Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность проблемы исследования, рассматриваемая в данной работе, связана с тем, что многие современные тексты и высказывания, которые мы можем встретить, например, в социальных сетях, наполнены разного рода орфографическими искажениями, используемыми авторами не потому, что они не знают русского языка, а для повышения выразительности, создания оттенка «современности» сказанному.
С точки зрения лингвистики, эти тексты кажутся безграмотными, но мода на эрративы (слова, которые умышленно искажаются коммуникантом, знающим нормы литературного языка) стала настолько распространенной, что они плотно вошли в языковую культуру и являются частью разговорного стиля, которого старается придерживаться современная молодежь.
Использование искажений орфографии – это не просто дань моде, которая возникла несколько десятилетий назад, но и возможность специального общения в определенной коммуникативной среде. Изучение этого явления важно для выявления основных законов и принципов формирования эрративов и их использования в различных коммуникативных ситуациях.
Кроме того, эрративы, которые включают в себя, в частности, и искажения орфографии, довольно сложно переводимы на другие языки и доступны к пониманию.
Степень изученности проблемы. Проблема искажения орфографии как языковой игры рассматривается в ряде научных статей. Однако до сих пор в литературе отсутствует единая концепция анализа эрративов, которые применяются в текстах разной направленности, и их функций для повышения экспрессивности текстов.
Данная тема отражалась в работах таких исследователей, как И.И. Александровская, И.Г. Арзамасов, Ю.С. Бирюкова, Л. Витгинштейн, С.И. Голованова, Е.А. Земская, Е.А. Зюзина, С.И. Иваненко, А.И. Карасева, А.А. Козлова, Ю.А. Колесникова, С.М. Корнеева, Е.Б. Лебедева, И.Т. Ломаченкова, Е.В. Рочняк, В.З. Санников, А.А. Титова, Ю.В. Уткин, Е.Н. Филимонова, И.В. Цикушева, И.И. Черепанова и многие другие.
Цель исследования – охарактеризовать искажение орфографии как вид языковой игры.
Объект исследования – искажение орфографии.
Предмет исследования – искажение орфографии как вид языковой игры.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить ряд задач исследования:
1. Охарактеризовать изучение языковой игры в лингвистике.
2. Проанализировать особенности искажения орфографии как вида языковой игры.
Методы исследования: описательный; сравнительный; обобщение; классификация.
Теоретическая значимость исследования заключается в проведении анализа научной литературы по проблеме использования эрративов в современных текстах. Рассмотрены принципы изучения языковой игры в современной лингвистике, а также особенности искажения орфографии как вида языковой игры. Полученные теоретические данные могут быть использованы для проведения научных исследований в данном направлении.
Практическая значимость исследования обусловлена возможностью применения результатов, полученных в курсовой работе, для составления методических рекомендаций по изучению искажений орфографии как вида языковой игры для педагогов по русскому языку и литературе.
Структура исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, а также списка использованной литературы и источников.
В первой главе рассматриваются проблемы изучения языковой игры в лингвистике, дается общее представление о языковой игре и принципах ее изучения. Вторая глава посвящена анализу практических аспектов изучения искажения орфографии как языковой игры на примерах конкретных текстов и высказываний.
Глава 1. Языковая игра и ее изучение в лингвистике
Понятие языковой игры было введено в обиход еще в 1953 году, когда Л. Витгенштейн начал описывать язык в виде определенной коммуникационной системы конвенциональных правил. Свой опыт исследования ученый описал в книге «Философские исследования».
1.1. Общее представление о языковой игре
По мнению Л. Витгенштейна, языковая игра сменяет в культуре речи концепцию метаязыка [16, с. 31].
Метаязык призван смягчать коммуникацию за счет замены прямого значения слова переносным, что позволяет скрывать основной смысл высказывания. Языковая игра выполняет ту же функцию, но с большей выразительностью.
Общее определение языковой игры, которое представлено в научной литературе, звучит следующим образом. Под языковой игрой понимается комплекс конвенциональных правил коммуниканта, основанный на смысловом плюрализме высказываний.
