Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования состоит в том, что сегодня как никогда сфера туризма нуждается в государственной поддержке. дело в том, что в России внутренний туризм всегда был слабо развит. Особенно если сравнивать его с внешним туризмом.
Однако главная проблема заключается в том, что сегодня внутренняя туристическая инфраструктура не готова к большому приему туристов. Ситуация требует срочного исправления. При этом в туристических регионах срочно требуется обустраивать и настраивать рекреационную инфраструктуру.
В этом отношении нужно отметить, что туристическая инфраструктура на побережье Черного моря и Азовского моря давно и стабильно справляется со своей задачей. То же самое можно сказать про зону отдыха на побережье Каспийского моря.
Не отстает от своих южных конкурентов Калининградская область, расположенная на побережье Балтийского моря. Однако остальной внутренний туризм обеспечен значительно хуже. В этом отношении наглядный пример – это Карелия.
Проблема в том, что в регионе не хватает качественного и дешевого жилья. Гостиничный фонд в большинстве случаев – это фонд, построенный еще во времена советского Союза. Здесь следует напомнить, что даже самая лучшая советская гостиница сегодня максимум соответствует уровню четыре звезды.
Далее в регионах остро не хватает туристической инфраструктуры. В туристических городах не хватает благоустроенных зон отдыха, смотровых площадок, туристических центров, центров торговли сувенирной продукцией и т.д. Кроме этого следует сказать, что сами туристы не осведомлены о возможностях внутреннего российского туризма.
К сожалению, в сознании людей крепко сидит классический тренд об отдыхе: Черное море – Москва – Санкт-Петербург – Золотое кольцо. Вот четыре основных центра туризма. Про остальные районы страны жители России не знают.
В этом отношении можно сказать, что Россия может предложить для внутреннего туризма невероятные возможности. В центре страны есть ряд красивых озер на берегах которых можно устроить отличный отдых с рыбалкой, дайвингом или активным отдыхом при помощи катания на водных лыжах, скайсерфинга и т.д.
Кроме этого можно организовывать экскурсионные туры в центры русского городского зодчества. В стране огромное число городов с уникальными по красоте центрами городов. К сожалению, они требуют значительного инвестирования, поскольку часть зданий пребывает в печальном состоянии
Цель исследования – выявить особенности совершенствования государственной поддержки туристской сферы в регионе РФ (на примере Кабардино-Балкарии).
Объект исследования – туристическая сфера.
Предмет исследования – совершенствование государственной поддержки туристской сферы в регионе РФ (на примере Кабардино-Балкарии).
Задачи исследования:
1. Дать определение термину «туризм»
2. Дать характеристику современному правовому обеспечению внутреннего туризма.
3. Охарактеризовать возможности внутреннего туризма в Кабардино-Балкарии
4. Определить особенности государственной поддержки туризма в Кабардино-Балкарии.
5. Сделать выводы по итогам исседования.
Гипотеза: Туризм стал одной из наиболее пострадавших сфер региональной экономики во время кризиса, вызванного распространением Ковид-19, поэтому он нуждается в усовершенствованных мерах государственной поддержки.
1. Теоретические аспекты туризма
1.1. Понятийный аппарат исследования сферы туризма
Прежде всего, нужно сказать, что сам по себе туризм и соответственно туристическая деятельность – это важные элементы системы функционирования, как отдельного человека, так и всего общества в целом. Однако при этом нужно заметить, что до сих пор современная наука так и не выработала единых представлений о понимании сущности данных терминов.
Фактически сегодня можно найти множество вариантов определения туризма и туристической деятельности, но при этом данные варианты определения практически не имеют точек соприкосновения. Это затрудняет выработку единого научного определения.
Сегодня современная наука проводит ревизию накопленных знаний и предложенных определений. Однако реальная проблема современного туризма состоит в том, что сегодня до сих пор продолжаются поиски ответа на вопрос о сходстве, различии и смысле таких понятия, как «туристский» и «туристический».
