Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Традиционно понятие индивидуально-типологические особенности является предметом изучения психологии индивидуальных различий. Вместе с тем очевидна перспективность изучения данного феномена в психологии личности и общей психологии в контексте анализа влияния индивидуально-типологических особенностей личности на поведение в конфликте.
В психологии существуют разные представления о том, какие индивидуальные особенности личности в первую очередь определяют стиль поведения в конфликте. Исследования индивидуальных особенностей личности являются важными и актуальными как в теоретическом, так и практическом отношении.
Индивидуальность, как предмет психологических исследований, изучалась Б.Г. Ананьевым, В.М. Бехтеревым, А. Бине, А.Ф. Лазурским, B.C. Мерлином и др. Вопросы психологии индивидуальных различий разрабатывались Ф. Гальтоном, Дж.М. Кеттелом, В. Штерном и др. Понятие «индивидуально-типологические особенности» раскрывается в работах Б.Г. Ананьева, Б.М. Теплова, B.C. Мерлина и др.
Вопрос о влиянии индивидуально-типологических особенностей личности на поведение в конфликте ранее изучался отечественными и зарубежными психологами. Тем не менее, влияние индивидуально-типологических особенностей на стили поведения в конфликте остается недостаточно изученной областью психологии личности. Это обстоятельство определило цель исследования – раскрыть личностные факторы возникновения конфликтов.
Исходя из цели исследования, в работе ставятся следующие задачи:
рассмотреть личностные факторы как предикторы конфликтного поведения;
разработать методы управления конфликтной ситуацией в сестринском коллективе.
Объект исследования: общественные отношения, связанные с деятельностью организации в процессе управленческой деятельности.
Предмет исследования: система личностных факторов возникновения конфликтов.
ГЛАВА 1. ЛИЧНОСТНЫЕ ФАКТОРЫ КАК ПРЕДИКТОРЫ КОНФЛИКТНОГО ПОВЕДЕНИЯ
1.1. КОНКРЕТИЗАЦИЯ ПОНЯТИЯ «ЛИЧНОСТНЫЕ ФАКТОРЫ»
Личностью в психологии обозначается системное (социальное) качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении и характеризующее меру предстваленности общественных отношений в индивиде.
Личность каждого человека наделена только ей присущим сочетанием психологических черт и особенностей, образующих ее индивидуальность, составляющих своеобразие человека, его отличие от других людей. Индивидуальность проявляется в чертах темперамента, характера, привычках, преобладающих интересах, в качествах познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения), в способностях, индивидуальном стиле деятельности и т.д. [27]
Биологическое и социальное в структуре личности.
Эндопсихика (биологическое) как подструктура личности выражает внутреннюю взаимозависимость психических элементов и функций, как бы внутренний механизм человеческой личности, отождествляемый с нервно-психической организацией человека. Экзопсихика (социальное) определяется отношением человека к внешней среде, т.е. ко всей сфере того, что противостоит личности, к чему личность может, так или иначе, относится. Эндопсихика включает в себя такие черты, как восприимчивость, особенности памяти, мышления и воображения, способность к волевому усилию, импульсивность т.д., а экзопсихика – систему отношений человека и его опыт, т.е. интересы, склонности, идеалы, преобладающие чувства, сформировавшиеся знания и т.д.
Биологическое, входя в личность человека, становится социальным.
Природные органические стороны и черты существуют в структуре индивидуальности человеческой личности как социально обусловленные ее элементы. Природное (анатомические, физиологические и другие качества) и социальное образуют единство и не могут быть механически противопоставлены друг другу, как самостоятельные подструктуры личности.
Итак, признавая роль и природного, биологического, и социального в структуре индивидуальности, невозможно выделять биологические подструктуры в личности человека, в которой они существуют уже в превращенной форме.
Структуру личности составляют характер, темперамент и способности.
Понятие о характере.
В переводе с греческого «характер» – это «чеканка», «примета». Действительно, характер – это особые приметы, которые приобретает человек, живя в обществе.
Характер – это совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, обусловливая типичные для индивида способы поведения.
Становление характера происходит в условиях включения личности в разные по уровню развития социальные группы.
