Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Современный футбол – это, относительная универсализация игроков, их умение (в случае необходимости) действовать одинаково эффективно на любом участке поля как в обороне, так и в атаке. Структура современной игры предъявляет повышенные требования ко всем физическим качествам футболистов (силе, быстроте, выносливости, ловкости, гибкости). Это, в свою очередь, требует от тренеров умение выбирать и применять в учебно-тренировочном процессе наиболее эффективные средства развития координационных способностей юных футболистов.
Футбол с полным основанием можно отнести к тем видам спорта, в которых к игрокам предъявляются повышенные требования по координированному проявлению основных физических качеств и координационных способностей в постоянно меняющихся игровых ситуациях. У мальчиков в возрасте 11-13 лет предопределяются будущие успехи в спорте, а в технико-тактической подготовке юного футболиста является приоритетное развитие координационных способностей.
В современном футболе накоплен большой экспериментальный опыт подготовки юных спортсменов, нашедший отражение в специальной научно-методической литературе, в которой рассмотрены и обоснованы методические аспекты обучения технике игры, развитию физических качеств, однако, проведенный анализ научных источников, а также практической деятельности специалистов в области футбола, показал, что, на сегодняшний день, не в полной мере, освещены вопросы эффективности педагогических воздействий в периоды совмещенные по времени с фазами ускоренного развития координационных способностей и физических качеств в возрасте 11-13 лет.
Проведенный анализ позволяет утверждать, что наблюдается недостаток научно обоснованных методик оценки и развития координационных способностей юных футболистов, отмечается противоречивость мнений среди специалистов на сущность и механизмы развития физических качеств, формирования первичных двигательных навыков, обучения техническим элементам игры. Координационные способности до сих пор изучены недостаточно, несмотря на то что от уровня их развития, по мнению многих специалистов зависит качество решения большинства возникающих в процессе игры технико-тактических задач. Тренеры детско-юношеских команд уделяют недостаточно внимания развитию координационных способностей у юных футболистов, считая это второстепенным. Нерешенность многих вопросов развития координационных способностей у юных футболистов обуславливают актуальность данной проблемы.
Цель: Изучить особенности развития координационных способностей у юных футболистов в группе спортивной специализации.
Задачи:
1.Рассмотреть цель, задачи и основные положения развития координационных способностей;
2.Изучить значение координационных способностей в футболе;
3.Разработать и апробировать методику развития координационных способностей у юных футболистов.
Объект: Координационные способности у юных футболистов в группе спортивной специализации.
Предмет: Особенности развития координационных способностей у юных футболистов в группе спортивной специализации.
ГЛАВА 1
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДУЕМОЙ ТЕМЫ
1.1. Классификация координационных способностей
Большое внимание в новой комплексной программе физического воспитания школьников уделено развитию ловкости и координации. Это не случайно. В условиях научно-технической революции такие качества как, например, способность к быстрому ориентированию в пространстве, тонкая дифференциация мышц и регуляция мышечного напряжения, быстрая реакция на сигналы окружающей среды, стабильность вестибулярного аппарата очень важны.
Термины «координация», «кондиция» и «ловкость» включают точность, чувство ритма, способность самостоятельно расслаблять мышцы и способность быстро и легко двигаться в изменяющихся условиях. Именно эти способности имел ввиду профессор Л.П. Матвеев. По его мнению, в эпоху технической революции, грубая сила все больше и больше предоставляет универсальные возможности, в то время как возможности инерции были заменены динамическими условиями и скоординированным динамическим богатством.
Уже современные профессии в производственной и транспортной отраслях требуют, по мнению Л.П. Матвеева, некую двигательную интеллигентность, устойчивость и лабильность функций анализаторов. И эти требования проявляют явную тенденцию к росту [5].
Сатиров Г.Н. - один из величайших ученых в области спорта школьников, отметил, что без этого сложного качества и умения невозможно научиться контролировать себя, свое тело и свои движения. Другими словами, невозможно сформировать общую способность (или умение) контролировать свои движения. Формирование интегральной способности является главной задачей и конечной целью общего среднего образования, что было четко отражено в высказываниях П.Ф. Лесгафта Способность развиваться оптимально (то есть точно, быстро и разумно) и целенаправленно управлять движением в настоящее время известна как координационная способность (КС), не вызывая споров среди экспертов. В то же время формирование комплекса КС еще не полностью развито, что создает значительные трудности для тренеров и учителей физкультуры.
