Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность настоящего исследования состоит в том, что сегодня в мире существует запрос на понимание проблемы свободы от ценностных суждений в социальных науках. Первыми фундаментальными исследователями данной проблемы стали Эмиль Дюркгейма и Макс Вебер.
Дополнительной причиной исследования работ этих ученых является тот факт, что оба они работали в одно и то же время. Кроме этого их научные взгляды во многом были противоположны и часто они заочно спорили друг с другом на страницах своих работ.
Благодаря ученым социология получила методологию применения научных методов познания процессов в обществе. С другой стороны социология получила представления о зарождении и становлении сознания индивида в социуме.
Точно так же ученые изучали вопрос становления ценностей в жизни индивида. При этом если Дюркгейм был сторонником коллективного, т.е. влияния общества на все сферы личности, то Вебер говорил о влиянии индивида на общество. Другими словами Вебер считал, что ценностная сфера формируется человеком самостоятельно. Только затем эти ценности начинают влиять на общество.
Несмотря на довольно большое количество исследований посвященных творчеству Эмиля Дюркгейма и Макса Вебера сегодня не существует работ которые бы сравнивали взгляды двух ученых на проблему свободы от ценностных суждений в социологии.
Цель исследования – провести сравнительный анализ взглядов Эмиля Дюркгейма и Макса Вебера на проблему свободы от ценностных суждений в социальных науках.
Объект исследования – формирование взглядов Эмиля Дюркгейма и Макса Вебера на проблемы социологии.
Предмет исследования – взгляды Эмиля Дюркгейма и Макса Вебера на проблему свободы от ценностных суждений в социальных науках.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть интеллектуальные истоки и методологические основания социологических воззрений Э. Дюркгейма.
2. Выявить позицию Э. Дюркгейма относительно «реальных» и ценностных суждений.
3. Рассмотреть идейно-теоретические истоки социологии М. Вебера.
4. Рассмотреть взгляды М. Вебера на основы социологического исследования.
5. Рассмотреть принцип «свободы от ценностных суждений.
Работа состоит из введения, двух глав разбитых на параграфы согласно логике исследования, заключения и списка литературы.
1. Исходные методологические основания социологического исследования по Э. Дюркгейму
1.1. Интеллектуальные истоки и методологические основания социологических воззрений Э. Дюркгейма
История социологии считает, что Э. Дюркгейм продолжил исследования Декарта, Ш. Монтескье и Ж.Ж. Руссо [11, с. 45].
По своему убеждению Эмиль Дюркгейм был рационалистом. Данный подход был характерен для французской социологической научной школы. Основоположником французского рационализма в социологии был Р. Декарт. Подтверждая данный тезис нужно отметить, что произведение, написанное Э. Дюркгеймом «Правила социологического метода» в дальнейшем ставшее флагманом дюркгеймовской научной социологии созвучно работам Р. Декарта и в частности «Рассуждениям о методе».
У обоих трудов одна цель – найти рациональные принципы и приемы, которые позволяют выявить истину независимо от всякого рода мнений, предрассудков.
Дюркгейм считал предшественником научной социологии Шарля Монтескье, который обосновал идеи социальной науки. Это идеи, связанные с принципом детерминизма и внутренней законосообразности развития социальных явлений. Ж.Ж. Руссо Дюркгейм рассматривал через призму идей общественного договора и общей воли.
Непосредственные предшественники Дюркгейма – Сен-Симон и Огюст Конт.
Конт по Дюркгейму – отец социологии. Дюркгейм подчеркивал преемственность и связь своих идей с его теорией. Дюркгейм руководствовался тем же идеалом позитивной социологии, что и Конт. Тоже считал, что нет разницы между познанием общественной жизни и природной среды. Хотя Дюркгейм отвергал то, что его социология позитивистская.
Также Дюркгейм рассматривал естественные науки как образец для социальных наук, что выразилось в девизе «социальные факты надо изучать как вещи» [13, с. 90].
Однако Дюркгейм далеко не все разделял в воззрениях Конта. Скептически относился к закону трех стадий. Конт провозгласил отказ от причинного объяснения событий. Он ориентировал принципы познания не на вопросе «почему это происходит?», в отличие от Дюркгейма.
Хотя социология Дюркгейма была направлена против биологической интерпретации, тем не менее, он испытывал влияние Герберта Спенсера (органическое направление). Многие концепции Дюркгейма развиваются в полемике с идеями Спенсера. Индивидуализму Спенсера противостоит идея Дюркгейма о приоритете общества над личностью. Но в исследованиях Дюркгейма проявилось влияние Спенсера. Это относится к структурно-функциональной стороне в социологии, касается анализа общества как целого, где каждый элемент играет определенную роль в поддержании целостности. Как и Спенсер, Дюркгейм рассматривает сложные типы обществ как комбинацию простых.
На Дюркгейма оказали большое влияние и идеи Карла Маркса. Дело в том, что в то время марксизм был чрезвычайно популярен, и все мало-мальски заметные мыслители считали своим долгом выступить с критикой марксизма. Дюркгейм тоже обратился к нему. Он отрицал влияние Маркса и интерпретировал его идеи в духе экономического рационализма. Дюркгейм считал, что идея экономического детерминизма никак не связана с социалистическим движением. По Дюркгейму, социализм не связан неразрывно с классовой борьбой. Социализм может быть объектом научного анализа, но сам не является научной теорией.
Дюркгейм проявлял интерес к социализму, изучал его теорию, был дружен с Ж. Жоресом, крупнейшим французским социалистом.
В 1895 году, будучи профессором университета г. Бордо, прочитал курс лекций о социализме.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Башмаков, В.И. Социология управления: Учебник для бакалавров / В.И. Башмаков; Под ред. В.Н. Князев. – М.: Юрайт, 2016. – 360 c.
