Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы исследования обусловлена тем обстоятельством, что особенности жизненного уклада и повседневного быта древнерусского монашества недостаточно исследованы в научной литературе. Русское монашество продолжило традиции своих предшественников – египетского, сирийского, палестинского монашества, однако при этом оно сохранило национальную специфику и самобытность.
Значимость темы исследования определяется тем, что история нашего Отечества неотъемлема от истории Русской Православной Церкви, а, значит, и от истории русского монашества. В связи с этим обращение к истории Киево-Печерского монастыря является в настоящее время актуальным. Именно с Киево-Печерским монастырем связано возникновение истинного монашества Древней Руси. Древнерусские литературные и исторические источники дают возможность исследовать происхождение, становление и развитие древнерусского монашества Киево-Печерского монастыря в домонгольский период.
Объектом исследования является Киево-Печерский монастырь как церковная организация и монашество как особая социальная группа.
Предмет исследования – бытовые подробности жизни монахов Киево-Печерского монастыря, нашедшие отражение в древнерусских письменных источниках, к которым, прежде всего, относятся Киево-Печерский патерик и Житие Феодосия Печерского.
Цель настоящей работы заключается в исследовании особенностей повседневного быта и образа жизни монашества Киево-Печерского монастыря в домонгольский период.
Реализация данной цели предполагает решение следующих задач:
1. Рассмотреть исторические аспекты становления и развития Киево-Печерского монастыря в домонгольский период.
2. Охарактеризовать взаимоотношения Киево-Печерского монастыря с внешним миром.
3. Проанализировать особенности повседневного быта и образа жизни древнерусских монахов на основе материалов литературных и исторических памятников Древней Руси.
4. Охарактеризовать религиозные основы жизни монахов Киево-Печерского монастыря и их нравственные представления.
5. Проанализировать причины ухода монахов из монастыря
Практическая значимость работы обусловлена тем, что результаты исследования могут быть использованы в практике преподавания спецкурсов и спецсеминаров по истории древнерусского монашества в высших учебных заведениях.
Методы исследования: описание, аналитический метод, метод логического анализа, метод сбора фактов, историко-антропологический метод, предполагающий внимание к личности, материальной и духовной жизни конкретной социальной группы людей.
Методологическую основу работы составляют научные труды по истории становления и развития древнерусского монашества.
Характеризуя состояние научной разработки проблемы древнерусских монастырей и монашества, следует подчеркнуть, что к ней исследователи впервые обратились только в XIX веке. Н.М. Карамзин, С.М. Соловьев и В.О. Ключевский, Н.И. Костомаров в своих исторических трудах затрагивали тему Киево-Печерского монастыря. Однако перечисленных авторов интересовала, прежде всего, история становления данной религиозной организации. П.С. Казанский в своих исследованиях уже обращается непосредственно к вопросам регламентации жизни монахов Киево-Печерского монастыря. Широкий круг вопросов освещен в трудах митрополита Макария (Булгакова). В своем труде «История русской церкви», посвященном исследованию истории древних монастырей, он уделяет значительное внимание вопросам организации Киево-Печерского монастыря. Труд Е.Е. Голубинского «История русской церкви» также посвящен вопросам возникновения и становления крупных монастырей Древней Руси. Киево-Печерский монастырь исследователь относит к числу наиболее знаменитых.
Период XIX - начала XX в. в историографии Киево-Печерского монастыря может быть определен как период накопления фактического материала. В XX веке исследователи обращаются к изучению экономических и социальных аспектов монастырской жизни. Например, в трудах Н.М. Гантаева, Я.Н. Щапова и других исследователей значительное внимание уделяется вопросам организации монастырского земледелия. К политическим аспектам монастырской жизни обращались А.Н. Насонов и В.Т. Пашуто. Б.А. Романов одним из первых затронул в своих трудах проблемы образа жизни монахов Киево-Печерского монастыря. Вопросы культурной, литературной жизни монастыря изучали В. Н. Лазарев, П. А. Раппопорт и другие исследователи. Г.П. Федотов в своих трудах исследует преимущественно не материальную, а духовную жизнь монахов Киево-Печерского монастыря. Таким образом, подходы в историографии к изучению жизни монашества Киево-Печерского монастыря отличаются большим разнообразием.
Основными источниками, в которых содержатся исторические сведения о Киево-Печерском монастыре, являются летописи: Лаврентьевская, Ипатьевская, Троицкая, Никоновская и др. Кроме того, основные события в истории монастыря и сведения о повседневной жизни монахов нашли отражение в «Житии Феодосия Печерского» – памятнике XI века, составленном одним из монахов монастыря, Нестором.
Значимым литературным источником, содержащим сведения о Киево-Печерском монастыре и его обитателях, является Киево-Печерский патерик. Данный памятник содержит рассказы об истории монастыря в XI-начале XII вв.
Материалом исследования курсовой работы являются древнерусские памятники Киево-Печерский патерик, Житие Феодосия Печерского и другие источники.
Структура курсовой работы включает введение, две главы, заключение, список использованной литературы, а также список использованных источников. Во введении обоснованы актуальность, практическая значимость исследования; указаны объект, предмет исследования, его методологическая основа, методы исследования, материал исследования; сформулированы цель и задачи исследования. В первой главе рассмотрены основные этапы становления и развития Киево-Печерского монастыря в домонгольский период. Во второй главе охарактеризованы особенности быта и духовные основы повседневной жизни монашества Киево-Печерского монастыря. В заключении подведены итоги исследования, сформулированы выводы.
