Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В экономической деятельности любого государства транспорт играет незаменимую роль в развитии промышленности, торговли и обеспечении безопасности.
Транспортная система – это транспортная инфраструктура, транспортные предприятия, транспортные средства и управление в совокупности [4].
В промышленной деятельности перевозка грузов осуществляется автомобильным, железнодорожным, водным и воздушным видами транспорта [12].
Особенности географического положения России очень существенны. Российская Федерация имеет самую большую по площади территорию среди всех государств мира. С учетом этого фактора в ней находят применение все выше перечисленные виды транспорта, однако самым массовым и применимым в повседневной жизни является автомобильный.
Перевозки грузов и пассажиров также осуществляются преимущественно данным видом транспорта [13].
Автомобильный транспорт играет существенную роль в транспортном комплексе Российской Федерации, регулярно обслуживая несколько миллионов организаций всех форм собственности, а также население страны.
В перемещении пассажиров и грузов в условиях мегаполиса автомобильный транспорт является неотъемлемой частью данного процесса.
В данном виде перевозок наблюдается высокий рост объемов пассажирооборота и грузооборота по сравнению с другими видами транспорта.
Важно отметить, что и проблема транспортной подвижности населения в крупных городах в настоящее время является одной из наиболее актуальных. Это связано с ростом дорожных и строительных работ, различного рода капитальными ремонтами и пр.
Актуальность данной работы заключается в системном подходе к вопросам организации разработке проектов направленных на улучшение дорожного движения.
Предметом исследования является существующая организация движения автотранспорта в условиях крупного города.
Объектом исследований является рынок транспортных услуг г. Н.Новгорода в части организации перевозок, как для физических, так и юридических лиц..
Цель работы заключается в разработке конкретных рекомендаций по совершенствованию дорожного движения в условиях крупного города, на примере г. Н.Новгород.
В процессе достижения указанной цели в работе последовательно решаются следующие задачи:
- рассмотрены теоретические аспекты перевозок в мегаполисе;
- изучены теоретические особенности данного вида деятельности в г. Н.Новгород;
- намечены пути совершенствования пассажирских и грузовых перевозок в условиях крупного города;
- построен сетевой график снабжения строительства транспортной развязки, направленной на улучшение дорожного движения.
При проведении исследования в данной работе были использованы следующие методы:
- анализ литературы;
- анализ источников глобальной сети Интернет;
- теоретический анализ и синтез.
1. ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ АВТОТРАНСПОРТА В УСЛОВИЯХ КРУПНОГО ГОРОДА
1.1. Особенности транспортной инфраструктуры мегаполиса
В качестве примера мегаполиса в работе будем использовать г. Н.Новгород.
Одной из основных проблем, с которой сталкиваются транспортные компании, - это плотность городского движения. В некоторых случаях доставка груза из одного конца города в другой может занимать довольно продолжительное время. Поэтому наиболее востребованными являются автомобили не столько вместительные, сколько маневренные [6].
Подобная тенденция привела к тому, что значительная доля рынка нижегородских грузовых перевозок перешла к небольшим частным перевозчикам, имеющим в своем распоряжении один-два автомобиля. На сегодняшний день по оценкам экспертов на долю таких транспортных компаний приходится более четверти всего объема перевозок г.Н.Новгорода. Количество же «крупных игроков» если и не уменьшается, то остается неизменным. По статистике, к началу 2020 года в Н.Новгороде насчитывалось всего несколько десятков транспортных компаний, имеющих в своем парке 100 и более автомобилей [5].
Cтоимость услуг транспортных компаний в Н.Новгороде не намного отличается от среднестатистического «ценника» на остальной территории Российской Федерации. Причина возникновения данной ситуации заключается в достаточно высокой конкуренции, причем необходимо учесть тот факт, что лицензированным транспортным компаниям приходится конкурировать с так называемыми «серыми» перевозчиками, количество которых в Н.Новгороде достаточно велико, что приводит к неизбежному падению цен во всей отрасли.
Принимая во внимание все вышесказанное можно с определенной уверенностью спрогнозировать тенденции развития нижегородского рынка грузовых перевозок.
Уже сегодня большинство транспортных компаний для привлечения клиентов делают ставку не столько на снижение цен, сколько на расширение списка оказываемых услуг. Кроме непосредственно перевозки многие компании предлагают своим клиентам и ряд дополнительных услуг [10].
Еще одним «трендом времени» стала борьба транспортных компаний за «постоянного клиента». Сегодняшняя рекламная стратегия большинства перевозчиков направлена не столько на поиск новых подрядов, сколько на создание «программ лояльности» по отношению к уже существующим заказчикам. Для этого разрабатываются различные системы бонусов и скидок, основной целью которых является «удержание клиента». Помимо скидок многие компании применяют «гибкий подход» к каждому конкретному заказу. Так, например, все больше транспортников начинают оказывать свои услуги круглосуточно, что для такого города как Н.Новгород является достаточно актуальным «плюсом» при выборе перевозчика [9].