Характер человека всегда многогранен. В нем могут быть выделены черты или стороны, которые, однако, не существуют изолированно, отдельно друг от друга, а являются связанными воедино, образуя более или менее цельную структуру характера [24].
Структура характера обнаруживается в закономерной зависимости между отдельными его чертами. Если человек труслив, есть основания предполагать, что он не будет обладать качествами инициативности (опасаясь неблагоприятного оборота инициированного им предложения или поступка), решительности и самостоятельности (принятие решения предполагает личную ответственность), самоотверженности и щедрости (помощь другому может в чем-то ущемить его собственные интересы, что для него опасно). Вместе с тем от человека трусливого по характеру можно ожидать приниженности и угодливости (по отношению к сильному), конформности (не оказаться «белой вороной»), жадности (застраховать себя в материальном отношении на будущее), готовности к предательству (во всяком случае, при крайних обстоятельствах, угрожающих его безопасности), недоверчивости и осторожности. Однако не всегда человек трусливый может вести себя именно так, он может вести себя даже нагло, вуалируя тем самым свой недостаток, но, конечно, выше перечисленные качества будут преобладать.
Среди черт характера некоторые могут выступать как основные. В жизни встречаются более цельные характеры и противоречивые. Среди цельных характеров можно, по крайней мере, выделить определенные типы.
Характер человека проявляется [7]:
1. В том, как он относится к другим людям;
2. Показательно для характера отношение человека к себе;
3.Характер обнаруживается в отношении человека к делу;
4. Характер проявляется в отношении человека к вещам.
Акцентуация черт характера.
Когда количественная выраженность той или иной черты характера достигает предельных величин и оказывается у крайней границы нормы, возникает так называемая акцентуация характера.
Акцентуация характера – это крайние варианты нормы как результат усиления его отдельных черт.
Акцентуация характера при крайне неблагоприятных обстоятельствах может привести к патологическим нарушениям и изменениям поведения личности, к психопатологии, но сведение ее к патологии неправомерно.
Выделяются следующие важнейшие типы акцентуации характера: Интровертный тип характера, для которого свойственна замкнутость, затрудненность в общении и налаживании контактов с окружающими, уход в себя; экстровертный тип – эмоциональная взвинченность, жажда общения и деятельности, зачастую безотносительно к ее необходимости и ценности, говорливость, непостоянство увлечений, иногда хвастливость, поверхностность, конформность; неуправляемый тип – импульсивность, конфликтность, нетерпимость к возражениям, иногда и подозрительность.
Основные особенности неврастенического типа акцентуации характера – преобладающее дурное самочувствие, раздражительность, повышенная утомляемость, мнительность. Раздражение против окружающих и жалость к себе самому может привести к кратковременным вспышкам гнева, однако быстрая истощаемость нервной системы скоро гасит гнев и способствует умиротворению, раскаянию, слезам.
Для сензитивного типа свойственны пугливость, замкнутость, застенчивость. Сензетивные подростки избегают включаться в большие и тем более новые компании, не участвуют в шалостях и рискованных предприятиях сверстников, предпочитают играть с маленькими детьми.
Они боятся контрольных работ, зачастую стесняются отвечать перед классом, опасаясь ошибкой вызвать смех или слишком хорошим ответом зависть одноклассников. «Чувство собственной неполноценности делает особенно выраженной реакцию геперкомпенсации (т.е. сверхкомпенсация – усиленное стремление преодолеть свои недостатки). Они ищут самоутверждения не в стороне от слабого места своей натуры, не в областях, где могут раскрыться их способности, а именно там, где особенно чувствуют свою неполноценность.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Алейник В.Э., Рассказова О.А. Факторы возникновения конфликтов в организации и методы управления ими // В сборнике: Современный менеджмент: проблемы и перспективы. Сборник статей по итогам XVI международной научно-практической конференции. Санкт-Петербург, 2021. С. 588-593.
2. Анализ факторов, обусловливающих возникновение и развитие конфликтов в аптечной организации / Белоусова О.В., Белоусов Е.А., Карасев М.М., Петухова Е.П. // Медицинское образование сегодня. 2021. № 2 (14). С. 22-27.
