Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Федеральный бюджет играет важную роль в обеспечении социально - экономического развития страны. В процессе формирования федерального бюджета органы федеральной государственной власти осуществляют регулирование национальной экономики и социальной сферы.
Решение социальных и экономических проблем современного общества во многом обусловлено состоянием функционирования бюджетной системы, в том числе порядком формирования налоговых доходов федерального бюджета.
Отдельные вопросы организации формирования налоговых доходов федерального бюджета освещены в публикациях отечественных экономистов: М.В. Васильева, Е.Б. Дьякова, В.В. Карчевского, С.А. Овчинцева, Л.В. Перекрестовой и др. В публикациях приведенных авторов исследование системы формирования налоговых доходов федерального бюджета, а также ее отдельных элементов и инструментов, осуществляется, как правило, в рамках более общего исследования проблем осуществления бюджетного процесса на федеральном уровне.
Однако, вопросы методологии системы формирования налоговых доходов федерального бюджета, а также совершенствование существующих и обоснование новых инструментов системы формирования налоговых доходов федерального бюджета, требует комплексного исследования.
Целью данного исследования является изучение особенностей анализа и оценки налоговых доходов федерального бюджета Российской Федерации.
Указанная цель исследования обусловила необходимость постановки и решения ряда задач, а именно:
уточнить с учетом современного этапа бюджетной реформы в Российской Федерации организационные принципы формирования федерального бюджета;
исследовать механизм формирования налоговых доходов федерального бюджета;
проанализировать состав и структуру налоговых доходов федерального бюджета;
обосновать предложения по совершенствованию нормативно - правового и методического обеспечения формирования налоговых доходов федерального бюджета.
Объектом данного исследования являются налоговые доходы федерального бюджета Российской Федерации.
Предметом данного исследования являются теоретические, методические и организационно-правовые аспекты формирования налоговых доходов федерального бюджета Российской Федерации.
Методология данной работы основана на методах научного познания, а именно на общелогических (группировка, систематизация и классификация), специальных (эмпирического исследования (сравнение и сбор), синтез теоретического и практического материала).
Исследования в работе основывались на материалах федерального бюджета за период 2014-2016 годы.
Информационной базой исследования послужили действующие нормативно - правовые акты Российской Федерации, статистические данные Федеральной службы государственной статистики, монографии и публикации в периодической печати по исследуемой теме, ресурсы сети Интернет.
Практическая значимость результатов работы заключается в том, что они могут быть использованы органами государственной власти для дальнейшего совершенствования бюджетного законодательства в области формирования налоговых доходов федерального бюджета.
Глава 1.Теоретические основы формирования налоговых доходов федерального бюджета
1.1.Понятие и организационные принципы формирования федерального бюджета
Доходы бюджета выражают экономические отношения, возникающие в процессе формирования централизованного общегосударственного фонда денежных средств.
В финансово-кредитном энциклопедическом словаре доходы бюджета определяются по экономическому содержанию и по материально - вещественному воплощению [41, С.23].
По экономическому содержанию доходы бюджета определяются как: «денежные отношения, возникающие у государства (в лице уполномоченных на это органов) с юридическими и физическими лицами в процессе формирования бюджетного фонда страны, а также бюджетных фондов государственных и административно - территориальных образований».
Следует различать понятия «бюджетные доходы государства» и «государственные доходы». Бюджетные доходы - понятие более узкое по сравнению с государственными доходами, так как последние включают в себя также доходы внебюджетных фондов, доходы государственных предприятий и организаций, доходы от эмиссии ценных бумаг государства, доходы от проведения лотерей, средства, привлекаемые путём эмиссии бумажных денег и др. [42, С.223].
В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации статья 6 под доходами бюджета понимаются как «денежные средства, поступающие в бюджет, за исключением средств, являющихся в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации источниками финансирования дефицита бюджета» [2].
Главным источником формирования доходов бюджетов является национальный доход, а в некоторых случаях и национальное богатство. При перераспределении национального дохода в бюджет поступает часть прибыли хозяйствующих субъектов, заработной платы работников сферы материального и нематериального производства, доходов работников, работающих по найму, ренты собственников земли.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 года № 145 -ФЗ (ред. от 29.12.2015 года) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016 года)
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 года № 51-ФЗ (ред. от 29.12.2015 года)
3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 года № 146-ФЗ (ред. от 29.12.2015 года)
4. Федеральный закон от 01.12.2014 года № 384-ФЗ (ред. от 28.11.2015 года) «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов»
5. Федеральный закон от 30 сентября 2015 года № 273-ФЗ «Об особенностях составления и утверждения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на 2016 год, о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившей силу статьи 3 Федерального закона «О приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации»
6. Федеральный закон от 14.12.2015 года № 359-ФЗ «О федеральном бюджете на 2016 год»
7. Распоряжение Правительства РФ от 30.12.2013 года № 2593-р «Об утверждении Программы повышения эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами на период до 2018 года»
8. Приказ Минфина России от 08.06.2015 года № 90н «О внесении изменений в Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденные приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01.07.2013 года № 65н»
9. Государственная программа Российской Федерации «Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков» [Электронный ресурс]. - Режим доступа : www.minfin.ru.
10. Доклад Министерства финансов Российской Федерации. Об основных направлениях повышения эффективности расходов ффедеральног о бюджета [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.minfin.ru.
