Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность работы. Социологические исследования представляют собой своеобразную систему организационно-технической процедуры, с помощью которой можно получать научное знание социальных явлений. Это система теоретических и практических процедур, собранных в методах социологических исследований.
В каждой науке есть свой инструмент, набор методов, используемых для осуществления исследовательской деятельности и познания истины.
Набор специальных методов социологического исследования позволяет на практическом уровне отслеживать происходящие процессы в обществе, то есть проводить прикладные социологические исследования, систему логико- последовательных методических, методологических и организационных процедур, направленных на единую цель - получение достоверных объективных данных о изучаемой социальном явлении.
Нужно признаться, что методы социологического исследования являются важнейшей частью практически всей современной науки, связанной как с человеком, так и с деятельностью человека. Не исключением являются рекламы и связь с общественностью. Сказать достаточно, что в рамках данных направлений социологические методы исследований позволяют уточнить особенности рекламных стратегий, определить эффективность их и т. д.
Целью исследования является выявление особенностей социологических методов в связях с общественностью и рекламе.
Объект – социологические методы исследования.
Предмет – социологические методы исследования в СО и рекламе.
Задачи: исследования: - Анализ литературы по теме;
- Дать определение термину социологические методы исследования
- Проанализировать основные виды социологических исследований;
- Проанализировать особенности рекламной деятельности компании;
- Сделать выводы по итогам исследования.
В практическом аспекте курсовой, автор использует изученные методы исследования работы взятого им отдела по связям с общественностью. Основой практической работы является проведение автором курсового наблюдения, анкетирования и интервью, анализ которых позволит автору курсовой работы понять проблему организации.
Структура работы:
Работа включает в себя введение, две главы, заключения, обзор литературы, приложение.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ МЕТОДОВ С СФЕРЕ СВЯЗЕЙ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ И РЕКЛАМЫ
1.2 Программа социологического исследования
Говоря о социологической программе, следует рассмотреть определение социологического исследования, ее функций, значений, типологии, структуры социологической исследования. Как определяет Ядов В.А.: «….Программа исследований представляет собой изложение теоретической и методологической основы общего понятия в зависимости от основных целей предпринимаемого исследования и его гипотез, указанных правилами процедуры и логикой» [15, c.34].
При этом В.Г.Осипов говорит, что «программа исследований - документ, где дается вывод и объяснение логики, методов исследования социальных объектов в зависимости от решения научных или практических задач» [11, c. 32].
Программа исследований зависит прежде всего от вида исследований. В.А. Ядов выделяет два вида исследования [15, c. 33]
Теоретико-прикладные исследования.
Их целью является содействие в решении социальных проблем, разработав новые подходы к изучению их, интерпретации, объяснению более глубоко, чем раньше.
Прикладное социологическое исследование.
Цель: найти практические решения достаточно ясной социальной проблемы, предложить конкретный способ действий в конкретные сроки.
В.Г. Осипов выделяет также 2 типа исследования [11, c.547]:
Теоретически ориентированное исследование. Приоритет отдается научным задачам.
Практически ориентированное исследование. Приоритет отдается прикладным задачам.
Благодаря объединению типологий двух авторов мы можем выделить следующие виды исследований: теоретическое исследование, где целью исследования является разработка нового подхода к исследованию социальной проблемы, приоритет - научные задачи, а также практическое исследование, где целью исследования является поиск конкретного прикладного решения, применимого в социальной жизни, приоритет - прикладные задачи.
Как утверждает В.А. Ядов, тщательно разработанная программа – гарантия успеха всего исследования. Это объясняется тем, что программа исследования выполняет очень важные функции, которые он приводит в своей книге. В первую очередь, он разделяет функции программы исследования на внешние и внутренние [15, c. 33,57].
Автор выделяет две внутренние функции:
Научное и познавательное, которое предполагает обеспечение теоретических и методических целостностей исследований;
Научная и организационная деятельность, обеспечивающая эффективное взаимодействие участников коллектива исследований, разделение работы между ними для достижения общих научных и практических результатов.
