Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы: изучение темы: «Взаимосвязь чувства одиночества и чувства агрессии у профессиональных спортсменов», аргументация необходимости изучения данной темы с позиции теории ил и практики; раскрыть степень изученности проблемы и отражение ее в специальной литературе; обоснование данной темы и раскрытие потребности в ее специальном исследовании этой темы.
Научная проблема исследования заключается в необходимости изучения эмоций и чувств профессиональных спортсменов. Это связано с тем, что они переживают чувства одиночества, а также испытывают в разной степени - агрессию во время спортивных игр.
Целью исследования – изучить особенности взаимосвязи чувства одиночества и агрессивности у профессиональных спортсменов.
Объект исследования – проявления чувства одиночества и агрессивности у профессиональных спортсменов.
Предмет исследования – взаимосвязь чувства одиночества и агрессивности у профессиональных спортсменов.
Гипотеза исследования – мы предполагаем, что между чувством одиночества и возникновением агрессивного поведения у спортсменов имеется взаимосвязь.
На основе поставленных целей были выдвинуты следующие задачи исследования:
1.Проанализировать различные подходы к изучению чувства одиночества и агрессивности в психологии.
2. Подобрать диагностический инструментарий.
3.Провести эмпирическое исследование взаимосвязи чувства одиночества и агрессивности у спортсменов.
Теоретическую основу работы составили исследования таких авторов как: К.А. Абульханова-Славская, А. Адлер, А. Бандура, А.Г. Басс, Е.А. Иванова, Р.Г. Елишева, А.А. Коренева, С.Г. Корчагина, В.И. Лебедев, К. Лоренц, Б. Миюскович, А.В. Никитин, Н.Е. Покровский, О.В. Распономарева, А.А. Реан, Е.Е. Рогова, С.Л. Рубинштейн, Н.А. Саблина, Л.М. Семенюк, И.М. Слободчиков, Л.И. Старовойтова, Г.М. Тихонов, З. Фрейд, Э. Фромм, И.А. Фурманов, К.Д. Хачатурян, Р.В. Шмелев и др.
Методы исследования: общенаучные методы построения теории (анализ, синтез, обобщение психолого-педагогической литературы, конкретизация).
Эмпирические методы: тестирование; метод статистической обработки результатов, корреляционный анализ по методу Спирмена.
Изучение взаимосвязи чувства одиночества и агрессивности представляется весьма актуальным. Проблема одиночества всегда была и остается одной из самых актуальных проблем в психологии. Это связано с тем, что феномен одиночества имеет некую связь с проблемой личности, являющейся центральным звеном в психологических исследованиях. Особое беспокойство вызывает одиночество молодых людей, прежде всего это начинается в подростковом возрасте.
Именно в этот возрастной период одиночество переживается чаще, острее и является одной из серьезных особо опасных проблем: причиной разочарований и крушения надежд, осознаваемой угрозой для формирования межличностных отношений, может ограничить развитие человека и привести к негативным социально-психологическим явлениям ухода от социальной активности, проявляющимся в асоциальном поведении (алкоголизм, наркомания и проч.), вступлении в религиозные и преступные сообщества, суицидальном поведении.
Переживания подростков, связанные с одиночеством, попытки любыми средствами преодолеть одиночество часто становятся причиной агрессивного поведения, порождают трудности личностного развития. Чувство одиночества в подростковом возрасте остро воспринимается как заброшенность, покинутость, непонятость и отверженность. Переживание одиночества у подростка может перерасти в устойчивое негативное психическое состояние, накладывающее отпечаток на все остальные чувства и переживания и даже стать препятствием для личностного развития, привести к потере смысла собственного существования. Подростковая агрессия зачастую проявляется как защитный механизм тревоги.
Возникновение и проявление вышеуказанных качеств личности связано с противоречивым, конфликтным характером «Я-концепции». Отметим, что именно в подростковом возрасте дети проявлять интерес к спорту. И у них формируется мотивация принимать участие в различных соревнованиях, а также добиваться высоких достижений и победы. Когда дети не могут достичь желаемых результатов, они могут испытывать чувство одиночества.
Поиск связей между чувством одиночества и их агрессивным поведением делает данное исследование особенно актуальным.
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты изучения взаимосвязи чувства одиночества и агрессивности в психологии.
