Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Любая сфера деятельности не обходится без финансирования. Основным источником финансирования на этапе становления хозяйствующего субъекта занимают собственные средства. Но со временем встает вопрос о привлечении заемного капитала. Тогда перед предприятием стоит вопрос к каким именно источникам прибегнуть.
Зарубежный опыт свидетельствует о том, что большие объемы долгосрочных источников финансирования находятся на фондовом рынке. Именно через рынки облигаций наиболее эффективно перераспределяются финансы как на уровне государства, так и на уровне хозяйствующих субъектов.
На сегодняшний день, когда встает вопрос о привлечении капитала, хозяйствующие субъекты ограничиваются выбором финансового института с более выгодными условиями кредитования, когда как облигационное финансирование оказывается наиболее предпочтительней с учетом стоимости привлечения и других параметров.
Это обусловлено тем что современный российский рынок облигаций имеет ряд недостатков, которые не позволяют хозяйствующим субъектам в полной мере пользоваться финансирование путем выпуска облигаций.
Облигационные займы - это эффективный способ привлечения инвестиций для развития бизнеса.
Выпуск облигаций помогает привлечь инвесторов в перспективе или просто улучшить финансовое положение компании. Облигационные займы характеризуются большим числом достоинств для эмитента, поэтому и пользуются высокой популярностью на отечественном рынке сегодня. Одним из видов таких займов являются корпоративные облигации.
Корпоративные облигации - это долговые ценные бумаги, выпускаемые корпорациями (юридическими лицами) для привлечения в свой бизнес дополнительных денежных средств. Как правило, корпоративные облигации являются долгосрочным долговым инструментом со сроком погашения более года.
Таким образом целью данной работы является выявление проблем привлечения облигационного финансирования на российском фондовом рынке в текущих условиях.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
изучить понятие облигации, классификацию и ее виды;
рассмотреть привлечение инвестиций с помощью выпуска облигаций;
провести анализ использования заемных источников финансирования ПАО «Акрон»;
выявить проблемы привлечения облигационного займа ПАО «Акрон»;
разработать пути совершенствования заемных источников финансирования ПАО «Акрон».
Объектом исследования является российский рынок корпоративных облигаций и ПАО «Акрон».
Предметом исследования выступают экономические отношения, связанные с привлечением облигационного займа хозяйствующим субъектом.
Информационной базой исследования являются законодательные и нормативные правовые акты, регулирующие процессы размещения и обращения облигаций на российском рынке ценных бумаг.
Методологическая основа исследования базируется на различных методах научного познания: анализе, обобщении, абстрагировании, сравнительно–правовом, системном, формально–юридическом методах и т.д.
Практическое значение заключается в том, что выводы могут быть использованы менеджментом российских АО при принятии решении о привлечении финансирования путем выпуска облигаций.
По структуре работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы.
1. ОБЛИГАЦИОННЫЕ ЗАЙМЫ КАК СПОСОБ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ В ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КОРПОРАЦИИ
1.1. Понятие облигации, классификация и ее виды
Согласно ФЗ № 39 от 22.04.1996 «О рынке ценных бумаг «облигация это - эмиссионная ценная бумага, закрепляющая право ее владельца на получение от эмитента облигации в предусмотренный в ней срок ее номинальной стоимости или иного имущественного эквивалента.
Облигация может также предусматривать право ее владельца на получение фиксированного в ней процента от номинальной стоимости облигации либо иные имущественные права. Доходом по облигации являются процент и/или дисконт».
Таким образом, облигация - это долговое свидетельство, которое непременно включает два главных элемента:
обязанность эмитента вернуть инвестору по истечению срока сумму, указанную на титуле (лицевой стороне) облигации;
обязанность эмитента выплачивать инвестору фиксированный доход в виде процента (возможен имущественный эквивалент) [12, с. 43].
Как финансовый инструмент облигации обладают следующими отличительными чертами:
1) срочностью (она обусловлена наличием фиксированной даты погашения);
2) подлежит обязательному выкупу;
3) обеспечивает получение дохода на инвестированный капитал;
4) дает право на часть имущества эмитента облигаций в случае его ликвидации;
5) не дает право на участие в управлении обществом.