3. Антилогова Л.Н., Евтихов О.В. Конфликтная некомпентентность как фактор деструктивного поведения подростков // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2021. Т. 26. № 2 (85). С. 164-169.
4. Ануфриев А.Ф., Ефимова О.С. Исследование факторов возникновения межличностных конфликтов педагогов // Педагогика и психология образования. 2018. № 2. С. 70-82.
5. Анцупов А.Я. Как избавиться от стресса. Москва, 2019. (3-е издание, переработанное и дополненное).
6. Ашибоков А.М., Коваленко Л.В. Особенности возникновения и динамики трудовых конфликтов в современных организациях // В сборнике: кластерные инициативы в формировании прогрессивной структуры национальной экономики и финансов. сборник научных трудов 6-й Международной научно-практической конференции. Юго-Западный государственный университет. Курск, 2020. С. 35-38.
7. Берсенева Н.В. Коммуникативная среда организации как сфера возникновения и развития социально-трудовых конфликтов // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2021. № 16. С. 5-7.
8. Буртовая Н.Б. Психологические факторы внутриличностного конфликта магистрантов, обучающихся по направлению подготовки «педагогическое образование» // Научно-педагогическое обозрение. 2018. № 1 (19). С. 9-22.
9. Василенко Ю.А. Причины и условия возникновения социально-трудовых конфликтов в торговых организациях // В сборнике: science, education, innovation. сборник статей Международной научно-практической конференции. Пенза, 2021. С. 151-153.
10. Вихоцкая А.Д. Сравнительное исследование факторов возникновения межличностных конфликтов родителей и подростков // Вопросы устойчивого развития общества. 2021. № 7. С. 126-128.
11. Гасюк В.А. К вопросу о конфликтах в организациях и причинах их возникновения // В сборнике: Современные технологии управления персоналом. Сборник трудов VII Международной научно-практической конференции. Под научной редакцией О.С. Резниковой. 2020. С. 186-188.
12. Глазычев П.А., Сулягина Ю.О. Влияние устройства организационной структуры на возникновение конфликтов в организации // В сборнике: сборник трудов кафедры менеджмента и административного управления. Москва, 2020. С. 96-100.
13. Данилов М.А. Причины возникновения и способы разрешения конфликтов в организации // В сборнике: мировые научные исследования и разработки в эпоху цифровизации. сборник статей XV Международной научно-практической конференции. Южный университет (ИУБиП). Ростов-на-Дону, 2021. С. 133-134.
14. Деревянко О.И. Вариативность психологического содействия руководителю в состоянии ролевого конфликта (на примере социономического типа профессий) // В сборнике: Социальная и экономическая психология. Сборник научных трудов. Сер. «Труды Института психологии РАН» Ответственные редакторы: Т.А. Нестик, Ю.В. Ковалева. Москва, 2018. С. 148-155.
15. Елкин И.С. Психологические особенности неопределенности при принятии решения // В сборнике: Актуальные вопросы фундаментальных наук в техническом ВУЗе. Сборник научных статей. Под редакцией: С.А. Ковалевского [и др.]. Кемерово, 2021. С. 64-72.
16. Еникеева М.Ф. Особенности конфликтного взаимодействия в подростковом возрасте // В сборнике: Научные исследования в современном мире: опыт, проблемы и перспективы развития. Сборник статей по материалам международной научно-практической конференции. 2019. С. 91-96.
17. Зайцева А.А. Национальные стереотипы как причина возникновения межличностного конфликта в организации // В сборнике: психология, образование: актуальные и приоритетные направления исследований. материалы Международной студенческой научно- практической конференции, посвященной 100-летию со дня рождения Х.И.Лейбовича. Тверь, 2020. С. 241-245.
18. Иванова С.П., Хлопков А. Проблемы возникновения межличностных конфликтов в образовательной организации // Бюллетень науки и практики. 2021. Т. 7. № 8. С. 325-328.
19. Казиева Н.Н., Хасбулатова З.К. Психологические особенности возникновения профессионального выгорания педагогов // Вестник Университета Российской академии образования. 2019. № 1. С. 24-29.
