органов местного само-управления.
Землеустроительные мероприятия очень часто проводятся в обяза-тельном порядке. Такие случаи как: выявление нарушенных или подвер-женных эрозии земель, изменение границ земельных участков и другие. Основной целью землеустройства является наиболее рациональное ис-пользование, а также защита земель. Помимо этого, землеустройства про-водится для улучшения окружающей природной среды, для развития природных ресурсов. Одной из составной части является форма земле-устройства внутрихозяйственных работ, основными целями данной рабо-ты является обеспечение развития земель, оптимизированное использова-ние земель физическими и юридическими лицами, а также разработка ме-роприятий, которые позволяют улучшить состояние угодий, восстановить нарушенные территории и освоить земли, не введенные в эксплуатацию [2].
Основными задачами землеустройства являются:
- создание экологически устойчивых ландшафтов;
- формирование рациональной системы землевладений и земле-пользователей с устранением недостатков в расположении земель;
- разработка различных программ по установлению рационального использования земель;
- осуществление планирования деятельности, а также организация рационального использования и охраны земель на национальном и регио-нальном уровнях;
- создание условий, обеспечивающих экологическое и экономическое использование и защиту сельскохозяйственных угодий;
- разработка мер по сохранению и улучшению условий, восста-новлению и повышению эффективности почв, защите земель от эрозии, наводнений, засоления, заболачивания, промышленных отходов, а также химикатам и др.
- создание программ с целью более эффективного землепользования, ограничений обременений в использовании земель [3, с. 25-27].
Землеустройство является важной частью природной окружающей среды. Именно земельные мероприятия повышается эффективность ис-пользования земли и высокопроизводительной сельскохозяйственной тех-ники, рациональной организации производства предприятий различных форм собственности.
В землеустройстве действует определенная систем проведения госу-дарственных мероприятий, которая включает в себя следующие работы:
- изучение состояние земельного участка;
- планирование и организация рационального использования земель;
- описание и установление границ рационального использования земель;
- внутрихозяйственное землеустройство [13, с. 12].
На протяжении многих лет землеустройство развивается и на прак-тике основными направлениями являются: создание и развитие проектов, направленные на формирование новых форм землевладения и землеполь-зования, связанные с использованием и охраной земель, также защита от ветровой и водной эрозии, оползней, подтоплений и засоления почв, ре-культивация нарушенных земель и других изысканий. Все эти работы направлены на совершенствование использования и охраны земель. Зна-чимая часть земельной деятельности, связанной с ведением государствен-ного земельного кадастра представляет собой совокупность сведений о це-левом назначении и правовом статусе земельных участков Российской Фе-дерации. Государственный земельный кадастр используется при планиро-вании использования и охране земель, мелиорации земель, а также их ин-вентаризации. Результаты должны быть подтверждены документально-правовыми документами для ведения государственного земельного ка-дастра и любых изменений границ и режимов землепользования. Следова-тельно, можно сказать, что землеустройство-это перераспределение зе-мель, а государственный земельный кадастр-это система документирова-ния состояния земельного фонда [7, с. 34].
Неотделимой частью землеустройства является процесс землеустрой-ства (состав, последовательность действий). Процесс землеустройства со-стоит из шести этапов:
- подготовительная работа. Включает в себя камеральную подготов-ку, т.е. сбор и анализ информации о рациональном использовании и охране земель;
-проектирование-чертежи, расчеты, содержащие обоснование земле-устройства;
- рассмотрение и утверждение проектной документации. Этот этап четко определен земельным законодательством. Порядок рассмотрения зависит от видов и форм собственности на землю;
- перенос проекта в область. Этот процесс касается передачи в соб-ственность или использования земли только тогда, когда ее границы уста-новлены и получены документы;
- оформление и выдача землеустроительных документов. Получен-ные документы составляют землеустроительную документацию и опреде-ляются в землеустроительное дело [1].
-
1.2 Принципы и виды землеустройства
Как уже упоминалось выше, целью землеустройства является эффек-тивное развитие земельной экономики страны, а также организация раци-онального использования и охраны земель с учетом интересов как госу-дарства, так и предприятий, граждан в земельных отношениях. Земле-устройство должно быть главным государственным рычагом в сфере зе-мельных изменений. Следовательно, можно сделать вывод о том, что:
- Нельзя начать использовать землю или производство без проведе-ния землеустройства, так как сначала нужно составить проект, его рас-смотреть, согласовать, утвердить, после этого получить удостоверяющий документ на землю, а уже в результате использовать по назначению;
- в процессе землеустройства происходит взаимоприспособление производства и территории, то есть тем самым организуется производ-ственное направление, с учетом плодородия почв, местоположения почв;
- при землеустройстве создаются организационно-территориальные условия землевладения и землепользования;
- при землеустроительной работе, государство обязано контролиро-вать государственные средства, отпущенные на землеустройство, а также контролировать землеустроительную деятельность [14, с. 127];
Значимым фактором в сфере землеустройства являются функции государственного управления земельными ресурсами:
- информационная поддержка управления земельным фондом. Дан-ная функция заключается в проведении почвенных, картографических ис-следований, а также инвентаризации земель;
- прогнозирование и планирование использования земельных ресур-сов и их защита. Эта функция связана с созданием различных земельных проектов для рационального использования и охраны земель;
- организация рационального использования и охраны земель. Эта функция связана с составом землеустройства, а также установлением гра-ниц административно-территориальных образований, составление рабо-чих проектов землепользования;
- организация рационального использования земель разного целе-вого назначения. Открытой землеустроительной деятельностью решаются на основании земельных работ по обустройству территорий, которые находятся в ведении местных органов власти [17, с. 22].
Землеустройство проводится на всей территории страны. Им охва-тываются все земли, независимо от целевого назначения и формы соб-ственности. Однако цели, задачи, принципы могут быть разными. На со-временном этапе, наиболее актуальными и значимыми принципами явля-ются:
- первоочередное решение природоохранных задач. В данном прин-ципе существуют противоречия современности, то есть происходит быст-рее развитие производительных сил, но при этом существует жесткое ограниченность природных ресурсов и во многом за их счет. Поэтому необходимо добиваться того, чтобы между человеком и окружающей сре-дой было гармоничные взаимоотношения, стараться обеспечивать жиз-ненные потребности человека. Также в этой сфере, в первую очередь нуж-но уделить особое внимание нерациональному использованию земель, тем самым для начала решать природоохранные, а затем уже социально-экономические задачи.
- обязательный учет природных, экономических условий при орга-низации землевладений, землепользователей и территориальном размеще-нии производства. Каждая территория наделено определенными природ-ными и экономическими признаками. У каждого свой климат, рельеф местности, степень увлажненности, культуро-техническое состояние зе-мель. И в связи с этим и необходим учет природных и иных условий реги-она, зоны, территории хозяйств.
- приоритет экологического и сельскохозяйственного землепользова-ния при распределении земель между категориями земельного фонда, соб-ственниками земли, пользователями и арендаторами. Этот принцип связан с изъятием земель несельскохозяйственного назначения, а также с восста-новлением нарушенных земель [19, с. 26-34]. Особое внимание нужно уде-лить земельным участкам сельскохозяйственного назначения. Так, в статье «рациональное исп