В первоначальном значении языковой игры она представляет собой примитивные высказывания, которыми проще всего объяснить суть содержания коммуникации. В языковой игре главным становится понимание коммуникативных единиц определенной категорией адресатов (Л. Витгенштейн, например, разбирает это понятие на примере «языка строителей» (пример: «принеси с базы балду»)) [5].
Кроме того, выделяются примеры жизненных (бытовых) ситуаций, в которых в большинстве случаев применяется языковая игра. К этим ситуациям относятся [6, с. 45]:
– описание внешнего вида объектов;
– фантазии и их реализация в речи;
– обсуждение определенных событий;
– сообщение одного коммуниканта о событии другому;
– предоставление результатов практических опытов;
– перевод текста или высказывания с другого языка;
– использование в речи шуток;
– вопрос, молитва, благодарность, брань;
– решение задач по математике;
– пение песен и рассказывание загадок и др.
На самом деле примеров использования языковой игры в русской речи достаточно много, и перечислить их все не представляется возможным.
В российском языкознании термин «языковая игра» появился в работе Н.Н. Розановой, М.В. Китайгородской и Е.А. Земской, которая называется «Русская разговорная речь». Исследователи считают, что даже самые примитивные языковые единицы могут образовывать языковую игру, то есть каждый коммуникант в своей речи ее использует [7, с. 169].
Если человек, выстраивая свою речь, использует творческий подход к построению различных языковых конструкций, как бы «играет языком», вкрапляет в речь различные интересные экспрессивные средства, то его высказывание может считаться языковой игрой.
По сути, основной функцией языковой игры в речи является поэтическая, так как коммуникант применяет в своем высказывании те же стилистические средства, которые применяются в лирических произведениях [1, с. 100].
Кроме того, важной функцией языковой игры в современной трактовке этого понятия выступает комический компонент. Для того чтобы украсить свою речь и придать ей шутливый оттенок, человек также использует языковую игру, позволяющую заинтересовать собеседника и создать определенный языковой образ и стиль.
Важно рассмотреть и другие функции языковой игры, которые выделены в научной литературе, в частности [6, с. 46]:
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы и источников
1. Александровская, И.И., Основные функции и ситуации применения языковой игры / И.И. Александровская, М.И. Заврагин, Е.Г. Светлакова // Сборник статей Кубанского федерального университета. Вып. 4. Филология и лингвистика. – Краснодар: Издательство Кубанского федерального университета, 2021. – С. 100–113.
2. Арзамасов, И.Г. Лингвистические подходы к исследованию понятия «языковая игра»/ И.Г. Арзамасов, И.И. Петрова, Л.Д. Сковородникова // Сборник статей Томского государственного университета. Вып. 8. Русский язык и культура речи. – Томск: Издательство Томского государственного университета, 2021. – С. 33–46.
3. Бирюкова, Ю.С. Языковая игра как феномен современной коммуникации: теоретические и методологические подходы к изучению / Ю.С. Бирюкова, И.М. Талмацкая, Д.В. Радимов // Вестник Красноярского государственного университета. – 2021. – № 3. – С. 6–14.
4. Борботько, В.Г. Игровое начало в деятельности языкового сознания: Этнокультурная специфика языкового сознания/ В.Г. Борботько. – М.: Наука, 1996. – С. 40–54.
5. Витгинштейн, Л. Философские исследования / Л. Витгинштейн // Философский портал. – [Электронный ресурс] http://kant.narod.ru/witt.htm (Дата обращения: 20.01.2022).
6. Голованова, С.И.. Языковая игра как предмет лингвистического исследования / С.И. Голованова, А.М. Щербакова, В.В, Петров // Вестник Саратовского государственного университета. – 2020. – № 7. – С. 45–60.
7. Земская, Е.А. и соавт. Русская разговорная речь / Е.А. Земская, Н.Н. Розанова, М.В. Китайгородская и др. – М.: Наука, 1983. – 239 с.