В то же время программа выполняет внешние возможности:
- она фиксирует место этого исследования в общих процессах развития науки и научной практической науки;
- это необходимое условие для оптимального планирования научно-исследовательских исследований этого научно-исследовательского учреждения, научно-сообщества и системы координации научно-исследовательских исследований нашей страны.
Данные функции свидетельствуют о важности программы в любом социальном исследовании.
В. А. Ядов предлагает следующую программу теоретического исследования, которая, в идеальном случае, должна включать следующие элементы в таблице 1 [15, c.33].
Таблица 1 – Элементы программы теоретического исследования
Раздел Описание
Методологический раздел программы Формулирование проблемы, определение объекта исследования и объекта.
Определение целей и решения задач исследований.
Уточнения и интерпретации основных терминов.
Предварительная систематическая оценка объекта исследований.
Развертывание гипотез рабочих.
Процедурный раздел программы Принципиальный (стратегический) план исследования.
Обоснование системы выборки единиц наблюдения.
Г. В. Осипов также упоминает об этих элементах программы социального исследования.
Любая исследовательская программа начинается с того, чтобы определить проблемную ситуацию. Большинство случаев
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Беляевский И.К., Серебровская Т.П. Маркетинговые исследования /Московская финансово-промышленная академия. – М., 2019, - 163 с.
2. Волков Б.С. Методология и методы психологического исследования/Науч. редактор Б.С. Волков: Учебное пособие для вузов. — 4-еизд., испр. и доп. — М.: Академический Проект; Фонд «Мир». 2020.— 352 с.
3. Егоршин, А. П. Маркетинг организации: для бакалавров и специалистов: учебник для студентов высших учебных заведений/А. П. Егоршин. – М. [и др.]: Питер, 2016. — 384 с.
4. Зозулёв А.В., Солнцев С.А. Маркетинговые исследования: теория, методология, статистика: учебное пособие /А.В. Зозулёв, С.А. Солнцев. – М.: Рыбари; Киев: Знання, 2018. – С. 82-84
5. Каменева Н.Г., Поляков В.А. Маркетинговые исследования: уч. пособие по специальности «Маркетинг»/ Н.Г. Каменева, В.А, Поляков. – М.: Вузовский уч.: ВЗФЭИ, 2019, – 168 c.
6. Кузьмина, Е. Е. Маркетинг: учебник и практикум для СПО/Е. Е. Кузьмина. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 383 с. — (Профессиональное образование).
7. Масленкова Е.В. Маркетинговые исследования: Учебно-методический комплекс/Масленкова Е.В. – М., Минск 2020, – 140 с.
8. Никандров В.В. Вербально-коммуникативные методы в психологии: беседа и опрос: учебное пособие/В.В. Никандров. – Санкт-Петербург: Речь, 2019. – 72 с.
9. Оганян, К.М. Общая социология: Учебное пособие / К.М. Оганян. - М.: Инфра-М, 2018. - 512 c.
10. Ожегов С. И., Шведов Н.Ю. Толковый словарь русского языка/С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. – М.: Азбуковник, 2000. – 940 с.
11. Осипов Г.В. Рабочая книга социолога-педагога. / учебное пособие М.:«Наука», 2019г.
12. Перцовский Н.И. Маркетинг: краткий толковый словарь основных маркетинговых понятий и современных терминов 3-е издание /сост.: Н. И. Перцовский. - М.: Дашков и К°, 2018. - 139с.
13. Петровский А.В., Ярощевский М.Г. Краткий психологический словарь./Под общей ред. А.В.Петровского и М.Г. Ярошевского/ред.-составитель Л.А.Карпенко, Ростов-на-Дону: ФЕНИКС, 2019. - 512с. [6-е изд. расш. исп. доп.]
14. Потапова, М. Г. Общий психологический практикум: учебное пособие Астрахань 2019. — 389 с.
15. Ядов В.В. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности/В. А. Ядов. — 3-е изд., испр. — Москва: Омега-Л, 2017. — 567 с.