Вообще туризм как явление имеет огромное значение для государства. Дело в том, что туризм является большим источником поставки в бюджет богатых налоговых отчислений. Так же сфера туризма – это хороший источник рабочих мест. Это особенно актуально, в случае если туризм не сезонный, а круглогодичный. Например, Россия с потерей советского наследия потеряла круизное направление по Черному морю.
Известно, что первые путешествия с целью туризма стали совершаться еще в глубокой древности. Осознание туризма как специфической и необходимой области жизни в современном мире возникло лишь в XIX веке благодаря Томасу Куку. Именно он основал туризм как вид самостоятельной деятельности и заложил основы развития туристической деятельности. Однако, несмотря на длительную историю, туризм до сих пор не получил однозначного определения, поэтому по-разному трактуется не только отдельными специалистами, но и туристическими организациями.
Первое письменное упоминание терминов «туризм» и «турист», датируемое 1800 годом, было предложено в Большом Оксфордском словаре. Термин «Туризм» прочно вошел в мировую практику со второй половины XIX века. На первых порах он означал пешеходное перемещение с целью прогулки, а в XX веке постепенно приобрел универсальное значение, охватывая этим понятием любые перемещения человека с целью отдыха, оздоровления и познания .
Тем не менее, на протяжении многих десятилетий в научной литературе туризм считали видом рекреации. Однако, сама рекреация представлена как функция туризма, касательная к восстановлению физических и духовных сил, затраченных человеком в процессе трудовой деятельности, поэтому считать туризм рекреацией будет неверным подходом. Многими авторами предпринимались попытки дать общеупотребительный термин туризму, однако, до сих пор, несмотря на масштабное общемировое развитие, нет единого определения феномену туризма .
Необходимость наиболее точного определения туризма возникла в первой половине XX века и была обусловлена повсеместным увеличением туристских потоков. Одно из первых определений, принятое ООН, трактовало туризм как активный отдых, влияющий на укрепление здоровья, физического развития человека, связанный с передвижением за пределами постоянного места жительства. Более широкое определение этого понятия предлагает Академия туризма в Монте-Карло, в соответствии с которым туризм - общее понятие для всех форм временного выезда людей с места постоянного жительства в оздоровительных целях, для удовлетворения познавательных интересов в свободное время или профессионально-деловых целей без занятия оплачиваемой деятельностью в месте временного пребывания.
Согласно одному из современных определений, предложенных Статистической комиссией ООН, датированной 1992 годом, туризм - это путешествия и пребывания в местах, находящихся вне пределов обычного места постоянного жительства путешествующего, продолжительность которого не превышает 12-ти месяцев. С целью получения удовольствия и отдыха, а также удовлетворения, гостевых, познавательных или профессионально-деловых потребностей, без занятий оплачиваемой деятельностью .
В научной же литературе по вопросам туризма отсутствует однозначное его определение. Так, В.И. Азар определяет туризм как большую экономическую систему с разнообразными связями между отдельными элементами в рамках, как народного хозяйства отдельной страны, так и связей национальной экономики с мировым хозяйством в целом. Широкое распространение среди специалистов получило сущностное определение туризма, предложенное Международной ассоциацией научных экспертов в области туризма. Согласно ему, туризм - совокупность отношений и явлений, которые возникают во время перемещения и пребывания людей в местах, отличных от их постоянного места проживания и работы .
По мнению К. Крапфа и В. Хунцикера, туризм - это совокупность отношений и явлений, которые имеют место во время путешествий в определенную местность при условии непродолжительного поселения без осуществления деятельности, которая может привести к получению дохода. Это определение за рубежом на протяжении длительного времени считалось основным. Большой вклад в формирование понятия «туризм» внесла Манильская конференция по туризму, проходившая в 1980 году на Филиппинах. Его рассматривали как один из видов активного отдыха - путешествие с целью познания тех или иных районов новых стран в сочетании с элементами спорта. Кроме этого, Манильская декларация по проблемам развития мирового туризма провозгласила: туризм следует толковать как деятельность, которая занимает видное место времяпровождения народов и непосредственно влияет на социальную, культурную, образовательную, экономическую и политическую сферы жизни отдельных государств и на их межгосударственные отношения. Несмотря на провозглашенные Манильской декларацией основы туризма, его определение и в дальнейшем не получило однозначной трактовки .
