Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. На территории Российской Федерации отмечается постепенное усугубление демографической ситуации, ухудшение состояния здоровья детей. Так, по данным Росстата больными или заболевшими родилось 590,5 тыс. человек в 2016 году, 528,5 тыс. человек в 2017 году и 496,9 тыс. человек в 2018 году. Это 31,8%, 31,8% и 31,5% от общего числа детей, родившихся живыми. От 3,0 до 3,3% детей появляется на свет с врожденными аномалиями, 42,1-44,2% – имеют отклонения, возникающие в перинатальном периоде, 5,9-6,1% детей рождаются недоношенными. По результатам профилактических осмотров среди детей 0-14 лет к I группе здоровья относится не большее 30% (28,9% в 2016 году, 28,7% в 2017 году, 28,5% в 2018 году). При этом увеличивается доля детей с III-V группами здоровья [4].
Одной из причин, по которым растет заболеваемость в детском возрасте, является дефицит нутриентов в рационе питания, особенно в тех регионах, где велика продолжительность зимнего периода, наблюдается естественный недостаток природных источников полезных компонентов рациона. Особенно это касается витаминов и минералов. Дефицит данных нутриентов не виден сразу, однако он имеет колоссальное негативное влияние на растущий организм, приводя к многочисленным последствиям для него. Как следствие, возникает необходимость применять витаминно-минеральные комплексы.
Сегодня на фармацевтическом рынке представлено большое количество витаминов и минералов, что значительно усложняет выбор таковых для пациентов.
Иными словами, актуальность темы курсовой работы состоит в том, что дети в раннем возрасте нуждаются в большом количестве витаминов и минералов, однако с естественными источниками они их часто не получают, что требует применения адекватных по своему составу витаминно-минеральных комплексов.
Цель исследования: изучение аптечного ассортимента витаминно-минеральных комплексов для детей 0-6 лет.
Задачи исследования:
1. Выявить особенности организма детей 0-6 лет, обуславливающих потребность в витаминах и минералах.
2. Изучить значение витаминов, макро- и микроэлементов в организме ребенка 0-6 лет, потребность в них.
3. Определить аптечный ассортимент витаминно-минеральных комплексов для детей 0-6 лет в аптеке «Будь здоров».
4. Выявить оптимальные по составу витаминно-минеральные комплексы для детей 0-6 лет в аптеке «Будь здоров».
Объект исследования: витаминно-минеральные комплексы для детей 0-6 лет.
Предмет исследования: номенклатура витаминно-минеральных комплексов для детей 0-6 лет в аптечном ассортименте.
Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы при формировании оптимального ассортимента витаминно-минеральных комплексов для детей 0-6 лет в ассортименте аптеки «Будт здоров».
1. Витамины и минералы, применяемые у детей 0-6 лет
1.1. Особенности детского организма, определяющие потребность в витаминах и минералах
В детском возрасте происходит активный рост, развитие организма, что приводит к высокой потребности в витаминах и минералах. Так, например, до 6 лет у детей эпифизы сочленяющихся костей состоят из хряща. Начиная с 3 лет в фибринозной оболочке суставной капсулы растет количество коллагеновых волокон, они утолщаются, становятся более прочными. Все изгибы позвоночника окончательно только к 5-6 годам, а окончание процесса формирование отмечается в подростковом и юношеском возрасте. Весь позвоночный столб увеличивается в размерах достаточно большими темпами, которые снижаются только к моменту начала полового созревания. Межпозвоночные диски детей толще, чем у взрослых, они эластичные, в центре отмечается наличие студенистого ядра, которое постепенно с возрастом уменьшается. В первые годы жизни у детей быстро растет грудная клетка. Данный процесс становится несколько менее интенсивным только к 6-7 годам. Кости пояса нижних конечностей (подвздошная, лобковая, седалищная) срастаются только к 12-15 годам, этот процесс идет постепенно с 3,5-4,5 месяцев жизни [1, 9].
Мышечная система в сравнении с таковой у взрослых развита недостаточно, мышечная масса составляет лишь 25% массы тела (у взрослого человека – 40-43%). Мышечные пучки короткие, тонкие, с трудом пальпируются в плотной подкожной основе. Сухожилия короткие, широкие, располагаются несколько дальше оси поворота, что приводит к некоторому ограничению подвижности. Толщина миофибрилл меньше, чем у взрослых. По мере развития движений растет и мышечная масса, т.е. увеличивается объем мышечной ткани [12].
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Безруких М.М. Возрастная физиология: (Физиология развития ребенка): учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М.М. Безруких, В.Д. Сонькин, Д.А. Фарбер. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 416 с.
2. Диетология/ под ред. А.Ю. Барановского. – 5-е изд. – СПб.: Питер, 2017. – 1104 с. – Текст: непосредственный.
3. Ермоленко Е.К. Возрастная морфология: учебник / Е.К. Ермоленко. – Ростов н/Дону: Феникс, 2006. – 464 с.
4. Здравоохранение в России 2021. Статистический сборник – https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/Zdravoohran-2021.pdf (дата обращения: 01.02.2022). – Текст: электронный.
5. Коденцова В.М. Витамины / В.М. Коденцова. – М.: ООО «Издательство «Медицинское информационное агентство», 2015. – 408 с. – Текст: непосредственный.
6. Лифляндский В.Г. Витамины и минералы [справочник] / В.Г. Лифлянский. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2010. – 630 с.
7. Маев И.В. Витамины / И.В. Маев, А.Н. Казюлин, П.А. Белый. – М.: МЕДпресс-информ, 2011. – 544 с. – Текст: непосредственный.
8. МР 2.3.1.2432-08 «Нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для различных групп населения Российской Федерации». – URL: http://docs.cntd.ru/document/1200076084 (дата обращения: 01.02.2022). – Текст: электронный.
9. Прищепа И.М. Возрастная анатомия и физиология: учеб. пособие / И.М. Прищепа. – Минск: Новое знание, 2006. – 416 с.
10. Прозоровский В.Б. Витамины для всех возрастов: полный справочник: все, что нужно знать о витаминах и микроэлементах / В.Б. Прозоровский. – М.: Центриполиграф: Санкт-Петербург: МиМ-Дальта, 2010. – 155 с.
11. Ребров В.Г. Витамины, макро- и микроэлементы: обучающая программа РСЦ института микроэлементов ЮНЕСКО / В.Г. Ребров, О.А. Громова. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. – 954 с.
12. Сапин М.Р. Анатомия и физиология детей и подростков: учеб. пособие для студ. пед. вузов / М.Р. Сапин, З.Г. Брыксина. – 5-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 432 с.
13. Сапин М.Р. Анатомия и физиология человека (с возрастными особенностями детского организма): учеб. пособие для студ. сред. пед. заведений. – 3-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 448 с.