Фрагмент для ознакомления
2
Если в развивающихся странах, рассмотренных выше, переход к режиму инфляционного таргетирования и введение фискальных правил происходило практически одновременно, то в развитых странах-экспортерах между таргетированием инфляции и фискальными правилами промежуток времени составляет в среднем 4 года, что позволяет проследить последствия для основных макроэкономических показателей (выпуск и инфляция) применения инфляционного таргетирования отдельно и совместно с фискальными правилами.
Стоит отметить, что начало 1990-ых характеризуется для рассматриваемых развитых стран кризисным период, а затем быстрым восстановлением, поэтому, сравнивая значения второго и третьего столбцов таблиц 2 и 3, видно, что волатильность инфляции и выпуска существенно снизилась после начала совместного использования фискальных правил и режима инфляционного таргетирования. Вероятнее всего корректно будет сравнивать значения первого и третьего столбца. В данном случае волатильность инфляции существенно не поменялась, а вот для выпуска наблюдается значительное снижение волатильности после совместного использования таргетирования инфляции и фискальных правил.
Инструментом фискальных властей является величина бюджетного профицита в процентах от ВВП, а одной из целей – стабилизация государственного долга в % от ВВП. Таким образом, необходимо собрать информацию об изменениях этих показателей.
2 Анализ взаимодействия денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики
2.1 Практика взаимодействия денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики в условиях неопределенности
Под государственным долгом будем понимать суверенный долг федерального Правительства, номинированный как в отечественной (внутренний), так и в иностранной (внешний) валюте. Статистика по внешнему государственному долгу (рис.2.1.) представлена в долларах США на начало соответствующего квартала, чтобы перевести его в рубли использовалось значение валютного курса рубля к доллару, установленное Банком России на дату, соответствующую окончанию предыдущего квартала. Затем полученное число суммировалось с государственным внутренним долгом на начало соответствующего квартала. После чего суммарный государственный долг делился на накопленный ВВП за четыре предшествующих квартала.
Динамика инструментов фискальной и монетарной политики в российской экономике представлена на рисунке 1.
Рис. 1 – изменение инструментов фискальной и монетарной политики в российской экономике в 2005-2016 гг.
Так как под государственным долгом понимается долг федерального Правительства, то логично рассматривать профицит федерального, а не консолидированного бюджета или расширенного правительства. Данные по профициту федерального бюджета и квартальному ВВП в номинальном выражении были взяты с официального сайта Росстата. Полученное значение профицита федерального бюджета было разделено на ВВП в соответствующем квартале.
В качестве инструмента монетарной политики рассматривалась краткосрочная ставка на рынке межбанковского кредитования MIACR сроком на 1 день, информация о которой получена из бюллетеней банковской статистики, публикуемых Центральным Банком РФ.
Временной ряд профицита/дефицита федерального бюджета содержит сезонную компоненту. В последние годы в российской экономике в основном наблюдается дефицит федерального бюджета. Вместе с этим, начиная с 2009 года наблюдается увеличение доли государственного долга в ВВП, которая снижалась в период с 2006 по 2008 гг., достигнув наименьшего значения в 5,9% ВВП в начале четвертого квартала 2008 года.
Сопоставляя периоды до и после кризиса 2014-2015гг. в России, можно обратить внимание, что динамика процентной ставки рынка межбанковского кредитования достаточно четко выделяет периоды кризиса 2008-2009 гг. и конца 2014 года.
Монетарная политика Банка России находилась в пассивном режиме в периоды 2006-2008 и 2010-2012, что проявлялось в отсутствии реакции ставки процента денежного рынка на изменения инфляции и разрыва выпуска. Активный режим денежно-кредитной политики наблюдался в период 2012-2016 и характеризовался увеличением ставки процента денежного рынка на рост инфляции в соотношении не менее, чем 1:1, и на увеличение разрыва выпуска. Что соответствует взятому Центральным Банком РФ курсу на переход к политике инфляционного таргетирования, осуществленный в 2015 году.
Фискальная политика Правительства РФ находилась в пассивном режиме в период 2006-2008, что характеризовалось увеличением профицита бюджета в ответ на рост государственного долга. В период с 2006 по 2016 бюджетно-налоговая политика перешла в активный режим: рост долга в прошлом периоде приводил к снижению профицита в текущий момент времени.
На начало 2016 года и фискальная, и монетарная политики в российской экономике находились в активном режиме. Такая комбинация, согласно выводам моделей, основанных на фискальной теории цен, несет в себе риски высокой инфляции, если одна из политик не перейдет в пассивный режим. С точки зрения теоретико-игрового подхода текущий режим взаимодействия: когда монетарная политика сдерживает экономическую динамику, а фискальная, наоборот, стимулирует, соответствует ситуации конкуренции или некооперативному равновесию, которое можно улучшить с точки зрения общества, согласовав цели и направления стабилизационной политики.
Фискальным властям стоит обратить большее внимание на проблему стабилизации государственного долга. Этого можно достичь при использовании фискальных правил.
В РФ методы противодействия инфляции носят в основном монетарный характер. К таким методам в частности относят изменение базовых ставок ЦБ, регулирование денежного предложения в банковской сфере. Стремительно развивается усиление административно — налогового воздействия на инфляцию, в частности, с помощью перемещения налоговой нагрузки с производства на потребление и сдерживание роста тарифов и розничных цен.
Далее мы проведем исследование и проанализируем причины и те события, которые привели к изменению уровня инфляции в России в период с 2014 до 2016 года (табл. 4.)
Таблица 4 - Уровень инфляции в России в 2014 г. (в %)
январь февраль март апрель май июнь июль август сентябрь октябрь ноябрь декабрь
0,59 0,7 1,02 0,9 0,9 0,62 0,49 0,24 0,65 0,82 1,28 2,62
В первом периоде 2014 г. (январь, февраль, март) прослеживается повышение уровня инфляции с 0,59% до 1,02%. В первом квартале 2014 г. в России произошел рост на товары продовольствия на 17%, что превысило темп роста инфляции. По выводам Росстата это было вызвано 10 -ти процентной девальвацией рубля и ростом цен на топливо.
Второй период (апрель, май, июнь, июль, август) характеризуется снижением уровня инфляции от 0,9% до 0,24%. Происходит проведение кредитно-денежной политики для стабилизации курса рубля и снижения темпов роста инфляции. В конце июля ЦБ РФ повышает ключевую ставку по кредитам коммерческим банкам до 8%, а в августе в ответ западным санкциям вводится запрет на ввоз сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, позднее рыбы и мясомолочной продукции, что привело к резкому росту цен на данные категории товаров и к дальнейшему росту инфляции. В третьем периоде 2014 г. (сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь) наблюдается повышение уровня инфляции с 0,65% до 2,62%. Происходит снижение цен на мировом рынке нефтепродуктов, это привело к снижению курса рубля и к росту инфляции. В качестве необходимой меры ЦБ повышает ключевую ставку по кредитам до 17%.
Анализируя данное исследование можно выявить экономические последствия инфляции в 2014 г.:
1. К концу 2014 г. рост цен на продовольственные товары повысился на 20-25%.
2. Доходы населения к концу 2014 г. снизились на 1%.