М.Б. Биржаков определяет туризм как особый массовый род путешествий с четко определенными целями туризма, совершаемых собственно туристами, то есть деятельность самого туриста. Деятельность по организации и осуществлению таких путешествий - туристическая деятельность. Туристическая деятельность осуществляется различными предприятиями индустрии туризма и смежных отраслей. В свою очередь, Н.И. Кабушкин и А.П. Дурович определяют туристическую деятельность как деятельность, связанную с организацией всех форм выезда людей с места постоянного жительства в оздоровительных целях, для удовлетворения познавательных интересов или в профессионально-деловых целях без занятия оплачиваемой деятельностью в местах временного пребывания .
Особая роль в осуществлении такой деятельности принадлежит туристическим предприятиям. Они являются посредниками между производителями туристических услуг - гостиницами, ресторанами, транспортными организациями и потребителями. В статистике же под туризмом понимают одну из форм миграции населения, не связанную с переменой местожительства или работы .
Важно помнить, что туризм выполняет большое количество функций, среди которых трудно выделить главную. Ввиду же, отсутствия единого определения туризма объясняется многообразие выполняемых им функций и большим числом форм проявления. Приведем некоторые общекультурные и общевоспитательные функции туризма :
- эстетические - удовлетворение потребности личности в общем гармоническом развитии;
- нормативные - выработка и закрепление определенных норм, имеющих регламентирующее и оценочное значение;
- информационные - реализация, накопление, распределение и передача от поколения к поколению сведений о достопримечательностях, культурных ценностях народов, их возможностях, средствах и путях совершенствования;
- правовые - регламентирование туристской деятельности законами, международными и отечественными правовыми актами;
- экономические - материально-финансовое и техническое обеспечение деятельности туристских предприятий, специалистов, содержание и эксплуатация сооружений, оплата труда.
Тем не менее, несмотря на различие формулировок, и определений, все авторы включают в понятие «туризм» туристские потребности и мотивации, а также особенности поведения туристов, их пребывание вне постоянного местожительства, экономические отношения, складывающиеся между туристами и производителями товаров и услуг, взаимодействие сферы туризма с окружающими природной, экономической и другими макросредами .
На наш взгляд, допустимо употребление как «туристский», так и «туристический», но как терминов, несущих различную смысловую нагрузку. Существующие разногласия по поводу правильности употребления слов «туристский» и «туристический» связаны, прежде всего, с широким и узким определением смыслового содержания - с одной стороны, и неточным определением области их применения, с другой.
На первый взгляд, эти понятия обозначают одно и то же, но они не являются синонимами, поэтому их следует рассматривать в двух смыслах, а именно в широком и узком. Так, туристский - понятие более узкое, которое в большей степени связано с туристом .
Турист является прямым следствием и производной от слова туризм, следовательно, он не может означать больше, чем понятие, в результате которого оно появилось. Туристический же, в свою очередь, более широкое понятие. Под ним подразумевается туристическая деятельность путешествующих, их стремление познать больше, глубже и разнообразнее.
Более того, туризм в целом выступает как самостоятельная отрасль мировой экономики и потому по праву является неотъемлемой частью современного социума. Развитие туризма не стоит на месте, появляются новые его виды, охватывающие все большее пространство, следовательно, туристический - более всеобъемлющий термин. Кроме того, в пользу термина «туристический» можно привести довод в силу легкости произношения.
Широкие массы населения используют этот термин как более звучный, привлекательный, не учитывая его смыслового значения. Именно эти качества термина активно применяются при оформлении рекламы туристского продукта для населения
Таблица 1.1. Классификация туристской деятельности по единым основаниям .
Фрагмент для ознакомления
3
1. Dinner H, Ytiksel S. Selecting investment strategies for European Tourism Industry using the hybrid decision making approach based on interval type-2 fuzzy sets // Journal of Intelligent & Fuzzy Systems. 2019. P. 1-14.
