Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Главной целью данной курсовой работы является рассмотрение не-скольких аспектов рыночного механизма - поведение и спрос потребите-лей.
Данная курсовая работа имеет две главные цели. Во-первых, автор стремится дать наиболее глубокое объяснение закона спроса. Во-вторых, автор хочет понять, как потребителями распределяются денежные потоки на покупку различных услуг и товаров. Почему потребителями покупается определенный набор товаров, а не любой другой, в котором могут нахо-диться товары, доступные на рынке?
Модель человека содержит в себе главные параметры, характеризу-ющие индивида, и в первую очередь, цели и мотивы экономической дея-тельности, а также особенности психологических, физических, интеллекту-альных возможностей человека, используемых для достижения своих це-лей. Нужно отметить, что все гуманитарные науки, то есть науки, которые связаны с изучением человека, делают попытки понять людей с точки зре-ния предмета и своего общества, поэтому его внешний вид, который со-здан каждой из данных наук, не может не пострадать из односторонности.
В человеке экономической теорией выделяется главным образом то, что отвечает задачам объяснения экономического поведения человека в разных экономических системах с безграничными человеческими потреб-ностями и с ограниченными ресурсами.
В числе многочисленных областей «моделирования» людей условно выделим три.
Первое направление представлено классической английской школой, неоклассицизмом и маржинализмом. На первом план модели, которые разработаны в рамках данного направления, стоит эгоистичный материал, в первую очередь, денежный интерес, выступающий главным мотивацион-ным стимулом для деятельности «экономического человека».
Второго направления характерно для кейнсианской школы, истори-ческой школе и институционализму. Человеческие модели, которые разра-ботаны в данном направлении, являются наиболее сложными. Так, моти-вационные стимулы содержат не только стремление к денежной и матери-альной выгоде, но и определенные элементы психологического характера - соображения престижа, цели, связанные с традициями, милосердие, ис-пользование свободного времени и т. д.
В данной модели также довольно трудно достигнуть поставленные цели по причине недостаточной осведомленности субъектов бизнеса, сте-реотипного поведения в зависимости от привычек, эмоциональности, несо-вершенства их интеллекта, религиозных взглядов и т. д.
Третье направление является принципиально новой моделью субъек-тов социально-экономического процесса, которая отражает современные реалии. Для него характерным является изменение мотивации деятельно-сти в плане увеличения значимости определенных компонентов, которые обеспечивают воплощение не столько материальных, сколько духовных потребностей человека. Данная модель индивидуальной социальной лич-ности предусматривает общество, которое основано на плюралистических и демократических принципах, имеющих развитые межгрупповыми связя-ми и нежесткими, размытыми границами между социальными сообщества-ми.
1. Кардиналистская и ординалистская
теории поведения потребителей
1.1 Общая и предельная полезность
Потребительское поведение можно рассматривать с точки зрения ор-диналистской и кардииалистской концепций. На начальном этапе анализа поведения экономических агентов специалистами обнаружено в потреби-телях точную копию производителей. По полной аналогии с производите-лем полагалось, что потребители способны каждой дополнительной еди-нице блага, которая поступает в его пользование, «вменить» количествен-ный прирост некоей субъективной полезности.
В нашей экономической литературе понятие «полезность», по сути, не анализировалось. К примеру, его нет в четырехтомной энциклопедии политической экономии, которая издана в 1979 г. Это можно объяснить с тем, что общим свойством для всех товаров была признана только стои-мость, а потребительная стоимость, которая характеризует конкретные свойства товаров, считали уделом специалистов-товароведов. Но важно исходить из учета главных истин экономики: у товара в процессе обмена появляются два свойства:
Свойство удовлетворить какие-либо потребности человека, быть по-лезным для потребителей, т.е. иметь общественную полезность (потреби-тельной стоимостью).
Свойство обмена на другие товары (деньги) в определенных количе-ственных пропорциях, то есть обладать обменной стоимостью.
Одни товары удовлетворяют производственные потребности в сы-рье, полуфабрикатах, станках, оборудовании. Другие товары удовлетво-ряют наши потребности в одежде, пище, чтении, жилище, музыке и т.д., то есть личные потребности духовного и материального характера. Данное свойство характеризует полезность товара.
Полезностью называется субъективная оценка покупателем свойств товара. В отличие от стоимости, которая допускает точное измерение свойств товара, понятие «полезность» характеризуется восприятием людьми свойств товара как возможности для удовлетворения своих по-требностей на базе, которая заложена в товары потребительной стоимости. Покупатели всегда ищут ценность товара в его полезности для него.
С процессом обмена знаком каждый из нас. Тем не менее, что же находится в основе пропорций обмена?
Если ответить на данный вопрос с точки зрения покупателей, то от-вет будет зависеть от их субъективных представлений о полезности товара для них лично.
