Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Налоговая система РФ — комплекс взаимоотношений между фискальными органами и
налогоплательщиками в области всех существующих налогов и сборов. Она подразумевает
постоянные контакты всех входящих в ее состав и связанных между собой объектов:
• Плательщиков;
• Законодательной базы;
• Надзорных органов;
• Видов обязательных платежей.
Структура налоговой системы имеет 3-ярусную конструкцию:
• Федеральный уровень;
• Региональный уровень;
• Местный уровень.
2
Каждый обязательный платеж предназначен для наполнения бюджета определенного уровня.
Существует перечень налогов, имеющих единый процент на всей территории России, взимаемых с
базы и полностью зачисляемых в федеральный бюджет.
1. Налоговая система как инструмент регулирования социально – экономических процессов
1.1 Основные составляющие налоговой системы в России
Налоговый кодекс Российской Федерации является Основным законодательным актом о налогах.
Налоговый кодекс состоит из двух частей (общей и специальной). Они регламентируют общие
принципы построения налоговой системы и взаимоотношения государства и налогоплательщиков
по конкретным видам налогов. Два вида обязательных бюджетных платежей – налоги и сборы.
Налог – это взимаемый с организаций и физических лиц индивидуально безвозмездный платеж, в
форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или
оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности
государства и муниципальных образований. Налогу подвергаются такие действия как:
совершение оборота по реализации товара, работы, услуги; ввоз товара на территорию России;
владение имуществом, совершение сделки купли-продажи; вступление в наследство; и т.д.
Смыслом налога является отчуждение государством в свою пользу принадлежащих частным
лицам денежных средств. Налогоплательщик не может по своему усмотрению распоряжаться той
частью своего имущества, которая должна быть внесена в казну в виде определенной денежной
суммы. Он должен в обязательном порядке регулярно перечислять данную сумму в пользу
государства, так как иначе будут нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц и
государства. [4]
Согласно российскому законодательству налог считается установленным только тогда, когда
определены следующие, обязательные элементы налогообложения:
1. Субъект налогообложения – признаются согласно НК РФ юридические и физические лица,
на которых юридически возложена обязанность уплачивать налоги и сборы.
2. Объект налогообложения – это может быть доход, прибыль, имущество. [15]
3. Налоговая база – это стоимостная физическая или иная характеристика объекта
налогообложения.
4. Налоговая ставка. Ставка налога и размера сборов - величина налоговых отчислений на
единицу измерения налоговой базы. [15]
5. Порядок исчисления налога (субъект и метод исчисления). Налогоплательщик
самостоятельно исчисляет сумму налога исходя из налоговой базы, налоговой ставки и с учетом
льгот. В отдельных случаях исчисляет орган или налоговый агент
6. Порядок уплаты налога (вид, основание, метод, форма уплаты). Порядок уплаты налогов и
сборов — это разовая оплата всей суммы налога в установленный срок: в наличной и безналичной
форме. На несвоевременно уплаченные авансовые платежи начисляется пеня.
7. Сроки уплаты налога. Сроки представляют собой календарный год или иной период
времени, для каждого конкретного налога (месяц, квартал), по окончании которого определяется
налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. [15]
Для равномерности поступления налогов налоговый период может состоять из одного или
нескольких отчетных периодов. Также существуют факультативные элементы. Эти элементы
3
налогообложения являются не обязательными, но могут быть определены законодательным
актом по налогам. К таким элементам налога относятся:
a. Налоговые льготы – возможность не уплачивать налог, либо уплачивать его не в полном
объеме. Российским налоговым законодательством фактически допускается применение
следующих видов льгот:
• Установление необлагаемого минимума;
• Изъятие из обложения определенных элементов объекта налога;
• Понижение налоговых ставок;
• Освобождение (частичное или полное) от уплаты налога и сбора отдельных категории
плательщиков;
• Целевые налоговые льготы в форме налоговых кредитов;
• Изменение сроков платежей (отсрочка, рассрочка);
• Вычеты из налоговой базы;
b. Порядок зачета или переплаты налога;
c. Порядок принудительного взыскания недоимки;
d. Порядок взыскания налоговых санкций. Налог это - платеж, а сбор – взнос. Сбор может
быть внесен различными способами.
Сбор взимается с организаций и физических лиц и является обязательный взносом, уплата
которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов
государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными
органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление
определенных прав или выдачу лицензий. Плательщик, после уплаты сбора, вправе требовать
совершения для себя от государства юридически значимых действий, обжаловать отказ от их
совершения, в том числе и в судебном порядке. Пример: сбора постановку и регистрацию на
налоговый учет, выдача разных видов лицензий, сбор в нотариальной конторе.