2. Liu J., Pan H, Zheng S. Tourism Development, Environment and Policies: Differences between Domestic and International Tourists // Sustamability. 2019. V. 11. № 5. P. 1390.
3. Nazmfar H., Eshghei A., Alavi S., Pourmoradian S. Analysis of travel and tourism competitiveness index in middle-east countries // Asia Pacific Journal of Tourism Research. 2019. V. 24. № 6. P. 501-513.
4. Saner R., Yiu L., Filadoro M. Tourism development in least developed countries: challenges and opportunities // Sustainable Tourism: Breakthroughs in Research and Practice. IGI Global, 2019. P. 94-120.
5. Sedarati P., Santos S., Pintassilgo P. System dynamics in tourism planning and development // Tourism Planning & Development. 2019. V. 16. № 3. P. 256-280.
6. Sisneros-Kidd A.M., Monz C., Hausner V., Schmidt J. et al. Nature-based tourism, resource dependence, and resilience of Arctic communities: Framing complex issues in a changing environment // Journal of Sustainable Tourism. 2019. V. 27. №8. P. 1259-1276.
7. Андреева В.С., Смирнова А.О. Современный туризм. История отечественного и иностранного подхода. – Казань: Меридиан, 2018. – 474 с.
8. Владимиров Н.С., Корнеев Е.М. Сфера туризма и гостеприимства. – Воронеж: Альянс, 2017. – 522 с.
9. Дзахмишева И.Ш. Исследование социально-экономического состояния туристской индустрии в Кабардино-Балкарской Республике // Вестник ВГУИТ. 2020. Т. 82. № 1. С. 350-355.
10. Дзахмишева И.Ш. Туристские культурно-исторические ресурсы в Кабардино-Балкарской республике: монография. Нальчик.: Принт Центр, 2018. 160 с.
11. Дзахмишева И.Ш., Тамахина А.Я. Обеспечение конкурентоспособности предприятий туристско-рекреационной сферы: монография. Нальчик.: Принт Центр, 2020. 160 с.
12. Дмитриев П.И., Тимофеев Г.С. Современная сфера туризма и гостеприимства. Исследователи и их подходы. – Мурманск: Полярные зори, 2017. – 389 с.
13. Жилина Е.Ю. Современная сфера туризма и гостеприимства. Развитие и совершенствование. – Волгоград: Пламя, 2019. – 477 с.
14. Залиханова Ж.М. Формирование положительного имиджа туристического кластера Кабардино-Балкарской Республики // Научный альманах. 2019. № 9-1 (59). С. 18-20.
15. Лебедев О.М., Носов М.С. Современная сфера туризма и гостеприимства. Достоинства и недостатки. – Екатеринбург: Капитолий, 2017. – 476 с.
16. Медведева Н.А. Петрова М.С. Туристическое дело в современной России. – Казань: Пальмира, 2018. – 432 с.
17. Пономарева Л.В., Васильева О.В. Современная сфера туризма и гостеприимства.. Государственные формы. – Новосибирск: Азимут, 2019. – 687 с.
18. Портал Правительства Кабардино-Балкарии. URL: https://pravitelstvo.kbr.ru/oigv/minturizm/
19. Семенов О.В. Борисов А.В. Туристическое дело в современной России. Актуальные проблемы. – Воронеж: ИД Ярус, 2019. – 531 с.
20. Смирнова А.О., Федорова Г.В., Алексеева Т.В. Практикум по российскому туристическому бизнесу. – Чебоксары: Вершина, 2018. – 558 с.
21. Тихонова Е.Е. Теория и практика туристического бизнеса. Справочник туриста и бизнесмена. – Екатеринбург: Полис, 2017. – 1289 с.
22. Утина И.В., Проводина Г.П. Теория и практика туристического дела. Плюсы и минусы. – Нижний Новгород: Фара, 2018. – 623 с.
23. Фадеева А.Ю. Туристическое дело в современной России. Вчера. Сегодня. Завтра. – Омск: СпецЛит, 2018. – 588 с.
24. Фомина О.Н., Георгиева А.В. Туристическое дело в современной России и в зарубежном мире. – Н. Новгород: Вектор, 2020 – 528 с.