Фрагмент для ознакомления
2
Правовые акты органов местного самоуправления являются важным и необходимым направлением дальнейшего правового регулирования системы правовых актов государства. Актуальность проблем местного уровня государственной власти заключается в том, что их решение напрямую способствует реализации основных направлений развития страны. Так как для выполнения национальных целей и стратегических задач необходим общий вклад каждого муниципального образования РФ, эффективность которых напрямую зависит от состояния бюджета муниципального образования.
На данный момент любой муниципалитет имеете обширный перечень нормативно правовых актов, регламентирующий различные сферы жизнедеятельности населения.
Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в области создания органами местного самоуправления (далее - ОМСУ) нормативных актов местного уровня на примере города Нижний Новгород и иных муниципальных образований.
Предмет исследования нормы законодательства, регулирующие деятельность ОМСУ по созданию нормативно-правовых актов как федерального, так и местного уровней.
Цель работы – проанализировать специфику деятельности ОМСУ по созданию нормативно-правовых актов, на примере города Нижний Новгород и иных муниципальных образований.
Поставленная цель может быть решена путем решения следующих задач:
- рассмотрение понятие и сущности актов ОМСУ (в качестве примера взята акты г. Нижний Новгород);
- исследование системы актов ОМСУ (в качестве примера взята акты г. Нижний Новгород);
- изучение вопросов понятия и стадий местного нормотворчества (в качестве примера взята акты г. Нижний Новгород);
- рассмотрение проблем муниципального нормотворчества и пути решения.
Эмпирическая база исследования представлена трудами ученых-правоведов в данной области, законодательными и нормативными правовыми актами, судебной практикой.
Методологическая база исследования представлена следующими методами: системный метод, диалектический, методы сравнительного анализа, методы индукции и дедукции, методы экспертных оценок.
Структура работы. Работа структурирована введением, двумя главами, четырьмя параграфами, заключением и списком использованных источников.
Глава 1. Общая характеристика нормативно-правовых актов местных органов власти
1.1. Понятие и сущность актов органов местного самоуправления
Местное самоуправление реализовывается посредством городских, сельскохозяйственных населенных пунктов и различных других территориях. Устройство органов местного самоуправления назначается населением независимо и самостоятельно.
Как и в общей теории права, в конституционно-правовой науке, в науке муниципального права Российской Федерации отсутствует единство мнений относительно понимания сущности и состава источников права отрасли. Трактовка корпуса источников муниципального права тесно связана со спецификой правопонимания.
Проблема соотношения материальных и формальных источников муниципального права помимо теоретического аспекта имеет и актуальное практическое значение. Следует отметить, что инструменталистская теория нормативного акта, понимание закона как инструмента преобразования социальной действительности пользуются авторитетом в профессиональной среде. Действительно, инструментализм как подход к систематизации способствует построению непротиворечивой и устойчивой классификации источников во главе с иерархической системой законодательства .
Эффективное применение весьма значительного объема источников муниципального права без какой-либо его кодификации на практике оказывается весьма затруднительным.
Учитывая, что правовое регулирование, скажем, муниципального избирательного процесса осуществляется не только на федеральном уровне, но и региональными властями, самими муниципальными образованиями, принятие единого федерального кодифицированного правового акта, регулирующего избирательные правоотношения, не будет способствовать значительному сокращению источников муниципального избирательного права без синхронной систематизации избирательного права органами государственной власти субъектов РФ и представительными органами муниципальных образований.
Сторонники наиболее узкого понимания состава источников муниципального права, следуя традициям советского правоведения, относят к числу таковых исключительно нормативные акты федерального, регионального и местного уровня. Тем самым из числа источников муниципального права исключаются любые ненормативные явления, в том числе правовые обычаи и муниципальные договоры. Такую позицию разделяют В.Н. Васильев, Н.А. Игнатюк, А.В. Павлушкин и ряд других авторитетных специалистов.
Представление о многоуровневом характере системы источников российского публичного права прочно закрепилось в науке. Подразделение отраслевых источников права на акты федерального, регионального, муниципального уровня является общепризнанным. С середины 90-х гг. XX в. К этой триаде иногда добавляют еще один уровень - федерально-региональные источники конституционного права (О.Е. Кутафин, Б.А. Страшун и др.). При этом вопрос о существовании локального уровня источников конституционного права остается открытым. В некоторых изданиях локальные источники права отрасли отождествляются с муниципальным нормотворчеством .
Вторая позиция, исходящая из расширительного толкования источников права в целом, к числу источников муниципального права относит нормативные правовые акты трех уровней, международные правовые акты и договоры, правовые обычаи и традиции, а также договоры, заключаемые между органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления. Следует отметить, что подобные воззрения наиболее часто встречаются в современной учебной и научной литературе по муниципальному праву .