1.2 Этапы развития налоговой системы в России
Возникновение налогов, становление и развитие финансовой системы и в последующем
выделение из нее налоговой системы неразрывно связано с генезисом общества и
государственного устройства. Следует отметить, что с самых ранних этапов существования
Российского государства правители использовали интересы своих граждан в области уплаты
налогов для достижения своих целей, тем самым, по сути, проводили эффективную налоговую
политику. С этой позиции рассмотрим наиболее значительные периоды развития России, которые
связаны с изменениями в области налогообложения [11].
Принятые меры в области налогообложения явились одним из факторов стабилизации экономики
страны и в дальнейшем увеличения темпов ее развития.
В первые годы реформ российская налоговая система в определенной степени выполняла свою
роль, обеспечивая минимальные потребности государства по поступлению в бюджеты всех
уровней финансовых ресурсов. Вместе с тем по мере дальнейшего углубления рыночных
преобразований недостатки действующей налоговой системы становились все более и более
4
заметными, а ее несоответствие происходящим в экономике изменениям все более и более
очевидным [3].
Оценка современной налоговой системы РФ
2.1 Анализ действующей налоговой системы РФ
Согласно статье 44 «Возникновение, изменение и прекращение обязанности по уплате налога или
сбора» НК РФ, обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при
наличии оснований, установленных НК или иным актом законодательства о налогах и сборах. [1]
Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и
плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и
сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
Обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается:
1. С уплатой налога и (или) сбора налогоплательщиком, плательщиком сбора и (или)
участником консолидированной группы налогоплательщиков в случаях, предусмотренных НК;
2. Со смертью физического лица - налогоплательщика или с объявлением его умершим в
порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством Российской
Федерации. Задолженность по налогам умершего лица либо лица, объявленного умершим,
погашается наследниками в пределах стоимости наследственного;
3. С ликвидацией организации-налогоплательщика после проведения всех расчетов с
бюджетной системой Российской Федерации;
4. С возникновением иных обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и сборах
связывает прекращение обязанности по уплате соответствующего налога или сбора. [1]
Выделяют четыре основных способа уплаты налога:
1. Кадастровый – способ уплаты налога на основе данных соответствующего реестра
объектов налогообложения (обычно применяется, если объект налогообложения – имущество, а
исчисление размеров налога не связано с оценкой доходности объекта);
2. «У источника» - способ уплаты налога, когда налог удерживается из начисленного дохода.
Причем налогоплательщик получает доход с уже вычтенным из него налогом;
3. По декларации – способ уплаты налога, когда налогоплательщик предоставляет в
налоговые органы декларацию с информацией о полученных им объектов налогообложения за
прошедший период. Налоговая декларация – это письменное заявление налогоплательщика о
полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и
исчисленной сумме налога и других, связанных с исчислением и уплатой налога, обстоятельствах;
4. По уведомлению – данный способ применяется тогда, когда обязанность исчисления
суммы налога возложена на налоговые или иные органы государственной власти, не являющиеся
налоговыми агентами. В налоговом уведомлении должны быть указаны: размер налога,
подлежащего уплате; расчет налоговой базы; срок уплаты налога. Обязанность выплаты налогов
возникает с момента получения налогового уведомления. Уплату налога после получения
уведомления налогоплательщик осуществляет самостоятельно. [12]
2.2. Особенности современной налоговой системы РФ
5
Роль налогообложения и налоговой системы в целом довольно сложно переоценить. В настоящее
время именно эта сфера призвана обеспечить стабильность экономики, формирование
полноценных субъектов рынка и общей рыночной инфраструктуры, создание и поддержание
конкуренции на рынке и формирование единого механизма воздействия на хозяйственный
оборот.
Как показывает практика, налоговая система, являясь важнейшим инструментом регулирования
экономики, должна основываться на сочетании и понимании интересов всех общественных слов –
индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, государственных служащих, студентов и
иных, чьи доходы отличаются в значительной степени. Такой подход способен обеспечить
поддержание социальной стабильности и реальную возможность платить тот или иной налог
определенным социальным группам.
Важно отметить, что в связи с постоянными изменениями в политической, экономической и
социальной сфере необходимо, чтобы действующая налоговая система способствовала
стимулированию производства, привлечению инвесторов, в том числе иностранных, давала
возможность поддержания конкуренции.
Однако прослеживается иная тенденция – производители тех или иных товаров стремятся
передать бремя налогообложения на непосредственных потребителей товаров – население. В
связи с этим большая часть налогов начинает приобретать косвенный характер, включая в
стоимость самого товара налоги, которые должен платить производитель.
Но такой подход к налогообложению не разрешает важнейшие проблемы — стимулирования
роста производительности труда, вызывая у предприятий желание найти различные «лазейки» в
законе для сокрытия заработной платы работников, и, что очень важно, ее распределение на
большую численность сотрудников, что, в свою очередь, фактически способствует
стимулированию труда с минимальной оплатой, падение его производительности.