20. Казначеев В.А. Педагогические особенности профилактики межличностных конфликтов, возникающих в образовательной среде студентов // Вестник Самарского юридического института. 2020. № 5 (41). С. 93-96.
21. Колесников В.В. Стиль руководства и его роль в возникновении и регулировании конфликтов в организации // В сборнике: . сборник статей XXV Международной научно-практической конференции : в 2 ч.. 2020. С. 176-181.
22. Колесникова А.Д. Факторы возникновения конфликтов в образовательной организации // Наука через призму времени. 2021. № 10 (55). С. 44-46.
23. Лисовская Н.Б., Иконникова Г.Ю. Особенности конфликтов в педагогическом коллективе школы // Герценовские чтения: психологические исследования в образовании. 2020. № 3. С. 421-428.
24. Ниязова И.М. Выявление вероятности возникновения конфликтов интересов в организации как важное условие развития хозяйственных субъектов // В сборнике: Конкурентный потенциал региона: оценка и эффективность использования. сборник статей ХI Международной научно-практической конференции. ФГБОУ ВО «Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова». Абакан, 2020. С. 158-160.
25. Ожогова Е.Г., Намсинк Е.В. Динамика и факторы возникновения тревожности у современных младших школьников // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 61-4. С. 314-317.
26. Пичугин В.Г. Вариативные управленческие решения для снижения рисков в образовательных учреждениях // Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2021. Т. 11. № 4-1. С. 331-346.
27. Пиюкова С.С. Профилактика конфликтов в пенитенциарном социуме // Вестник Самарского юридического института. 2019. № 4 (35). С. 131-136.
28. Полтанов П.В. Психологический анализ представлений о будущем супругов в ситуации развода // В сборнике: научное сообщество студентов. Междисциплинарные исследования. сборник статей по материалам CXI студенческой международной научно-практической конференции. Новосибирск, 2021. С. 29-35.
29. Природа конфликтов в организации и причины их возникновения / Волков В.Ю., Попов С.А., Сабанина Н.О. // Гуманизация образования. 2021. № 5. С. 70-79.
30. Рассказова А.Л., Клепцова Е.Ю. Особенности организационных конфликтов и способы их разрешения // В сборнике: Современные научные исследования в сфере педагогики и психологии. Сборник научных трудов Всероссийской научно-практической конференции. Киров, 2020. С. 204-210.
31. Роль рефлексии в преодолении социальных конфликтов / Чекушкина Е.Н., Родина Е.Н., Митяева Р.А. // Контекст и рефлексия: философия о мире и человеке. 2019. Т. 8. № 5A. С. 53-59.
32. Сабанин Д.Л. Типы межличностных отношений и их влияние на возникновение конфликтов в семье // Научное обозрение. Педагогические науки. 2019. № 3-1. С. 119-122.
33. Савченко И.А., Грибкова О.В. Реорганизационные изменения в образовательной организации как фактор возникновения педагогических конфликтов в диаде «педагог - ученик» // Проблемы современного образования. 2021. № 2. С. 71-80.
34. Сёмикова Е.О. Причины возникновения конфликтов в организации // Научный электронный журнал Меридиан. 2020. № 6 (40). С. 249-251.
35. Уварова Ю.А. Анализ причин возникновения конфликтов в организации // В сборнике: Современные тенденции управления и экономики в России и мире:цивилизационный аспект. Материалы первой всероссийской научно-практической конференции с международным участием. В 3-х частях. 2020. С. 267-269.
36. Фёдоров А.Ф. Изучение факторов влияющих на возникновение конфликтов в процессе формирования воинского коллектива // Успехи гуманитарных наук. 2021. № 2. С. 58-62.
37. Чукмарова Л.Ф., Шулаева М.В. Личностные особенности сотрудников как фактор возникновения конфликтов в организации // В книге: Эффективные системы менеджмента: качество, инновации, образование. Материалы VII международного научно-практического форума. под редакцией И. И. Антоновой. 2018. С. 418-422.
38. The possibilities of empathyin preventing interpersonal conflicts in the educational environmentof a higher education institution / Smolyaninova O.G., Posokhova S.T., Izotova M.Kh. // Journal of Siberian Federal University. Humanities and Social Sciences. 2020. Т. 13. № 2. С. 219-233.