1.1.Подходы к изучению чувства одиночества в психологии
Одиночество как психическое состояние находило свое отражение еще с античных времен. На современном этапе развития психологии данная проблема является предметом разностороннего научного исследования в ряде наук о человеке: философии, психологии, медицине, теологии, педагогике.
Каждой из них имеет свою специфику, вносит в изучение феномена новый аспект, обогащая подходы к его пониманию. Проблема одиночества наиболее полно разработана зарубежными исследователями. Можно выделить ряд теоретических подходов к определению данного понятия.
Во-первых, целесообразно проанализировать психодинамическое направление в изучении понятия «одиночество». Одним из первых ученых, который изучал проблему одиночества, был З. Фрейда.
Одиночество, с его точки зрения, возникает из-за нарциссизма и мании величия. Кроме того, одиночество обосновывается влияниями на личностное развитие ребенка еще в раннем детстве.
З.Фрейд утверждал, что при разочаровании люди уединяются и отрекаются от общения в социуме. А невроз возникает вследствие одиночества. Отметим, что З.Фрейд ввел в науку такие понятия, как идентификация и обособление.
Идентификация – это бессознательный процесс отождествления себя с другим человеком, помогающий освободиться от тревожности и внутренних конфликтов. Смысл данного феномена заключается в расширении круга переживаний и обобщении внутреннего опыта.
Обособление – понятие, противоположное идентификации. Оно связано с осознанием и отстаиванием своей сущности. Отчуждение от действительности, по мнению ученого, выражается в утрате собственной индивидуальности.
Процессы идентификации и отчуждения действуют постоянно, органически вплетены в жизнь человека. Механизм является ведущим в ходе социализации человека. Длительная идентификация или отчуждение отрицательно сказываются на человеке, утрачивает чувство собственного «Я».
Одиночество – это внутреннее психическое состояние, наступающее при нарушении динамического равновесия процессов идентификации и обособления. Одиночество может играть позитивную роль в жизни человека, если им выработана психологическая устойчивость.
Психологическая устойчивость – это целенаправленное сохранение равновесия между идентификацией и отчуждением. Важным аспектом является наличие чувства сохранности собственного «Я» и способность почувствовать угрозу его потери.
Психолог К. Хорни описала основные формы проявления одиночества, а также охарактеризовала типы невротичных личностей. Ученым выделены следующие типы: уступчивый, отстраненный, агрессивный.
Многие авторы, среди которых: Д. Зилбург, Г. Салливан, Ф. Фромм-Рейхман, Бартон, Рубенс полагают, что чувство одиночества возникает вследствие внутриличностных конфликтов. Отметим, что они не рассматривают ситуативные факторы.
Д. Зилбург проводит некую грань между уединенностью и одиночеством. Уединенность, с точки зрения автора, – нормальное состояние, временное умонастроение. Одиночество, в свою очередь, Д. Зилбург трактует как постоянное непреодолимое ощущение, сопровождающееся чувством собственной всесильности и эгоцентризма. В основе вышеперечисленных чувств о лежат: ранний нарциссизм, мания величия, враждебность со стороны окружающих.
Г. Салливан изучил возрастную динамику потребности человека в близости. Ученый на основе своих исследований сделал вывод о том, что ребенку в раннем детстве необходим контакт со взрослым и со
Фрагмент для ознакомления
3
Горская Г.Б. (Ред.) Психологическое обеспечение многолетней подготовки спортсменов: учебное пособие. Краснодар, 2008.
Загайнов Р.М. (Ред.). Как осознанный долг. Дневник психолога. М.: Физкультура и спорт, 1991.
Ильин Е.П. Психология спорта. СПб.: Питер, 2012.
Корчагина С.Г. Психология одиночества: учебное пособие. М.: Московский психолого-социальный институт, 2008.
Кузьмина А.С., Чижова Е.А., Шамардина М.В., Турганбаева Б.Ш. Сравнительный анализ переживания одиночества подростков в возрасте 15 лет. Вестник психологии и педагогики Алтайского государственного университета, 2019, 1 (4), 29-39. URL: http://journal.asu.ru/vfp/article/view/6897 (дата обращения: 15.01.2020)
Осин Е.Н., Леонтьев Д.А. Дифференциальный опросник переживания одиночества: структура и свойства. Психология. Журнал ВШЭ, 2013, №1.
Фесенко П.П. Осмысленность жизни и психологическое благополучие личности: дис. ... канд. психол. наук. М., 2005. 206 с.