В настоящее время доля косвенных налогов подвержена снижению, в Российской Федерации же
ситуация обратная. Это говорит о существующих недостатках в системе налогообложения,
стремлении увеличить поступления в бюджет любым способом. В связи с этим и наличие
актуальных проблем в экономике: инфляция, слабое развитие малого и среднего
предпринимательства, быстрый рост цент на товары потребительского потребления,
невозможность обеспечить своевременное реагирование на потребности рынка.
3.Основные направления развития налоговой системы РФ
3.1. Проблемы развития налоговой системы РФ
Мировая практика свидетельствует, что в большинстве стран для обеспечения своих потребностей
государство посредством налогов перераспределяет через налоги порядка 30– 40 % ВВП (Япония,
Румыния – 28 %, в США, Турции, Литве, Латвии порядка 30 %, в Греции, Словакии, Польше – чуть
больше 30 %, Мальта, Болгария, Португалия, Кипр, Испания – порядка 35 %, в Великобритании –
36 %, и пр.). Вместе с тем, в некоторых странах (Дании, Швеции, Бельгии, Финляндии, Франции,
Норвегии) уровень перераспределения составляет 40–50 % [20].
По мнению экспертов, для обеспечения уровня финансирования государством социальных благ
как в Швеции, в России необходимо увеличить уровень налогообложения как минимум в два
раза. Однако уже сейчас удельный вес расходов бюджета, связанных с социальными расходами
значительно выше, чем необходимо с точки зрения обеспечения условий для стабильного
экономического развития. С практической точки зрения дальнейшее наращивание таких расходов
представляется нереальным, поэтому, при определении приоритетов налоговой политики
6
необходимо «больше внимания обращать не только на уровень налогообложения в государстве, а
на эффективность использования налоговых поступлений при условии пограничной полезности
таких платежей для конкретных плательщиков налогов» [6].
Вместе с тем анализ публикаций последних лет, посвященных исследованию текущего состояния
налоговой системы РФ, свидетельствует не только об отсутствии единства относительно
допустимости существующего уровня налоговой нагрузки, но и о наличии полярных взглядов в
этом вопросе.
Некоторые специалисты отмечают [7], что проблема состоит не столько в уровне высоких
налоговых ставок, сколько в неравномерности налогообложения, вследствие предоставления
налоговых льгот отдельным отраслям, регионам и предприятиям.
Другие экономисты отмечают [5], что налоговая система носит преимущественно фискальный
характер, создает высокое налоговое давление на экономику субъектов хозяйствования и
является реальной угрозой развития предпринимательства.
В тоже время ученые сходятся во мнении, что оценивать тяжесть налогообложения в нашей
стране необходимо в контексте ряда специфических факторов, приводящих к повышению уровня
налоговой нагрузки (значительный теневой сектор, неравномерность налоговой нагрузки между
предприятиями разных секторов экономики) [8].
3.2 Совершенствование налоговой системы России в современных условиях
Под налогом понимается обязательный, индивидуально - безвозмездный платеж, взимаемый с
организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности,
хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового
обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований [1].
Налоги выполняют следующие функции:
• Фискальную, обеспечивают государство необходимыми средствами для осуществления
деятельности;
• Регулирующую, способствуют государственному регулированию рыночных, денежно -
товарных отношений;
• Контрольная, осуществление контроля за доходами физических и юридических лиц;
• Распределительную, посредством налогов аккумулируются финансовые ресурсы и
перераспределяются на различные государственные программы, эта функция носит ярко
выраженный социальный характер [16].
В России действует трехуровневая налоговая система, включающая федеральные, региональные и
местные налоги и сборы, данное разделение означает, в бюджеты какого уровня будут
направлены поступления от этих налогов. Определены режимы налогообложения, от которых
зависит, какими налогами будет облагаться юридическое лицо или предприниматель.
К федеральным налогам относятся налог на прибыль организаций (ставка 20 %), налог на доходы
физических лиц (ставка 13 %, 15 %, 30 %, 35 %), акцизы (к подакцизным товарам относятся:
алкоголь, табачная продукция, легковые автомобили, дизельное и бензиновое топливо), водный
налог, налог на добычу полезных ископаемых, сборы за пользование объектами животного мира
и водных биологических ресурсов, государственная пошлина [17].
7
В список региональных налогов входят налог на имущество организаций, транспортный налог,
налог на игорный бизнес в специально созданных игровых зонах.
К местным налогам и сборам относятся налог на имущество физических лиц, земельный налог,
торговый сбор.
Заключение
Истоки современной налоговой системы нужно искать еще в IX веке. Ключевые этапы ее развития
связаны с именем Петра I и периодом после революции 1917 года. Сегодняшняя система
налогового регулирования возникла в 2004 году вместе с созданием Федеральной налоговой
службы России.
Текущую налоговую систему следует рассматривать как единый комплекс отношений между
плательщиками, налоговыми органами в области фискальных платежей бюджетов всех уровней.
Ключевыми составными частями налоговой системы выступают налоги, сборы, инспекции,
плательщики, пакет законодательных актов в данной сфере.