Фрагмент для ознакомления
1
Оглавление
Введение 3
Глава 1 Теоретические основы бюджетного процесса в РФ 5
1 Сущность государственного бюджета РФ 5
1.2 Сущность и принципы бюджетного процесса в РФ 7
Глава 2 Основные проблемы реформирования бюджетного процесса в РФ 10
2.1 Отсутствие стратегической составляющей как проблема бюджетного процесса 10
2.2 Проблема составления плановых показателей бюджета 11
2.3 Проблема соотношение бюджетного и налогового законодательства. Несбалансированность межбюджетных отношений между уровнями бюджетной системы Российской Федерации 15
2.4 Отсутствие у центральной власти четкости оценки состояния и потенциала регионов 16
Глава 3 Направления развития бюджетного процесса в РФ 18
Заключение 22
Список используемой литературы 24
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Государственная политика опирается на устойчивую стратегию, созданную в ответ на признанную обществом (гражданами) проблему, которая касается многих. В идеале, такая стратегия должна разрабатываться в направлении снизу вверх, вовлекая в процесс все слои общества, которые обеспокоены данной проблемой. Стратегия, как правило, подразумевает масштабный план действий, в котором описываются цели и задачи различных групп заинтересованных сторон, включая государство, гражданское общество, бизнес и т.п.
Дифференцируют следующие виды политики государства в отношении регулирования экономики:
1) Антициклическая политика (нацелена на поддержание определенных темпов роста экономики);
2) Научно-техническая и инновационная политика (государство направлено на развитие науки и техники, обеспечение научных приоритетов, внедрение научных результатов в производство);
3) Фискальная (бюджетно-налоговая) политика (определение источников финансирования казны, налоговая система, государственный бюджет);
4) Кредитно-денежная (монетарная) политика (государственное обеспечение нужным денежным количеством, регулирование кредитного и денежного рынков);
5) Внешнеэкономическая политика государства (аспекты внешней торговли, контроль миграции);
6) Социальная политика .
Целью данной работы является рассмотрение бюджетного процесса РФ и проблем его реформирования.
Задачи:
- описать сущность государственного бюджета РФ;
- рассмотреть принципы и сущность бюджетного процесса в РФ;
- изучить проблемы реформирования бюджетного процесса в РФ;
- проанализировать направления развития бюджетного процесса в РФ.
Объект исследования – бюджетный процесс в РФ.
Предмет исследования – направления развития бюджетного процесса в РФ.
Глава 1 Теоретические основы бюджетного процесса в РФ
1 Сущность государственного бюджета РФ
Государственный бюджет (от англ. budget — сумка, кошелек) — это сводный план сбора доходов и использования полученных средств на покрытие расходов федеральных или местных органов государственной власти на определенный период. Государственный бюджет составляется правительством и утверждается высшим законодательным органом власти. Государство стимулирует капиталовложения и восстановление баланса между запасами и вложениями; сохраняет баланс занятости населения; развивает импорт и экспорт товаров; может изменять уровень цен; участвует в перераспределении доходов и др. Государство использует при проведении своих мер методы кредитно-денежной и фискальной политики, благодаря которым происходит регулирование государственных доходов и расходов; регулируется состояние денежной массы в обращении и развивается кредитная сфера. Под бюджетной политикой понимается изменение доходов государства и расходов для поддержания равновесия на рынке, стимулирования развития конкретных областей национальной экономики. Данный способ государственного воздействия на экономику подразумевает регулирование при помощи налогообложения и правительственных расходов. Поскольку реализация расходов государства – это применение средств бюджета государства, а налоги – это базовый источник пополнения бюджета, то налоговая политика сводится к манипулированию бюджетом государства .
Цели бюджетной политики:
1) Обеспечение стабильности экономического роста;
2) Обеспечение полной ресурсной занятости (решение проблем циклической безработицы);
3) Обеспечение стабильного ценового уровня (решение инфляционной проблемы).
