Фрагмент для ознакомления
2
В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» (ПБУ 14/2007) признание товарных знаков в качестве нематериальных активов осуществляется при выполнении следующих условий:
они должны приносить экономические выгоды в будущем;
выделяться или отделяться, т. е. идентифицироваться в отличие от других активов;
использоваться в течение длительного времени;
не предполагается их продажа в течение 12 мес.;
фактическая стоимость может быть достоверна определена;
отсутствует материально-вещественная форма.
Право на товарный знак относят к так называемому «патентному» праву. В соответствии с законодательством оно основывается на праве исключительного использования специальных обозначений, отличающих товары одного производителя от продукции других товаропроизводителей. Это право принадлежит собственнику товарного знака или тем, кто использует его по лицензионному договору.
Важно отметить, что стоимость нематериальных активов определяется величиной расходов на разработку и регистрацию исключительных прав на товарные знаки. При этом стоимость достаточно известных товарных знаков может быть очень высока.
Как известно, создание товарных знаков может осуществляться несколькими способами:
непосредственно самим экономическим субъектом;
с привлечением специализированных фирм;
по договору коммерческой цессии;
в качестве вклада в уставный капитал.
Так, например, сетевые торговые компании, которые не имеют своего товарного знака, приобретают по договору цессии товарный знак у других экономических субъектов. Однако в этом случае приобретенный товарный знак не является нематериальным активом для приобретаемого экономического субъекта, поэтому, по мнению авторов, его необходимо учитывать на специально вводимом за балансовом счете «Нематериальные активы, полученные в пользование», в оценке, определяемой размером вознаграждения, указанным в договоре [10, с. 22].
Существуют случаи сделок внесения нематериального актива, в частности товарного знака, в качестве вклада в уставный капитал другой компании.
Что же касается создания товарного знака непосредственно самим экономическим субъектом или с привлечением специализированных фирм, то возникающие при этом расходы на приобретение товарных знаков можно разделить на три группы:
расходы на создание товарных знаков;
расходы на продвижение товарных знаков;
расходы на продвижение товаров с данными товарными знаками.
Следует отметить, что расходы на создание товарных знаков достаточно сложно отличить от затрат на развитие компании в целом, поскольку развитие компании может быть связано именно с со- зданием товарных знаков. Поэтому, если обратиться к п. 64 Международного стандарта финансовой отчетности (МСФО) (IAS) 38 «Нематериальные активы», то такие затраты можно сразу списать на расходы текущего периода. Однако, если существует возможность эти расходы идентифицировать с процессом создания товарных знаков, то их следует относить к объектам нематериальных активов.
Исключительное право на товарный знак можно регистрировать не только по одному классу, а сразу по нескольким, тем самым право на товарный знак устанавливается по зарегистрированным классам.
Предприятия, тратящие значительные суммы на продвижение продукции под этими товарными знаками, могут включать их в стоимость товарных знаков. Однако здесь возникает проблема разграничения расходов, относящихся к продвижению марочных товаров и расходов на продажу остальных видов продукции. Эти расходы ПБУ 14/2007 включает в состав прочих.
По нашему мнению, такие затраты можно капитализировать путем выделения и аккумулирования их из состава коммерческих расходов. С этой целью из состава коммерческих расходов можно выделить затраты, в частности на проведение рекламных компаний и промоакций, которые направлены на узнаваемость товарного знака и на превращение товарного знака в бренд.
В бухгалтерском учете расходы на разработку и регистрацию исключительных прав на товарные знаки учитывают на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы». По дебету 04 счета «Нематериальные активы» в корреспонденции со счетом 08 отражается первоначальная стоимость созданных и зарегистрированных исключительных прав на товарные знаки. Важной для признания товарного знака в учете является информация о стоимости вновь созданного товарного знака, особенно если экономическому субъекту принадлежит исключительное право на большое количество товарных знаков и требуется информация о затратах на создание и поддержание каждого из них. В этом случае для сбора информации о стоимости каждого товарного знака необходим аналитический учет к счету 04 «Нематериальные активы».
2 ОСОБЕННОСТИ УЧЕТА НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ
2.1 Учет поступления нематериальных активов
ЗАО «ЭР-Телеком Холдинг» - российская телекоммуникационная компания, один из крупнейших операторов связи в России. Штаб-квартира в городе Перми, имеется представительство в городе Москве.
