Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы. Как показала практика, одностороннего таможенно-тарифного регулирования внешнеторговых отношений недостаточно для строительства высокотехнологичной экономики, обеспечения конкурентного взаимодействия национальных рынков с мировым, а также реализации интересов и конкурентных преимуществ всех участников международной торговли. Вместе с тем, как общий уровень тарифной защиты в значительной мере сократился в рамках многосторонних и региональных соглашений, роль нетарифных инструментов внешнеторговой политики, которые, как правило, менее прозрачны, чем тарифы, заметно возросла.
Степень изученности проблемы. Среди отечественных исследователей теоретические и прикладные аспекты нетарифного протекционизма изложены в трудах И.И. Дюмулена, Г.М. Зотова, Л.В. Сабельникова, Т.Н. Трошкиной и др.
Среди зарубежных исследователей и специалистов проблем нетарифного протекционизма в контексте индустриального развития следует выделить работы Чхан Ха Джуна и Э. Райнерта.
Кроме того, необходимо отметить аналитические и статистические базы в первую очередь таких международных организаций, как Всемирная торговая организация, ЮНКТАД и Всемирный банк.
Однако несмотря на это, целесообразно увязать проблему нетарифного протекционизма с проблемой индустриального развития национальных экономик, поскольку именно индустриальное развитие является двигателем роста экономического благосостояния всех стран мира без исключения.
Целью курсовой работы является изучение налогов как одной из форм нетарифного протекционизма.
Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
Дать характеристику нетарифных ограничений как части протекционистской политики;
Проанализировать применения налогов как формы нетарифного протекционизма.
Объектом исследования в данной курсовой работе выступают налоги.
Предмет исследования - использование налогов как формы нетарифного протекционизма.
1.Место налогов в системе мер нетарифного протекционизма во внешнеторговой деятельности
1.1 Понятие политики нетарифного протекционизма, формы и инструменты ее реализации
Последние события в мире, в частности, переворот и кризис на Украине, военные действия России в Сирии, присоединение Крыма к России, способствовали наложению Евросюзом и США политических и экономических санкций на Россию. Политические санкции проявились в ограничении въезда некоторым россиянам на территорию, принадлежащую некоторым государствам Евросоюза и США, а также «заморозкой» счетов в иностранных банках. Экономические санкции проявили себя в значительном росте доллара и евро, что существенно подняло цены на все импортные товары, в том числе и производимых на территории России. Все это вызвало острую необходимость проведения в России политики протекционизма.
Протекционизм же (франц. Protectionnisme, от лат. Protection - защита, покровительство) - это противоположное направление в таможенной политике государства, поддерживающее национальную экономику. Оно осуществляется с помощью торгово-политических барьеров, которые отражают внутренний рынок от ввоза иностранных товаров, снижают их конкурентоспособность с отечественными товарами. Более того, для протекционизма зачастую характерно финансовое поощрение национальной экономики, стимулирование экспорта товаров.
Для ограничения ввоза импорта могут быть использованы различные ограничительные меры, например, таможенные пошлины, импортные квоты, различные субсидии, сертификация, добровольное ограничение и др.
В современной литературе отмечают четыре основные направления протекционизма: селективный (защита внутреннего рынка от конкретного вида товара или от конкретного государства), отраслевой (защита отрасли производства), коллективный (взаимозащита нескольких стран, объединенных в союз), скрытый (нетаможенные методы протекционизма).
В настоящее время дополнительно возникли:
Местный – ограничения применяются для местных компаний,
Зеленый – ограничения с помощью экологических норм.
В современной России присутствует селективный, отраслевой и скрытый протекционизм.
Селективный и отраслевой протекционизм выражается в ограничении ввоза товаров, согласно перечным (указанным выше). Кроме того, для организаций, не выполняющих требований по продаже запрещенных товаров, правительством РФ было утверждено постановление от 31 июля 2015 г. № 774 «Об утверждении Правил уничтожения сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, включенных в перечень сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых являются Соединенные Штаты Америки, страны Европейского союза, Канада, Австралия и Королевство Норвегия и, которые до 5 августа 2016 г. (включительно), запрещены к ввозу в Российскую Федерацию».
Однако, не смотря на все принятые меры, санкционные товары продолжают продаваться в России, хотя и в меньшем количестве. Первым продуктом, подлежащим уничтожению, стал сыр. Десять тонн сыра было раздавлено в городе Белгороде. В Псковской области была найдена машина, на которой находились 1,5 тонны санкционных помидоров. С начала действия ограничений (с августа 2014 года) в Самарской области были обнаружены и уничтожены 379 тонн санкционной продукции животноводства и растениеводства.
Для усиления ответственности лиц, пренебрегающими законами РФ в части продажи запрещенной продукции 14 марта 2016 года в Государственную думу внесли законопроект о штрафах за продажу данных товаров. Защита отраслей является приоритетной задачей страны, направленной на поддержание местных производителей.
С введением санкций и установлением эмбарго на ряд зарубежных товаров в России началось импортозамещение.
В настоящее время Минпромторгом сформирован перечень по импортозамещению, в который входят 23 отрасли (в том числе авиапром, станкоинструментальная промышленность, радиоэлектроника, нефтегазовое машиностроение, фармацевтика, сельское хозяйство, текстильная промышленность и др.), он охватывает 800 видов продукции и технологий.
Необходимо отметить, что на сегодняшний момент российские производители нашли замену многим импортным продуктам и товарам. Так, например, дорогие импортные сыры теперь производят в Белгородской, Тюменской, Уфимской, Рязанской, Тверской и других областях; джинсы и куртки шьют в Московской области; компания ООО “Промышленные масла С-Петербург” выпускает смазочные материалы, которые успешно заменяют оксоли от таких известных компаний, как Mobil, Shell, Castrol, Esso, Omala и др.
Основной поддержкой местной производителей является государственная поддержка. Так, в 2016 году, на поддержку молочной отрасли было направлено 25 млрд. рублей. Для российских автозаводов в первом полугодии 2016 года выделено 20 млрд. рублей. Легкая промышленность (швейные предприятия России, выпускающие школьную форму) в 2016 году получила субсидии в размере 1,5 млрд. рублей (600 млн рублей на частичную компенсацию затрат и еще 800 млн 750 тыс. рублей — на уплату процентов по кредитам, которые были взяты для закупки техники и пополнения оборотных средств).
Скрытый протекционизм заключается в воздействии государства на зарубежных производителей в России. Например, в результате скрытого протекционизма СП «Соллерса» с Mazda потеряло льготы по ввозу автокомпонентов. Некоторые фирмы, например, Кока-кола, Пепси-Кола, Вольво, Рено закрыли все или некоторые из своих филиалов. Кроме тог