Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы исследования. Неврожденные дети и дети первого года жизни – это крайне уязвимая группа пациентов. Именно в этом возрасте продолжается ряд процессов в области органогенеза, дозревает целый ряд важнейших структур, в т.ч. структур головного мозга. Заложенное в период внутриутробного развития периоде и в первый год жизни в дальнейшем определяет состояние здоровья человека и, как следствие, нации в целом.
Так, согласно данным ЕМИСС в Российской Федерации в 2019 году было зарегистрировано 774259 девочек, в 2020 году – 716961 девочек, в 2021 году – 695803 девочек в возрасте до 1 года. Из них 193060 девочек, 176539 девочек и 172684 девочки соответственно проживали в сельской местности [15].
Также в 2019 году было зарегистрировано 824410 мальчиков, в 2020 году – 759386 мальчиков, в 2021 году – 736132 мальчиков аналогичного возраста. Из них 205264 мальчика, 187980 мальчиков и 182449 мальчиков соответственно проживали в сельской местности [16].
Согласно данным Росстата, ежегодно больными рождается свыше 500 тыс. детей. Например, в 2016 году таких было 590,5 тыс. человек, в 2017 году – 528,5 тыс. человек, в 2018 году – 496,9 тыс. человек. Это 31,8%, 31,8% и 31,5% от числа родившихся живыми соответственно. Заболеваемость среди детей первого года жизни также плавно увеличивается с 3625,4 тыс. случаев в 2005 году до 4399,5 тыс. случаев в 2015 году, 4260,3 тыс. случаев в 2018 году [6].
Иными словами, на сегодняшний день отмечается крайне сложная ситуация с состоянием здоровья детей первого года жизни. Как следствие, следует обращать больше внимания не только на лечение, реабилитацию больных детей, но и на профилактику у них заболеваний. Огромную роль в этом процессе имеет адекватное фармакологическое обеспечение, что и определяет актуальность настоящего исследования.
Цель исследования состоит в изучении ассортимента лекарственных средств, которые применяются для лечения новорожденных и детей первого года жизни.
Задачи исследования:
1. Изучить проблемы фармакологического обеспечения новорожденных и детей первого года жизни.
2. Обобщить сведения об ассортименте лекарственных средств, которые применяются для лечения новорожденных и детей первого года жизни.
3. На примере аптеки «Планета здоровья» оценить ассортимент лекарственных средств, которые применяются для лечения новорожденных и детей первого года жизни в аптечном учреждении.
4. На примере опроса родителей – посетителей аптеки изучить их приверженность к рациональному применению лекарственных средств у детей.
Объект исследования: лекарственные средства, которые применяются для лечения новорожденных и детей первого года жизни.
Предмет исследования: ассортимент лекарственных средств, которые применяются для лечения новорожденных и детей первого года жизни.
Методы исследования:
1. Анализ литературы по проблеме исследования.
2. Анализ первичной документации аптеки.
3. Анкетирование.
4. Математический анализ полученных данных.
Теоретическая значимость состоит в том, что в рамках исследования были расширены знания о лекарственных средств, которые применяются для лечения новорожденных и детей первого года жизни.
Практическая значимость состоит в том, что полученные сведения могут быть использованы в практической работе студента в будущем.
Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложения.
I. Характеристика лекарственных препаратов, которые применяются у новорожденных и детей первого года жизни
1.1. Проблема рациональной фармакотерапии новорожденных и детей первого года жизни
На сегодняшний день накоплен достаточный опыт, знания, чтобы понимать, что многие константы детского организма отличаются от таковых у взрослых людей. Это определяет особенности фармакокинетики, фармакодинамики лекарственных средств (далее – ЛС) в детском организме в целом и у детей первого года жизни в частности.
В частности, организм взрослого человека представляет собой сложную, состоящую из множества компонентов биологическую систему [4]. Например, организм взрослого человека является не только саморегулирующейся системой, но и системой, которой свойственно самоподдержание. Так, для человеческого организма свойственен гомеостаз. Одним из примеров гомеостаза в организме человека является выведение ЛС, которые, по большей части, являются для него чужеродными веществами [7]. После попадания ЛС в организм оно определенным образом распределяется, подвергается биотрансформации, выводится с мочой, желчью, калом, слюной, через легкие, с потом, молоком. Это поддерживает нормальную концентрацию необходимых веществ в организме, элиминацию тех веществ и продуктов их обмена, которые для организма являются токсичными [8].
Организм ребенка отличается активным ростом различной степени и интенсивности, неуклонным увеличением массы тела, целым рядом морфологических изменений в органах и их системах. Кроме того отмечается функциональное несовершенство органов и систем поддержания гомеостаза в организме ребенка, постепенное созревание ферментативных систем, активные изменения в эндокринной системе, что безусловно влияет на фармакокинетику и фармакодинамику лекарственных препаратов [3].