Облигация, как финансовый инструмент, характеризуется рядом параметров, имеющих важное значение, как для ее эмитента, так и для инвесторов, приобретающих их.
Во-первых, облигация имеет фиксированный номинал, под которым понимается денежная сумма, выплачиваемая эмитентом владельцу облигаций в дату погашения. Существуют понятия номинальной стоимости одной облигации и номинальной стоимости облигационного выпуска в целом. На российском рынке ценных бумаг широко распространены облигации, имеющие номинальную стоимость 1000 руб. Номинальная стоимости облигационного выпуска в целом представляет собой совокупную номинальную стоимость всех облигаций данного выпуска. Например, если номинальная стоимость одной облигации составляет 1000 руб. а количество облигаций в выпуске - 3000000 штук, то номинальный объем выпуска будет равен 3 млрд. рублей.
Во-вторых, облигация имеет установленную дату погашения. Соответственно, сроком до погашения это интервал времени от текущего момента до даты погашения. Кроме того, используется термин «срок обращения», под ним понимается временной интервал от момента размещения облигации до момента ее погашения.
В-третьих, облигации имеют определенность денежных потоков, подразумевающие получение определенного фиксированного дохода, который может рассматриваться с точки зрения эмитента как плата за привлечение заемного капитала на облигационном рынке. Доход может собой представлять регулярные платежи - купоны, называемых купонами, либо в виде единовременного платежа [10, с. 14].
Схема получения дохода по таким облигациям будет отличаться, отличия представлены в таблице 1.
Таблица 1 - Схема получения дохода по облигациям
Вид облигации Дисконтная облигация Купонная облигация
Приобретение облигации Дешевле номинала По номиналу
Выплаты по облигациям Текущие доходы отсутствуют Выплата купонов по истечении 6,12,18,24 месяцев
Погашение облигации По номиналу По номиналу
Доход инвестора Номинал облигации минус
цена приобретения Сумма купонных выплат
Одним из важнейших теоретических аспектов при рассмотрении облигаций как финансовых инструментов, является классификация их видов, осуществляемая на основании разных качественных и количественных признаков. Классификация облигаций представлена в таблице 2.
Таблица 2 - Классификация облигаций
Классификационный признак Вид облигации
По виду получаемого дохода Дисконтные
Купонные
По виду рынка Внутренние (правительственные,
корпоративные)
Внешние (еврооблигации, драгон,
международные)
По виду эмитента Государственные (эмитент МинФин РФ)
Муниципальные (Эмитенты местные органы
власти)
Корпоративные (Эмитенты АО)
По форме существования Документарные облигации
Бездокументарные
По цели выпуска Для финансирования новых инвестиционных
проектов
Для рефинансирования задолженности
Для финансирования непроизводственной
деятельности
По степени обеспеченности Обеспеченные (в т.ч. гарантированные)
Необеспеченные ( в т.ч. субординированные)
По сроку до погашения Срочные облигации
Бессрочные облигации
По способу погашения Единовременно погашаемые
Амортизационные облигации
В зависимости от круга инвесторов Размещаемые по открытой подписке
Размещаемые по закрытой подписке
По способу размещения Биржевые
Внебиржевые
По виду купона Постоянный
Переменный
Теперь более подробно разберем виды и особенности различных видов облигаций.
Если с внутренними облигациями все ясно, эмитентами выступает Правительство страны либо его хозяйствующие субъекты, то с внешними необходимо уточнение [20, с. 32].
Еврооблигация представляет собой облигацию выпущенную в валюте, являющейся иностранной для эмитента. Помимо этого, она размещается с помощью иностранного андеррайтера, эмитентами таких облигаций могут выступать и корпорации и правительства.
Разновидностью еврооблигаций также являются облигации «драгон». Это евродолларовые облигации, размещённые на азиатском рынке и имеющие листинг на какой-либо азиатской бирже, обычно в Сингапуре или Гонконге.
Еще один вид облигации это глобальные облигации. Особенностью данного вида бумаг является их обращении на нескольких рынках и сложности с расчетами.
Клиринговые расчеты по глобальным облигациям представляют собой отдельный большой блок вопросов. В отличие от традиционных инструментов международного рынка, которые имеют свою рыночную инфраструктуру для торгов и расчетов, GB такой инфраструктурой не обладают.