8. Зюзина, Е.А. Искажение орфографии слова как стилистический прием (на материале прессы) / Е.А. Зюзина // Мир науки, культуры, образования. – 2020. – № 6 (85). – [Электронный ресурс] https://cyberleninka.ru/article/n/iskazhenie-orfografii-slova-kak-stilisticheskiy-priem-na-materiale-pressy/viewer (Дата обращения: 21.01.2022).
9. Иваненко, С.И. Функции и виды эрративов в современном русском языке / С.И. Иваненко, Л.А. Никитина, О.О. Свердлова // Проблемы современной лингвистики. Сборник статей. Вып. 4. – Липецк: Издательство Липецкого государственного университета, 2021. – С. 50–63.
10. Карасева, А.И. Роль и функции эрратива в интернет-сленге / А.И. Карасева // Киберленинка. Научный портал. – [Электронный ресурс] https://cyberleninka.ru/article/n/rol-i-funktsii-errativa-v-internet-slenge (Дата обращения: 21.01.2022).
11. Козлова, А.А. Роль эрративов в развитии современного русского языка / А.А. Козлова, Р.В. Финогентов // Сборник статей Вологодского государственного университета. Вып. 7. Лингвистика. – Вологда: Издательство Вологодского государственного университета, 2020. – С. 106–125.
12. Колесникова, Ю.А. Принципы дифференциации понятий «языковая игра» и «ситуационная шутка» / Ю.А. Колесникова, И.М. Фогель, Т.А. Карапетян // Материалы международной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы развития современной лингвистики». – Барнаул: Барнаульский государственный университет, 2021. – С. 89–100.
13. Корнеева, С.М. Современная трактовка понятия «языковая игра» в лингвистической литературе / С.М. Корнеева, И.М. Давыдова, Т.А. Толубеева // Современные проблемы лингвистики. Сборник статей. – Мурманск: Издательство Мурманского педагогического института, 2019. – С. 118–130.
14. Лебедева, Е.Б. Уточнение понятия «языковая игра» в лингвистике / Е.Б. Лебедева // Киберленинка. Научный портал. – [Электронный ресурс] https://cyberleninka.ru/article/n/utochnenie-ponyatiya-yazykovaya-igra-v-lingvistike/viewer (Дата обращения: 20.01.2022).
15. Ломаченкова, И.Т. Эрративы как современный языковой феномен: история происхождения и функции / И.Т. Ломаченкова, А.А. Храмова, С.В. Пилецкая // Вестник Новгородского государственного университета. – 2021. – № 12. – С. 44–58.
16. Рочняк, Е.В. Вклад Л. Витгенштейна в становлении теории лингвистической философии / Е.В. Рочняк // Культура и цивилизация. – 2019. – № 6. – С. 31–37.
17. Санников, В.З. Русский язык в зеркале языковой игры / В.З. Санников. – М.: Языки русской культуры, 1999. – 544 с.
18. Титова, А.А. Эрратив в речи подростков / А.А. Титова // Материалы VI международного конкурса научно-исследовательских и творческих работ учащихся «Старт в науке». – [Электронный ресурс] https://school-science.ru/6/10/38426 (Дата обращения: 21.01.2022).
19. Уткин, Ю.В. Эрратография как современная страница истории русского языка и Интернет как источник ее существования / Ю.В. Уткин // Письменное наследие. – [Электронный ресурс] https://textualheritage.org/content/view/56/lan (Дата обращения: 20.01.2022).
20. Филимонова, Е.Н. Комическая и бытовая функции языковой игры в русской речи / Е.Н. Филимонова, Н.Ю. Крайнова, Г.В. Миролюбова // Материалы международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы и вопросы современного языкознания». – Тамбов: Тамбовский государственный университет, 2021. – С. 68–79.
21. Цикушева, И.В. Феномен языковой игры как объект лингвистического исследования / И.В. Цикушева // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2009. – № 90. – С. 169–171.
22. Черепанова, И.И. Принципы изучения лексических единиц и грамматических конструкций, используемых для построения языковой игры / И.И. Черепанова, П.А. Рудницкая, Е.Е. Шилова // Вестник Казанского государственного университета им. В.И. Ульянова-Ленина. – 2021. – № 8. – С. 50–62.