2. Вебер М. Основные социологические понятия. // Избр. произв. – М., 1990. – С. 602-633.
3. Вебер, М. Избранные произведения / М. Вебер. – М.: Прогресс, 1990. – 804 с.
4. Волков Ю.Г. Социология. Учебник для студентов узов; Под ред. В.И. Добренькова.2-е издание. – М.: Социально-гуманитарное издание.; Р/н Д: Феникс, 2017. – 572 с.
5. Волков, Ю.Г. Основы социологии и политологии: Учебное пособие / Ю.Г. Волков, А.В. Лубский. – М.: Альфа-М, НИЦ ИНФРА-М, 2017. – 224 c.
6. Генкин, Б.М. Экономика и социология труда: Учебник для вузов / Б.М. Генкин. – М.: Норма, 2016. – 464 c.
7. Горелов А.А. Социология в вопросах и ответах. – М.: Эксмо, 2017. – 316 с.
8. Граждан, В.Д. Социология управления: Учебник для бакалавров / В.Д. Граждан. – М.: Юрайт, 2016. – 604 c.
9. Граждан, В.Д. Социология управления: Учебник для бакалавров / В.Д. Граждан. – М.: Юрайт, 2016. – 607 c.
10. Дильтей, В. Описательная психология / В. Дильтей. – СПб: «Алетейя», 1996. – 153 с.
11. Добреньков В.И. Социология: Краткий курс / Добреньков В.И., Кравченко А.И.. – М.: Инфра-М., 2018. – 231 с.
12. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Методы социологических исследований. – М.: Изд-во МГУ, 2017. – 860 с.
13. Дюркгейм, Э. Социология. Её предмет, метод, предназначение / Э. Дюркгейм. – М.: ТЕРРА, Книжный клуб, 2008. – 400 с.
14. Казаринова Н.В. и др. Социология: Учебник для вузов. – М.: NOTA BENE, 2018. – 269 с.
15. Касьянов В.В. Социология: экзаменационные ответы. – Р/нД, 2017. – 319 с.
16. Козырев, Г.И. Основы социологии и политологии: Учебник / Г.И. Козырев. – М.: ИД ФОРУМ, ИНФРА-М, 2016. – 272 c.
17. Коротец, И.Д. Основы социологии и политологии: Учебное пособие / И.Д. Коротец, Т.Г. Тальнишних. – М.: ИНФРА-М, Академцентр, 2016. – 256 c.
18. Кравченко А.И. Общая социология: учебное пособие для вузов – М.: Юнити, 2017. – 479 с.
19. Кравченко А.И. Социология: Учебник для студентов не социологических специальностей, естественнонаучных и гуманитарных вузов./ Кравченко А.И., Анурин В.Ф. – СПб и др. Питер, 2018 – 431 с.
20. Кравченко А.И. Социология: Хрестоматия для вузов – М.; Екатеринбург: Академический проект: Деловая книга, 2017. – 734 с.
21. Кржевов В.С. Системно-теоретический подход к объяснению социальной реальности // Вопросы философии. 2016. № 1. C. 17–42.
22. Лоусен Тони, Гэррод Джоан Социология: А – Я Словарь-справочник / Пер. с англ. – М.: Гранд, 2017. – 602 с.
23. Лясников, Н.В. Экономика и социология труда: Учебное пособие / Н.В. Лясников, М.Н. Дудин, Ю.В. Лясникова. – М.: КноРус, 2016. – 288 c.
24. Момджян К.Х. М. Вебер: нужна ли науке свобода от оценок? // Вопросы философии. 2019. № 8. С. 19–23.
25. Момджян К.Х. Принцип «свободы от оценки» М. Вебера и его роль в социальном познании // Вестник Московского государственного университета. Серия 7. Философия, 2014, № 3 – Электронный ресурс. – Электронная библиотека – https://cyberleninka.ru/article/n/printsip-svobody-ot-otsenki-m-vebera-i-ego-rol-v-sotsialnom-poznanii - (точка доступа 15.02.2022)
26. Момджян К.Х. Социально-философский анализ феномена свободной воли // Вопросы философии. 2017. № 9. С. 68–81.
27. Момджян К.Х. Универсальные потребности и родовая сущность человека // Вопросы философии. 2015. № 2. С. 3–14.
28. Оришев, А.Б. Социология рекламной деятельности: Учебник / А.Б. Оришев. – М.: ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2016. – 235 c.
29. Парсонс, Т. Система современных обществ / Т. Парсонс. – М.: Аспект Пресс, 1997. – 270 с.
30. Рокич, М. Природа человеческих ценностей / М. Рокич // Свободная пресса. – 1973. – N 5. – С. 20-28.
31. Самыгин С.И. Социология:100 экзаменационных ответов/ С.И. Самыгин, Г.О. Петров. – 3-е издание. – М.; Р/нД: МарТ, 2018. – 234 с.
32. Силласте, Г.Г. Экономическая социология: Учебное пособие / Г.Г. Силласте. – М.: Альфа-М, НИЦ ИНФРА-М, 2018. – 480 c.
33. Сорокин, П. А. Человек. Цивилизация. Общество / П. А. Сорокин. – М.: Политиздат, 1992. – 543 с.
34. Спенсер, Г. Основания социологии. В 2 т. Т. 1 / Г. Спенсер. – М.: Книга по требованию, 2011. – 505 c.
35. Томас, У. Методологические заметки / У. Томас, Ф. Знанецкий // Америк. соц. мысль / под ред. В.И. Добренькова. − М., 1994. – С. 335–337