1.2. Система актов органов местного самоуправления
Система муниципальных правовых актов включает в себя:
● Устав муниципального образования, различные правовые акты, которые были приняты на местном референдуме, то есть разнообразные сходы граждан населенного пункта;
● Нормативные и некоторые правовые акты представительного органа муниципального образования;
● Различные правовые акты главы муниципального образования, местной администрации и некоторых органов местного самоуправления, которые были отражены уставом муниципального образования .
Так, в г. Нижний Новгород основными нормативными актами, регулирующими законодательный процесс являются:
- Устав г. Нижний Новгород ;
- Решение городской Думы города Нижнего Новгорода Нижегородской области от 23 мая 2018 года № 121 «О Регламенте городской Думы города Нижнего Новгорода» и т.д.
Муниципальный правовой акт представляет собой некое решение связанное с вопросами местного значения или с вопросами организации конкретных государственных компетенций, представленных органами
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный текст Конституции РФ с внесенными поправками от 14.03.2020 опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020
2. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 30.12.2021) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" // "Российская газета", N 202, 08.10.2003.
3. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 29.11.2021) // "Российская газета", N 153-154, 12.08.1998.
4. Федеральный закон от 03.12.2012 N 230-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» (с изм. и доп., вступ. в силу с 03.09.2018) // Собрание законодательства РФ. 10.12.2012. N 50 (часть 4). ст. 6953.
5. Федеральный закон от 02.03.2007 N 25-ФЗ (ред. от 16.12.2019) «О муниципальной службе в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 05.03.2007. N 10. ст. 1152.
6. Устав г. Нижний Новгород // Официальный сайт Нижний Новгород // URL: https://нижнийновгород.рф/Municipalitet/Oficialnaya-osnova (дата обращения: 07.02.2022 г.)
7. Решение городской Думы города Нижнего Новгорода Нижегородской области от 23 мая 2018 года № 121 «О Регламенте городской Думы города Нижнего Новгорода» // Городская еженедельная газета "День города. Нижний Новгород" от 01.06.2018 № 45 (1317)
8. Актуальные проблемы муниципального права: Учебно-методическое пособие / П.М. Курдюк, А.С. Чуева, И.Н. Иваненко. 2-е изд., перераб. и доп. Краснодар, 2016. С. 10.
9. Баженова О.И. Реализация преобразованной конституционной модели местного самоуправления в России: первые шаги // Конституционное и муниципальное право. 2020. N 12. С. 30 - 40.
10. Берлявский Л.Г. Классификация источников муниципального права Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2020. N 11. С. 50 - 54.
11. Бычкова Е.И. Проблемные вопросы повышения активности участия граждан в реализации правотворческой инициативы // Конституционное и муниципальное право. 2016. N 5.
12. Вантеева Н.В. Обеспечение качества актов муниципального правотворчества // Конституционное и муниципальное право. 2018. № 4. С. 70–74.
13. Гринченко К.А. Источники муниципального права Российской Федерации: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Пенза, 2016.
14. Гребенникова А.А., Лагун И.В., Масляков В.В. Муниципальное нормотворчество: типовые проблемы и пути решения // Международный научно-исследовательский журнал. № 1 (103). Часть 4. 2020. С. 73-76.
15. Джагарян А.А. Местное самоуправление: между конституционным идеалом и реальностью / А.А. Джагарян // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2018. N 3(122). С. 24 - 31.
16. Джагарян Н.В. Муниципальное представительство в системе российской государственности: правовое регулирование и реализация: Дис. ... д-ра юрид. наук. Ростов н/Д, 2015.
17. Закиров И.А. Правовая экспертиза: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Н. Новгород, 2008. 22 с.
18. Канаев Ю.Н. Муниципальные образования как субъекты гражданского права: монография. М.: Юстицинформ, 2020. 192 с.
19. Лузан Е.А., Касимов Т.С. Правовые акты представительных органов местного самоуправления // Журнал Colloquium-journal. 2020. С. 37-39.
20. Муниципальное право России: Учебник / Ответственный редактор С.А. Авакьян. Москва: Проспект, 2019. 656 с.
21. Официальный сайт городской Думы Нижнего Новгорода // URL: http://www.gordumannov.ru/ (дата обращения: 08.02.2022 г.)
22. Пешин Н.Л. Конституционная реформа местного самоуправления: единство публичной власти как новый всеобщий принцип организации местного самоуправления // Конституционное и муниципальное право. 2020. N 11. С. 24 - 29.
23. Постовой Н.В., Таболин В.В., Черногор Н.Н. Муниципальное право России: учебник / под ред. Н.В. Постового. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Юриспруденция, 2016. 456 с.
24. Помазанский А.Е. Реализация правотворческой инициативы на местном уровне // Журнал российского права. 2018. N 8. С. 37 - 46.