1 Становление и развитие Киево-Печерского монастыря
в домонгольский период
1.1 Начальная история Киево-Печерского монастыря
Возникновение феномена монашества в IV в. было связано с потребностью в актуализации евангельских ценностей. Монашество приходит на смену такому явлению, как мученичество. П.И Гайденко подчеркивает, что исполнение иноками тяжелых обетов с целью преодоления грехов, роднило монахов с мучениками [6, с.11].
Таким образом, подвиг монашества связан с прохождением человека через внутренние страдания, позволяющие победить греховность и очиститься через эти страдания.
Проблема формирования древнерусского монашества нашла отражение и в дореволюционной, и в современной историографии. В частности, она получила развитие в исследованиях П.Е. Казанского [10], который достаточно четко проанализировал особенности устройства и классификацию древнерусского иночества. Для И.К. Смолича [16] характерна некоторая идеализация древнерусского периода монашества.
Зарождение древнерусского монашества относится ко времени, следующему за крещением Руси. Уже в «Повести временных лет», памятнике XI века, содержатся известия по истории Киево-Печерского монастыря. По мнению П.И. Гайденко, возникновение древнерусского монашества связано с именем Антония Великого – прославленного древнехристианского аскета, считавшегося в Византии и Западной Европе основателем египетского иночества. К числу подвижников, носивших его имя, относится, в том числе, и основатель Печерского монастыря Антоний Печерский [6, с.11].
Киево-Печерский монастырь оставил значительный след в истории древнерусского монашества. Летописное упоминание о монастыре относится к 1051 году. Данное упоминание содержится в «Повести временных лет». В 1240 году Киево-Печерский монастырь был разрушен во время осады Киева
Фрагмент для ознакомления
3
1. Васиховская Н.С. Киево-Печерский монастырь во второй половине XI-первой половине XIII века: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук / Н.С. Васиховская. – Тюмень, 2009. – 28 с.
2. Гайденко П.И. Несколько замечаний об институте ктиторов в домонгольской Руси (на примере Печерского монастыря) / П.И. Гайденко // Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. – Вып. 4 (16). – 2016. – С. 31-52.
3. Гайденко П.И. Несколько замечаний о власти настоятеля древнерусского монастыря (XI–XIII вв.) / П.И. Гайденко // Христианское чтение. – 2017. – №5. – С.240-253.
4. Гайденко П. Несколько замечаний о социальных аспектах древнерусского монашества XI– первой половины XIII вв. / П. Гайденко // Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. – Вып. 4 (12). – 2015. – С. 48-78.
5. Гайденко П.И. О некоторых причинах и обстоятельствах выхода или ухода иноков из монастырей в Древней Руси (XI–XIII вв.) / П.И. Гайденко // Палеоросия. Древняя Русь: во времени, в личностях, в идеях. – 2018. – №2 (10). – С.61-73.
6. Гайденко П.И. Подвиг иноческого мученичества в киевской Руси: несколько наблюдений / П.И. Гайденко // Христианское чтение. – 2015. – №2. – С.8-24.
7. Голубинский Е.Е. История русской церкви: Период первый, Киевский или Домонгольский. – М.: 1904. Т. 1. – 722 с.
8. Добыкин Д.Г. Наставник и наставничество в Священном Писании / Д.Г. Добыкин // Окружной этап Международных Рождественских образовательных чтений «Межрегиональные Знаменские образовательные чтения» (Северо-Западный федеральный округ), 13-15 декабря 2012 г. Традиционные ценности и современный мир: материалы конференции / Аппарат полномочного представителя Президента РФ в СЗФО [и др.]. – Санкт-Петербург: СПб АППО, 2012. – С.28-32.
9. Житие Феодосия Печерского // Памятники литературы Древней Руси: XI – начало XII века / сост. и общ. ред. Л. А. Дмитриева и Д. С. Лихачева. М.: Художественная литература, 1978. – 684 с.
10. Казанский П.Е. История православного русского монашества. – М.: 1855. – 399 с.
11. Киево-Печерский Патерик // Библиотека литературы Древней Руси. Т. 4: XII век / под ред. Д. С. Лихачева, Л. А. Дмитриева, А. А. Алексеева, Н. В. Понырко. – СПб: Наука, 2004. – 729 с.
12. Костромин К., прот. К вопросу о начале Киево-Печерского монастыря и русско-афонских связей / К. Костромин // Христианское чтение. – 2016. – №4. – С.227-238.
13. Макарий (Булгаков), митрополит. История Русской Церкви. Кн. 2: История Русской Церкви в период совершенной зависимости её от Константинопольского патриарха (988–1240) / науч. ред. А.В. Назаренко. – М.: Изд-во Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1995. – 704 с.
14. Поппэ А. Митрополиты и князья Киевской Руси // Подскальски Г. Христианство и богословская литература в Киевской Руси (988–1237 гг.) / Пер. А. В. Назаренко; под ред. К. К. Акентьева. – СПб: Византинороссика, 1996. – С. 443-499.
15. Приселков М.Д. Очерки по церковно-политической истории Киевской Руси X-XII вв. / М.Д. Приселков. – СПб: Наука, 2003. – 246 с.
16. Смолич И.К. Русское монашество. 988–1917. Жизнь и учение старцев / И.К. Смолич. – М.: 1999. – С. 21-43.
17. Успенский Б.А. Антоний Печерский и начальная история русского монашества (Рясофор в Древней Руси) / Б.А. Успенский // Национальный исследовательский университет «Высшая школа Экономики». – 2016. – № 1. – С.70-112.
18. Федотов Г.П. Русская религиозность. Ч. 1: Христианство Киевской Руси. Х–ХIII вв. // Г.П. Федотов. Собрание сочинений: в 12 т. Т. 10. М.: Мартис, Sam&Sam, 2001. – 327 с.