Так, например, у детей больше время транзита ЛС через кишечник, слабее выражена перистальтика, а у новорожденного ребенка выше активность фермента β-клюкоронидазы, что приводит к более высокой степени деконъюгации ЛС, выводимых с участием гепатобилиарной системы. Например, это приводит к более высокой пиковой концентрации пенициллина в крови у новорожденных детей при пероральном приеме препарата.
Второй пример – это низкий уровень альбумина в плазме крови у новорожденных, недоношенных детей, детей с диареями, гипотрофией. Это оказывает влияние на проникновение и распределение ЛС в организме ребенка [11].
Как следствие дети нуждаются в специфических ЛС с учетом особенностей их организма.
Сегодня в стране зарегистрировано очень большое число ЛС, разрешенных к применению у детей, но лишь часть из них имеет доказанную эффективность, безопасны, оправданы для применения в педиатрии. Как следствие, активно поднимается проблема рациональной фармакотерапии в детском возрасте [14].
Специалисты в числе наиболее значимых ошибок в применении ЛС у детей называют использование чрезмерного количества ЛС, ненадлежащее использование антимикробных ЛС, избыточное применение ЛС в инъекционной форме, назначение ЛС вопреки клиническим рекомендациям, основанным на принципах доказательной медицины, ненадлежащее самостоятельное назначение ЛС.
Именно поэтому сегодня существуют отдельные педиатрические формуляры, которые дают общие рекомендации по назначению ЛС у детей, информацию о тех или иных ЛС, рекомендуемых к применению у детей, по их рациональному применению и т.д. [1].
1.2. Характеристика групп лекарственных препаратов, применяющихся у новорожденных и детей первого года жизни
Ассортимент лекарственных препаратов у новорожденных и детей первого года жизни составлен на основании следующих источников:
– Государственный реестр лекарственных средств [5].
– Регистр лекарственных средств России [12].
– Справочник лекарственных средств Vidal [13].
– Российский национальный педиатрический формуляр [2].
– Национальное руководство по педиатрии [10].
– Национальное руководство по неонатологии [9].
Согласно приведенным источникам из ассортимента аптеки по розничному отпуску лекарственных средств у детей могут применяться лекарственные препараты из следующих групп:
Фрагмент для ознакомления
3
1. Баранов А.А. Рациональная фармакология в педиатрии и педиатрический формуляр лекарственных средств / А.А. Баранов, В.К. Таточенко, Л.С. Намазова-Баранова, В.М. Краснов, А.К. Геворкян, К.Н. Баранов // Медицинские технологии. Оценка и выбор, 2011. – № 2. – С. 50-53.
2. Баранов А.А. Российский национальный педиатрической формуляр / под ред. А.А. Баранова. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. – 912 с
3. Василевский И.В. Клиническая фармакология и педиатрическая практика / И.В. Василевский // Медицинские новости, 2014. – № 11 (242). – С. 6-12.
4. Гайворонский И.В. Анатомия и физиология человека: учеб. для студ. учреждений сред. проф. образования/ И.В. Гайворонский, Г.И. Ничипорук, А.И. Гайворонский. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2011. – 496 с.
5. Государственный реестр лекарственных средств [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://grls.rosminzdrav.ru/default.aspx (дата обращения: 26.01.2022).
6. Здравоохранение в России. 2019: Стат. сб. / Росстат. – М., 2019. – 170 с.
7. Зильбернагль С. Наглядная физиология/ С. Зильбернагль, А. Деспонулос; пер. с анг. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. – 408 с.
8. Кузнецова Н.В. Клиническая фармакология: учебник для медицинских училищ и колледжей / Н.В. Кузнецова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2021. – 270 с.
9. Неонатология: национальное руководство / А.Г. Антонов, Н.Н. Арестова, Е.Н. Байбарина и др.; под ред. Н.Н. Володина. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2019. – 887 с
10. Педиатрия: национальное руководство: краткое издание / под ред. А.А. Баранова. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2013. – 762 с.
11. Рациональная фармакотерапия детских заболеваний: руководство для практикующих врачей / А.А. Баранов. Н.Н. Воложин, Г.А. Самсыгина, А.Е. Алексанров и др.; Под общ. ред. А.А. Баранова, Н.Н. Володина, Г.А. Самсыгиной. – М.: Литтерра, 2007. – 1163 с.
12. Регистр лекарственных средств России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.rlsnet.ru/ (дата обращения: 26.01.2022).
13. Справочник лекарственных средств Vidal [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.vidal.ru/ (дата обращения: 26.01.2022).
14. Титова А.Р. Нерегламентированное (of-label) применение лекарственных препаратов в педиатрической практике: нерешенные проблемы / А.Р. Титова, И.Л. Асецкая, С.К. Зырянов, В.А. Поливанов // Педиатрическая фармакология, 2015. – Т. 12. – № 3. – С. 304-308.
15. Численность постоянного населения – женщин по возрасту на 1 января [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.fedstat.ru/indicator/33459 (дата обращения: 26.01.2022).
16. Численность постоянного населения – мужчин по возрасту на 1 января [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.fedstat.ru/indicator/31548 (дата обращения: 26.01.2022).