11. Пояснительная записка «К проекту Федерального закона «О федеральном бюджете на 2016 год»
12. Бюджетное послание Президента Российской Федерации В.В. Путина от 13.06.2015 года «О бюджетной политике в 2016-2018 годах». - Режим доступа // URL: http://base.consultant.ru
13. Концепция долгосрочного социально -экономическогоразвития Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс]: утв. распоряж. Правительства РФ от 17.11.2008 года № 1662-р. - Режим доступа // URL: http://base.consultant.ru
14. Аналитический доклад Я.М. Миркина, зав. отделом международных рынков каптала ИМЭМО РАН «Главные риски 2016 года» [Электронный ресурс]. - Режим доступа : www.mirkin.ru.
15. Акинин П.В. Государственно-частное партнерство как ресурс модернизации российского общества \ Материалы научно-практической конференции: Институт Дружбы народов Кавказа. - Ставрополь: РИО ИДНК, 2010, - с. 5-14 2 Составлена автором по материалам сайта www.worldbank.org
16. Васюнина М.Л. Совершенствование управления доходами бюджетов вРоссийской Федерации // Финансы и кредит.2 015. - № 9. - С. 37-45.
17. Грязнова, А.Г. Финансы: учебник / А.Г. Грязнова, Е.В. Маркина, M.JI. Седова и др.; под ред. А. Г. Грязновой, Е. В. Маркиной. - Инфра-М, 2014. - 576 с.
18. Дьяченко, М.В. Бюджетные механизмы стабилизационной финансовой политики России / М.В. Дьяченко // Финансовая аналитика: проблемы и решения. - 2015. - № 9 (99)
19. Итоговый доклад о результатах экспертной работы по актуальным проблемам социально-экономической стратегии России на период до 2020 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа : www.gov.ru.
20. Кармазина, Т.Н. На пути к программному бюджету / Т.Н. Кармазина // Бюджет. - 2016. - № 2. - С. 25-29.
21. Климанов, В.В. Внедрение программного бюджета: первые проблемы и вопросы / В.В. Климанов, А.А. Михайлова // Финансы. - 2014. - № 9. - С. 8-10.
22. Кузнецова, О.В. Экономическая составляющая федеральных отношений / О.В. Кузнецов // Сравнительное конституционное обозрение. - 2015. - № 2 (87). С. 34-44.
23. Курбатова, О.В. Принципы налоговой системы / О.В. Курбатова. // Налоги.2016. - № 2. - С. 18-20.
24. Курочкин, В. В. Налоговое администрирование как инструмент антикризисного управления. / В. В. Курочкин, М. К. Басиев. // Финансы, 2016. - № 1. - С. 28-32.
25. Кулаченко, Г.М. О внедрении программного бюджета / Г.М. Кулаченко // Финансы. - 2015. - № 2. - С. 16-20.
26. Лыкова, Л. Н. Налоги и налогообложение : учебник и практикум для академического бакалавриата / Л. Н. Лыкова. — М.: Издательство Юрайт, 2015. 353 с. - Серия : Бакалавр.
27. Маркина, Е.В. Финансы: учебник/коллектив авторов; под. ред. Е.В. Маркиной. - 2-е изд. М. КНОРУС, - 2014. - 432 с.
28. Марчева, И.А. Налоги и налогообложение: Учебно -методическое пособие.
29. Нижний Новгород: Нижегородский госуниверситет, 2012. - 122 с.
30. Налогообложение организаций: учебник / коллектив авторов: под науч. ред. Л.И. Гончаренко. — М. : КНОРУС, 2014. — 512 с. — (Бакалавриат).
31. Райзберг, Б.А. В поисках методологии / Б.А. Райзберг // Бюджет. - 2015. - № 7. - С. 35-37.
32. Никулкина, И. В. Общая теория налогообложения / И. В. Никулкина. - М. : Эксмо, 2015. - 176 с.
33. Орлов, А. НДС и воспроизводственный процесс / А. Орлов. // Вопросы экономики. - 2014. - № 7. - С. 129-139.
34. Павлова, Л. П. Отдельные аспекты совершенствования налоговой политики / Л. П. Павлова, В. В. Панкратов. // Финансы. - 2015. - № 4. - С. 31-35
35. Пансков, В. Г. Взаимоотношения государства и налогоплательщиков / В. Г. Пансков. // Финансы. - 2014. - № 12. - С. 31-35.
36. Пансков, В. Г. Возможные пути решения проблемы незаконного возмещения НДС / В. Г. Пансков. // Финансы, 2015. - № 8. - С. 37-42.
37. Пономарева, Н.В. О некоторых подходах к управлению системой налогообложения / Н.В. Пономарева // Финансы. - 2015. - №10. - С. 27-30.
38. Романов, Б. А. Проблемы налогового законодательства Российской Федерации: налог на добавленную стоимость, налог на прибыль, регистрация налогоплательщиков. - М. : РИОР: ИНФРА-М, 2012. - 174 с.
39. Сульженко, В.С. Глобальное регулирование национальных финансово - бюджетных систем: восстановление стабильности [Текст] / В.С. Сульженко // Финансы и кредит. - М., 2015.
40. Тимошенко, В.А. Проверки налоговых органов / В.А. Тимошенко, Л.В. Спирина. - М. : Дашков и К, 2012. - 400 с.
41. Финансово-кредитный энциклопедический словарь / Под общ. ред. А.Г. Грязновой. - М.: Финансы и статистика, 2012 г. - 431 с.
42. Федулова, С.Ф. Финансы: учебное пособие. 4-е издание, переработанное и дополненное / С.Ф. Федулова. - Ижевск, Изд-во Институт экономики и управления, ФГБОУ ВПО «УдГУ», 2014 - 425 с.