Эффективное использование особенностей городской транспортной системы является одним из факторов конкурентноспособности той или иной транспортной компании.
Таким образом, если попытаться нарисовать «портрет» транспортной компании способной рассчитывать на успех на нижегородском рынке грузовых перевозок, то мы увидим сравнительно небольшую фирму с достаточно широким спектром оказываемых услуг и лояльным отношением к постоянному клиенту [11].
Транспортно-логистические услуги имеют крайне важное значение в эффективном функционировании экономики региона в целом.
Они востребованы в самых разных торгово-производственных сферах экономики.
На сегодняшний день ведется широкомасштабная целенаправленная работа по развитию транспортной отрасли в стране, примером которой является разработка и реализации Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года [14].
Одна из наиболее широко обсуждаемых сегодня технологий – развитие транспортной системы и транспортной отрасли в мегаполисах.
Основным общественно-социальным эффектом внедрения инновационных транспортных технологий в систему пассажирских и грузовых перевозок в условиях мегаполиса является снижение влияния человеческого фактора, который является, согласно многим зарубежным исследованиям, на 80-90% причиной всех ДТП [10].
Проведенный анализ, показал на наличие необходимости принятия мер для развития транспортной отрасли в России [5].
Согласно данной стратегии, инвестиционные возможности и средства направляют не на воспроизведение зарубежного опыта и технологии, а на финансирование создания новых перспективных прорывных технологий, которые будут определяющими для будущего экономического развития. Одним из способов перехода на шестой технологический уклад России – это разработка собственных инновационных технологий с последующим их внедрением в городскую транспортную систему.
Транспорт является ключевым элементом и неотъемлемой частью производственной и социальной инфраструктуры любого региона нашей страны. Транспортная отрасль способствует сохранению базовых условий жизнедеятельности общества и создает новые предпосылки для дальнейшего развития.
В настоящее время в регионах РФ наблюдается рост потребности населения и предприятий в транспортных услугах. Однако имеющаяся инфраструктура не отвечает современным требованиям. Более того отсталость и изношенность транспортной составляющей не только не обеспечивает повышение эффективности работы данной отрасли, а зачастую создает серьезные препятствия для необходимого развития [18].
Подвижность населения и перемещение грузов во многом определяют эффективность экономической системы и социальные условия жизни граждан. В общем случае, потребность любого человека в передвижении зависит от уровня развития общества, социальной структуры, уклада жизни, градостроительного развития территории и других факторов. От этого зависит и характер грузовых перевозок.
Передвижения грузов на территории любого муниципального образования имеют сложную комбинированную структуру. Пешеходное передвижение сочетается с транспортным движением. Последнее включает в себя индивидуальный и общественный транспорт [15].
Транспорт, наряду с другими инфраструктурными отраслями, обеспечивает базовые условия жизнедеятельности экономического комплекса и социальной сферы.
Стратегия развития транспорта является единой иерархической системой стратегического планирования транспортной отрасли.
Стратегия является одним из элементов государственного управления транспортным хозяйством.
Транспортная безопасность страны оценивается не только отношением количества дорожно-транспортных происшествий на численность населения того или иного муниципального образования, но и скоростью доставки грузов и пассажиров, обеспечением качества доставки перемещающегося населения, а также рядом других факторов.
Современный город – это, прежде всего, развитая транспортная инфраструктура: миллионы людей ежедневно вынуждены пользоваться транспортными услугами, эксплуатировать различные виды транспорта и использовать транспортные коммуникации.
Транспортная безопасность применительно к грузовым перевозкам– это очень широкое понятие. Оно включает в себя, такие факторы, как:
- безопасные для жизни и здоровья условия проезда;
- безопасность перевозок пассажиров и их багажа;
- безопасность функционирования средств грузового транспорта;
- экологическая безопасность;
- информационная безопасность;
- пожарные и санитарные виды безопасности;
- другие факторы.
Всегда успешно развивающаяся экономика требует соответствующей транспортной инфраструктуры. Транспортная инфраструктура, в свою очередь, представляет собой важную основу концентрации и специализации производства, расширения спроса на услуги по перевозке пассажиров и грузов.
Общая тенденция глобализации мировой экономики и непрерывно происходящие интеграционные процессы на международных рынках способствуют стремительному увеличению значимости технологического роста транспортной отрасли для Российской Федерации [7].
Экономический комплекс современной России в настоящее время испытывает потребность в совершенствовании управления транспортным процессом при перемещении людей и грузов.