Бухгалтерский учет финансово-хозяйственной деятельности предприятия осуществляется бухгалтерией, возглавляемой главным бухгалтером. Организация бухгалтерской службы ЗАО «ЭР-Телеком Холдинг» включает: штат сотрудников бухгалтерии, организационную структуру подразделения, а также нормативную основу работы бухгалтерии в целом и ее работников в отдельности. Штат бухгалтерии состоит из главного бухгалтера и двух бухгалтеров: бухгалтера и бухгалтера-кассира. Численность работников бухгалтерии определяется штатным расписанием предприятия. Организационная структура бухгалтерской службы ЗАО «ЭР-Телеком Холдинг» представлена на рисунке 2.1.
Рисунок 2.1 – Организационная структура бухгалтерской службы ЗАО «ЭР-Телеком Холдинг»
Согласно представленной организационной структуре, общее руководство бухгалтерией осуществляет главный бухгалтер, которому подотчетны бухгалтер и бухгалтер-кассир. Подбор персонала на должность главного бухгалтера осуществляет исполнительный директор, которому непосредственно подчиняется главный бухгалтер. Подбор персонала на должности «бухгалтер» и «бухгалтер-кассир» осуществляет главный бухгалтер. Таким образом, контроль над работой главного бухгалтера осуществляет исполнительный директор, над работой бухгалтеров – главный бухгалтер. Нормативную основу работы бухгалтерии ЗАО «ЭР-Телеком Холдинг» составляют:
1. Законодательные нормативные акты в области бухгалтерского учета: Федеральный закон «О бухгалтерском учете», Положения по бухгалтерскому учету, Налоговый кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ, План счетов и т.д.;
2. Устав ЗАО «ЭР-Телеком Холдинг»;
3. Организационная структура предприятия;
4. Внутренние локальные нормативные акты: Положение об оплате труда и премировании, Положение о внутреннем трудовом распорядке и т.д.;
5. Учетная политика предприятия, рабочий план счетов;
6. Должностные инструкции работников бухгалтерии;
7. Приказы, распоряжения исполнительного директора и главного бухгалтера (рисунок 2.2).
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Гражданский Кодекс РФ 30 ноября 1994 года N 51-ФЗ (в ред. от 01.12.2017)
2. Закон «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ от 06.12.2011 (в ред. от 01.12.2017)
3. ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации», утв. Приказом Минфина РФ от 06.07.1999 N 43н (указывает на необходимость обоснования данных бухгалтерского учета итогами осуществленной инвентаризации);
4. Приказ Минфина РФ от 29.07.1998 N 34н «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации» (предписывает, что сведения в учете проверяются проводимой ревизией, при осуществлении которой подтверждаются факты наличия активов, оценивается их состояние).
5. Алексеева, А.И. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности / А.И. Алексеева, Ю.В.Васильев, А.В. Малеева, Л.И.Ушвицкий. - Москва: Финансы и статистика, 2016. - 672 с.
6. Басовский, Л.Е. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности / Л.Е. Басовский, Е.Н. Басовская. - Москва: ИНФРА-М, 2016. – 366 с.
7. Бердникова, Т.Б. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности фирмы / Т.Б. Бердникова. - Москва: ИНФРА-М, 2017. - 215 с.
8. Войтоловский, Н.В. Экономический анализ. Основы теории. Комплексный анализ хозяйственной деятельности организации / Н.В. Войтоловский, А.П. Калинина, В.П. Курносова и др. - Москва: Высшее образование, 2015. - 509 с.
9. Графова, Н.Н. Планирование и прогнозирование деятельности фирмы – Москва: Финансы и статистика, 2016. – 283с.
10. Любушин, Н.П. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности - Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. – 448 с.
11. Макарьева, В.И. Анализ финансово-хозяйственной деятельности организации / В.И. Макарьева, Л.В. Андреева. – Москва: Финансы и статистика, 2016. - 264 с.
12. Савицкая, Г.В. Методика комплексного анализа хозяйственной деятельности - Москва: ИНФРА-М, 2016. - 320 с.
13. Фролова, Т.А. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности фирмы - Таганрог: ТРТУ, 2016. – 370 с.
14. Чуев, И.Н. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности / И.Н. Чуев, Л.Н. Чуева. - Москва: Дашков и К, 2016. - 368 с.