Многочисленные исследования, проведенные за последние десятилетия, показали, что различные координационные и обусловливающие способности человека в спорте, в физическом воспитании, на работе и в армии, а также в жизни очень специфичны. Потому вместо уже существующего определения «ловкость», оказавшегося очень многозначным и туманным, ввели в теорию и практику термин КС, начали говорить о системе таких способностей и необходимости дифференцированного подхода к их совершенствованию. Термин «CS» был введен как в теории, так и на практике вместо существующего определения «ловкость», которое оказалось очень расплывчатым. Начали говорить о системах этой способности и необходимости дифференциации, для того, чтобы их улучшить. Мнение авторов о том, что подразумевается под термином координационная способность, до сих пор неясно.
Схема координационных способностей:
- это совокупность морфологических особенностей организма человека, определяющая способность эффективно решать двигательные задачи и способность адекватно адаптировать спортивные занятия в меняющихся условиях.
- это результат развития ряда конкретных специфических и специальных КС, в определенном смысле их обобщение.
- это возможности человека по управлению движениями в пространстве и во времени
- представляют собой свойства организма к согласованию отдельных элементов движения в единое смысловое целое для решения конкретной двигательной задачи
- это способности человека к согласованию, соподчинению отдельных движений в процессе формирования единой двигательной деятельности
- представляет собой функциональные возможности определенных органов и структур организма, что приводит к единому смысловому действию
Существует несколько видов КС. По данному вопросу нет определенного ответа, и авторы пытаются систематизировать КС с 2-3 основных до 5, 11, 18 и более конкретных (или частных) КС. Литература, которая была изучена нами по данной теме, позволяет выделить следующие виды КС:
1) специальные;
2) специфические КС [9].
Специальные КС
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Физическая культура и физическая подготовка: Учебник / Под ред. Кикотия В.Я., Барчукова И.С.. - М.: Юнити, 2017. - 288 c.
2. Барчуков, И.С. Физическая культура / И.С. Барчуков. - М.: Academia, 2017. - 416 c.
3. Барчуков, И.С. Физическая культура: методики практического обучения (для бакалавров) / И.С. Барчуков. - М.: КноРус, 2018. - 62 c.
4. Барчукова, Г.В. Физическая культура: настольный теннис: Учебное пособие / Г.В. Барчукова, А.Н. Мизин. - М.: Советский спорт, 2015. - 312 c.
5. Бишаева, А.А. Физическая культура (для бакалавров) / А.А. Бишаева, В.В. Малков. - М.: КноРус, 2018. - 167 c.
6. Бишаева, А.А. Физическая культура: Учебник / А.А. Бишаева. - М.: Академия, 2018. - 224 c.
7. Виленский, М.Я. Физическая культура (спо) / М.Я. Виленский, А.Г. Горшков. - М.: КноРус, 2018. - 256 c.
8. Кузнецов, В.С. Физическая культура (спо) / В.С. Кузнецов, Г.А. Колодницкий. - М.: КноРус, 2016. - 224 c.
9. Малейченко, Е.А. Физическая культура. Лекции: Учебное пособие / Е.А. Малейченко и др. - М.: Юнити, 2016. - 208 c.
10. Масалова, О.Ю. Теория и методика физической культуры / О.Ю. Масалова. - РнД: Феникс, 2018. - 572 c.
11. Морщинина, Д.В. Теория и методика физической культуры: Учебное пособие / Д.В. Морщинина. - М.: КноРус, 2016. - 160 c.
12. Муллер, А.Б. Физическая культура студента: Учебное пособие / А.Б. Муллер, Н.С. Дядичкина, Ю.А. Богащенко и др. - М.: Инфра-М, 2018. - 320 c.
13. Решетников, Н.В. Физическая культура: Учебник / Н.В. Решетников. - М.: Академия, 2018. - 288 c.
14. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учебник / Под ред. Барчуков И.С.. - М.: КноРус, 2018. - 288 c.
15. Теория и методика гимнастики: Учебник / Под ред. Журавина М. - М.: Academia, 2016. - 208 c.
16. Холодов, Ж.К. Теория и методика физической культуры и спорта: Учебник / Ж.К. Холодов. - М.: Академия, 2018. - 320 c.