Бюджетная политика представляет собой политику регулирования правительством, прежде всего, совокупного спроса. Экономика регулируется при помощи влияния на величину совокупных расходов.
Инструменты бюджетной политики:
1) Закупки государства;
2) Налоги;
3) Трансферты.
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1) "Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 29.11.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2022)// http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19702/ (дата обращения 06.02.2022)
2) Официальный Сайт Центрального Банка Российской Федерации//https://www.cbr.ru/
3) Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (утратил силу) // СЗ РФ. 2009. № 30. Ст. 3738
4) Федеральный закон от 03.07.2016 № 243-ФЗ (ред. от 28.12.2017) «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» // СЗ РФ. 2016. № 27. Ст. 4176
5) Алехин Б. И., Государственный долг. — М.: Магистр: ИНФРА-М, 2020.
6) Алфименко С. С., Риски бюджетного процесса: от совершенствования понятийного аппарата к методологии минимизации // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. — 2020. — № 1. — С. 135-143.
7) Андриевский К. В., Бюджетно-правовые нормы как режимные гарантии бюджетного регулирования // Финансовое право. — 2020. — № 3. — С. 26-31.
8) Баликоев В. З. Общая экономическая теория. учебник – М.: ОМЕГА-Л , 2020 - 684 с.
9) Государственное регулирование национальной экономики/ под ред. Н. А. Платоновой. -Москва : Альфа-М : ИНФРА-М, 2020
10) Дьяченко М. В., Стабилизационная финансовая политика как условие обеспечения устойчивого социально-экономического развития страны // Финансовый бизнес. — 2018. — № 5. — С. 44-51
11) Карпова Л. Ф., Юридические лица, не являющиеся участниками бюджетного процесса: понятие и сущность // Российская юстиция. — 2020. — № 5. — С. 16-17
12) Карпова Л. Ф., Соотношение понятий "субъект бюджетного права", "субъект бюджетных правоотношений" и "субъект бюджетного процесса" // Финансовое право. — 2020. — № 3. — С. 46-48.
13) Ковалевская А. С., Динамика повышения прозрачности бюджетно-налоговой сферы в России // Финансы. — 2021. — № 1. — С. 7-15
14) Конституционализм и правовая система России: итоги и перспективы: сборник докладов. — М.: Проспект, 2020.
15) Кудряшова Е. В., Абсолютные правоотношения в финансовом праве // Финансовое право. — 2020. — № 6. — С. 3-5.
16) Макоев Д. Р., Бюджетный процесс: отечественный и зарубежный опыт // Аудиторские ведомости. — 2021. — № 2. — С. 77-79.
17) Михайлов Д. Л., Правовое обеспечение принципа прозрачности бюджетного процесса современной России: актуальные вопросы интерпретации и реализации // Финансовое право. — 2020. — № 12. — С. 25-29.
18) Недосекова Е. С. Актуальные вопросы и финансово-правовое значение передачи налоговым органам РФ администрирования страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды // Юрист. 2017. № 4. – С. 42-50
19) Прошунин М. М., Бюджетный и налоговый мониторинг: правовые вопросы цифровизации // Финансовое право. — 2020. — № 6. — С. 6-11
20) Прошунин М. М., К вопросу о правовой сущности бюджетного мониторинга // Финансовое право. — 2020. — № 4. — С. 29-32.
21) Райзберг Б. А. Государственное управление экономическими и социальными процессами / Б. А. Райзберг. – М.: ИНФРА-М, 2020.
22) Селюков А. Д. Финансовая деятельность государства как категория финансового права // Государство и право. 2020. № 4. С. 71-75
23) Старова Е. В., Принцип "прозрачности бюджетного процесса" как основа улучшения инвестиционной активности: сравнительно-правовой обзор // Право и экономика. — 2021. — № 5. — С. 61-68.
24) Финансовое право в условиях развития цифровой экономики: монография / Анисина К. Т., Бадмаев Б. Г., Бит-Шабо И. В. и др.; под ред. Цинделиани И. А. М.: Проспект, 2019.