Выделяют документарные и бездокументарные облигации. Документарной форма заключается в том, что существует сертификат ценной бумаги, в котором и указывается ее владелец. Либо путем его депонирования, по записям на счете «депо» в депозитарии. Такой сертификат выпускает эмитент и подтверждает права на указанное в этом документе количество ценных бумаг [3, с. 33].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Богатырев, С.Ю. Корпоративные финансы: стоимост. оценка: Учебное пособие / С.Ю. Богатырев. - М.: Риор, 2018. - 528 c.
2. Борисова, О.В. Корпоративные финансы: Учебник и практикум для академического бакалавриата / О.В. Борисова, Н.И. Малых, Ю.И. Грищенко. - Люберцы: Юрайт, 2020. - 621 c.
3. Борисова, О.В. Корпоративные финансы. практикум (для бакалавров) / О.В. Борисова. - М.: КноРус, 2018. - 480 c.
4. Брусов, П.Н. Современные корпоративные финансы (для бакалавров) / П.Н. Брусов, Т.В. Филатова, Н.П. Орехова. - М.: КноРус, 2019. - 346 c.
5. Брусов, П.Н. Современные корпоративные финансы и инвестиции / П.Н. Брусов, Т.В. Филатова, Н.П. Орехова. - М.: КноРус, 2018. - 424 c.
6. Васильева, Л.С. Корпоративные финансы. Финансовый менеджмент (для бакалавров) / Л.С. Васильева, М.В. Петровская. - М.: КноРус, 2021. - 352 c.
7. Кокин, А.С. Корпоративные финансы: Учебное пособие / А.С. Кокин, Н.И. Яшин, С.Н. Яшин и др. - М.: Риор, 2021. - 213 c.
8. Кокин, А.С. Корпоративные финансы: Учебное пособие / А.С. Кокин, М.Ю. Гинзбург, С.Н. Яшин, Н.И. Яшин. - М.: Риор, 2020. - 351 c.
9. Леонтьев, В.Е. Корпоративные финансы: Учебник / В.Е. Леонтьев, В.В. Бочаров, Н.П. Радковская. - Люберцы: Юрайт, 2020. - 331 c.
10. Леонтьев, В.Е. Корпоративные финансы: учебник и практикум для академического бакалавриата / В.Е. Леонтьев, В.В. Бочаров, Н.П. Радковская. - Люберцы: Юрайт, 2020. - 349 c.
11. Липчиу, Н.В. Корпоративные финансы (для бакалавров). Учебное пособие / Н.В. Липчиу. - М.: КноРус, 2018. - 192 c.
12. Лихачева, О.Н. Практикум (сборник тестов) по дисциплине «корпоративные финансы» / О.Н. Лихачева, Л.Г. Паштова, М.С. Шальнева. - М.: Русайнс, 2018. - 786 c.
13. Никитина, Н.В. Корпоративные финансы. Конспект лекций / Н.В. Никитина. - М.: КноРус, 2018. - 304 c.
14. Паштова, Л.Г. Корпоративные финансы и управление бизнесом (для магистратуры) / Л.Г. Паштова; под ред., Шохин Е.И. . - М.: КноРус, 2021. - 432 c.
15. Романовский, М, В Корпоративные финансы. Стандарт третьего поколения / МВ Романовский. - СПб.: Питер, 2020. - 253 c.
16. Самылин, А.И. Корпоративные финансы: Учебник / А.И. Самылин. - М.: Инфра-М, 2018. - 52 c.
17. Ферова, И.С. Корпоративные финансы (для бакалавров) / И.С. Ферова, И.Г. Кузьмина, С.Л. Улина. - М.: КноРус, 2018. - 384 c.
18. Чараева, М.В. Корпоративные финансы: Учебное пособие / М.В. Чараева. - М.: Инфра-М, 2018. - 384 c.
19. Черникова, Л.И. Корпоративные финансы: проблемы, тенденции, перспективы / Л.И. Черникова. - М.: Русайнс, 2020. - 192 c.
20. Эскиндаров, М.А. Корпоративные финансы (бакалавриат и магистратура) / М.А. Эскиндаров; под ред. М.А. Федотова. - М.: КноРус, 2021. - 352 c.