Транспортная инфраструктура оказывает комплексное влияние на экономическое развитие как на макроуровне, так и применительно к отдельным фирмам, определяющим использование инфраструктурных объектов.
Экономика региона также влияет на транспортную инфраструктуру по нескольким каналам: расширяет трудовые, материально-технические ресурсы для строительства объектов транспортной инфраструктуры, формирует спрос на транспорт; региональные органы власти управляют и регулируют транспортные потоки, осуществляют бюджетные инвестиции в транспортную инфраструктуру.
С учетом современных темпов роста и отставания инфраструктуры РФ от стран Запада необходимо совершенствовать и создавать новую дорожную инфраструктуру в максимально короткие сроки.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Амбарцумян В.В. Экологическая безопасность автомобильного транспорта. - М.: Научтехлитиздат, 2017. - 208 с.
2. Белякова А.И., Поспелова Л.Н. Инвестиция в транспортную инфраструктуру//В сборнике: Актуальные вопросы экономики региона: анализ, диагностика и прогнозирование Материалы V Международной студенческой научно-практической конференции. Нижегородский филиал МИИТ; редактор: Н.В. Пшениснов. Нижний Новгород, 2018. С. 304-307.
3. Булавина, Л. В. Проектирование и оценка транспортной сети и маршрутной системы в городах [Текст]/Л.В. Булавина— Екатеринбург: Уральский университет, 2017.-48 с.
4. Бушуев В.В., Голубев В.С., Коробейников А.А., Тарко А.М. Национальное богатство и качество жизни: мир и Россия. Москва: Энергия, 2017. – с. 216-237.
5. Журкин, И. Г. Геоинформационные системы. [Текст]/ И.Г. Журкин, С.В. Шайтура.– М.: Кудиц-Пресс, 2019- 194 с.
6. Зубец А.Ж. Транспортная инфраструктура: ее функции, виды и значение в развитии городов//В сборнике: Актуальные проблемы развития общества, экономики и права Сборник научных статей молодых преподавателей и аспирантов: Электронное издание. Частное образовательное учреждение высшего образования «Московский университет имени С.Ю. Витте»; составитель: Никонорова А.В.. Москва, 2017. С. 59-66.
7. Капский, Д.В. Разработка методики сбора исходных данных о параметрах транспортного потока. [Текст]/Д.В. Капский, Д.В. Рожанский Д.В.// Социально-экономические проблемы развития транспортных систем городов и зон их влияния: науч. материалы XIII.– Екатеринбург: АМБ, 2017.-296 с.
8. Карпов, Ю.Г. Имитационное моделирование систем. Введение в моделирование с AniLogic 5 [Текст] / Ю.Г. Карпов.- СПб.: БХВ-Петербург, 2017.- С. 210
9. Кременец, Ю.А. Технические средства организации дорожного движения [Текст]: / учебник для вузов / Ю.А. Кременец, М.П. Печерский, М.Б. Афанасьев. – М.: ИКЦ «Академкнига», 2017.-279 с.
10. Кретов С.И. Шестой технологический уклад, политическая экономия и мейнстрим // Вестник, 2017. № 6 (338). Экономические науки. Вып. 53. С. 7-18.
11. Манукян Р.Г. Конспект лекции по Организации перевозок на транспорте - Санкт-Петербург: СПАТК ГА, 2017 г.
12. Михеева, Т. И. Управление транспортной инфраструктурой [Текст]/ Т.И. Михеева, С.В. Михеев, О.Н. Сапрыкин.– Самара: Интелтранс, 2017.-С. 88
13. О.Я. Осипова «Транспортное обслуживание туристов», 2018.
14. Папшин М.А., Круглов Д.А. Переход России к шестому технологическому укладу: возможности и риски /электронный научно-практический журнал «Современные научные исследования и инновации». 2018. № 5 .
15. Семина И.А. Транспортная инфраструктура: характерные черты и факторы развития//В сборнике: Сборник трудов молодых исследователей географического факультета МГУ им Н.П. ОГАРЕВА. IV научная конференция молодых исследователей географического факультета МГУ им. Н. П. Огарева. 2018. С. 34-39.
16. Скрипкин, П.Б. Калибровка модели движения маршрутных транспортных средств в программе SUMO [Текст] / П.Б. Скрипкин, А.А. Власов, О.А. Касимова// Современные научные исследования и инновации.‒2017.‒№ 6.‒С. 89
17. Швецов, В. И. Алгоритмы распределения транспортных потоков [Текст] / Владимир Швецов//Автоматика и телемеханика.-2019.-№ 10.-148–157 с.
18. Ширин, В.В. Повышение пропускной способности улично-дорожной сети города[Текст]/В.В. Ширин// Журнал сетевых решений.–2017 -№50.–С. 40-47.