Таким образом, покупатели ищут ценность товаров в его полезности для них.
В доказательство этого будет приведен пример. Абстрагируясь воз-можно предполагать, что всеми необходимыми благами человек имеет в достаточном количестве, человек занимается земледелием и довольно успешно. Допустим, что в итоге интенсивного труда удалось собрать уро-жай в 10 мешков зерна - это будет вашей основной пищей. Возможно предположить, что 2 мешка зерна человеку нужны больше всего, это его минимум пищи, чтобы не умереть с голоду. Эти 2 мешка зерна обладают наивысшей полезностью, которую можно обозначить условно числом 10. Еще 2 мешка необходимы для корма корове, которая дает молоко. Их по-лезность обозначим числом 8. Следующие 2 мешка зерна являются необ-ходимыми для сохранения как семенного фонда, так и для посева будуще-го года. Их полезность будет равна 6. Еще 2 мешка нужны вам для улуч-шенного питания на протяжении года. Полезность этих мешков равняется 4. Человек израсходует 1 мешок для производства хлебного кваса. Его по-лезность - 2. А последний мешок зерна человек использует для подкормки птиц, которые прилетают к вашему дому по утрам и радующих вас своим пением. Полезность последнего мешка равна 1. При указанных условиях это и будет наименьшая предельная полезность, которая определяет цен-ность зерна. Таким образом, предельная полезность любого товара — по-лезность единицы из имеющегося запаса данного вида товара.
Если зерна у человека собрано 20 мешков, а для удовлетворения его потребностей нужно только 10, и иных потребностей, которые возможно было бы удовлетворить при помощи данного блага, у человека нет, то его предельная полезность будет равна 0, и ценность его равна для человека 0. Если же у человека будет только 8 мешков зерна, то на корм для птиц зер-на и на квас не останется. Данные потребности останутся неудовлетворен-ными, а ценность (и предельная полезность) зерна для вас будет повышена до 4. А если человек соберет только 2 мешка зерна, т.е. ровно столько, сколько ему потребуется, чтобы не умереть с голоду, то его ценность будет самой высокой — 10. Самую большую ценность при этом обладают пер-вые 2 мешка зерна, достаточно высокую — следующие 2, затем ценность убывает, доходя до 0 при изобилии данного товара сверх потребностей человека.
В итоге закон предельной полезности звучит так: для любого инди-вида предельная полезность товара убывает согласно с приростом того его количества, которое существует в наличии в данное время.
Как таковая потребительная стоимость вызвана химическими, физи-ческими, иными природными свойствами вещи, а также свойствами, кото-рые ей приданы в итоге целесообразной деятельности людей. Изучение по-требительной стоимости, то есть материальных свойств вещей, является предметом изучения товароведения и иных инженерных дисциплин.
Разбор потребительского поведения с позиции кривых безразличия и предельной полезности показывает, что подход с точки зрения кривых безразличия предусматривает не количественное соизмерение потребно-стей, а только их ранжирование. Каждая из кривой безразличия графиче-ски отображает большое число продуктов, которые обладают одинаковой полезностью
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Гальперин В.М., Игнатьев С.М., Моргунов С.И. Микроэкономика. Том 1. М., 2019. 349 с.
2. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики: Учебник. 2 изд., изм. Москва: издательство «Норма», 2018 г. 576 с.
3. Хайман Д. Н. Современная микроэкономика: анализ и применение. Том 1.Москва:, 2019. 359 с.
4. Чеканский А. Н., Фролова Н. Л. Микроэкономика. Промежуточ-ный уровень - Москва: издательство «Инфра-М», 2019. 342 с.
5. Введение в рыночную экономику / под ред. А.Я. Лившица, И.Н. Никулина. М., 2017.
6. Вечканов Г.С., Вечканова Г.Р., Микроэкономика. СПб: Санкт-Петербург, 8 изд. 2018 г.
7. К. Р. Макконнелл, С.Л. Брю «Экономикс: принципы, проблемы и политика». Пер. с англ. 11-го изд. Том 2. Москва: издательство «Респуб-лика», 2012. 400 с.
8. Staffan B. Linder. The Harried Leisure Class. New York: Columbia University Press, 1970. P. 79.
9. Л. С. Тарасевич, П. И. Гребенников, А. И. Леусский: Микроэконо-мика. 4 изд., испр. и доп. Москва: издательство «Юрайт», 2016 г. 374 с.
10. Мэнкью Н. Г. Принципы экономикс. СПб: Питер Ком, 2019. 784 с.
11. 50 лекций по микроэкономике. [Электронный ресурс] // http://50.economicus.ru/index.php?ch=2&le=12&r=3&z=1
12. Ивашковский С. Н. Микроэкономика: Учебник. 2 изд., испр. и доп. Москва: Издат. «Дело», 2019. 416 с.