Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Глубокие преобразования, происходящие в мировой экономике, тре-бования, предъявляемые научно-техническим прогрессом к замене основ-ных фондов, а также необходимость более эффективного использования финансовых ресурсов стали основными причинами, потребовавшими раз-работку и внедрение новых способов финансирования приобретения и за-мены материально-технической базы. Одним из наиболее значимых инве-стиционных продуктов стал лизинг. За истекшие полвека он превратился в состоявшийся вид экономических взаимоотношений, ориентированный на удовлетворение потребностей рынка.
На рубеже столетий лизинговые операции успешно осуществляются в более чем 80 странах мира. Количество компаний, для которых лизинг - основной вид деятельности, достигает на настоящий момент 15 тыс. Сум-марные объемы операций превысили 430 млрд. долларов в год, а балан-совая стоимость имущества, одновременно находящегося в лизинге, - око-ло 1,4 трлн. долларов. Доля лизинговых инвестиций в валовых вложениях в основные фонды достигла 13-14%. Объемы операций международного лизинга и его доля в мировой торговле машинами и оборудованием в кон-це 90-х гг. превысили 45-50 млрд. долларов в год и 4-5% соответственно.
Последние годы ознаменовались увеличением предлагаемых лизин-говых решений и появлением новых эффективных методов их воплощения (лизинг по остаточной стоимости, инфраструктуры, для массового потре-бителя, синтетический и проч.). Важнейшей чертой рынка лизинговых услуг стала его глобализация. Как следствие, значительно увеличился ин-терес к работе на лизинговом рынке со стороны Транснациональной ком-пании . Сделки международного лизинга стали популярным инструментом экспорта машин и оборудования. Происходит процесс перераспределения роли стран среди крупнейших лизинговых рынков мира. Хотя на них до-минируют развитые страны, повышается доля рынков развивающихся государств. В популяризации и продвижении лизинговых отношений в по-следние годы заметную роль играет Международная финансовая корпо-рация (МФК).
Ко второй половине 90-х гг. лизинговые компании развитых и неко-торых развивающихся стран получили реальный доступ на рынки долго-вых обязательств через секьюритизацию лизингового портфеля. Объемы операций такого рода в конце 90-х гг. превысили 1,5-2 млрд. долларов в месяц. По прогнозам ряда специалистов, к 2005 году около половины всех заключаемых лизинговых сделок в развитых странах будет секьюритизи-ровано, а это - 250-300 млрд. долларов в год.
Необходимо отметить влияние, которое оказывают национальные и международные лизинговые ассоциации и клубы на рост объемов опера-ций лизинга в мире. В большинстве развитых стран на долю компаний, входящих в национальные лизинговые ассоциации, - а это около 70% ак-тивно работающих в мире компаний - приходится в среднем 80-90% сум-марных объемов операций.
Серьезную поддержку лизингу оказывает политика государства в инвестиционной сфере. Она выражается в форме налоговых льгот (амор-тизационные льготы, льготы в отношении налога на прибыль, отсрочка первого года, налоговые кредиты и проч.), целевых программ (субсидии, гранты, поддержка экспорта оборудования), лицензирования и специаль-ной отчетности для лизингодателей.
С середины 90-х гг. мировым лизинговым сообществом предприни-маются попытки, направленные на устранение различий в трактовании этих операций в так называемых системах «англоамериканского» и «кон-тинентального» права, что требует отказа от многих привычных представ-лений о лизинге, существующих в различных странах. Препятствием в данном случае являются: существенные различия в национальных требо-ваниях, предъявляемых к операциям лизинга, ограничения, налагаемые контрольно-регулирующими органами в отношении компаний, осуществ-ляющих определенные виды операций лизинга, а также необходимость внесения изменений в общепринятую практику бухгалтерского учета и налогообложения.
Современный мировой лизинговый рынок многообразен, а степень его развития в той или иной стране характеризуется различными стадиями состояния рынка. Характерные черты, присущие каждой из стадий (виды операций, разнообразие лизинговых решений, изменения в лизинговой инфраструктуре, активность лизинговых компаний в других секторах), определяют место национального рынка в каждый конкретный момент времени, степень его интеграции в мировой лизинговый рынок и перспек-тивы развития на ближайшее время. Все это требует обобщения и анализа.
Роль, которую играет Россия на современном мировом лизинговом рынке, пока незначительна. Начав развитие этого вида деятельности в се-редине 90-х гг., наша страна к концу десятилетия пока еще отстает от мно-гих государств по основным показателям - объему операций (менее 1 млрд. долларов в год) и доле лизинговых инвестиций в общем объеме ка-питальных вложений (менее 1,5%). При этом очевидно, что даже при су-ществующих объемах внутренних капитальных вложений в стране и при увеличении доли лизинговых инвестиций до среднемирового уровня, объ-емы операций могли бы составить 7-8 млрд. долларов в год, что вывело бы Россию на 8-10 место в мировой лизинговой «табели о рангах».
Все эти процессы происходят на фоне постепенного старения основ-ных фондов и при острой нехватке оборотных средств у предприятий. По различным оценкам, в срочной замене нуждается более 70% всего парка оборудования, и значение этого показателя продолжает неуклонно увели-чиваться. К началу XXI-го века выбытие производственных мощностей вследствие их физического износа превышает ввод новых в 7-10 раз, что привело к тому, что новое оборудование (возраст до 5 лет) в среднем по промышленности не превышает 5%. Наиболее катастрофическая ситуация сложилась в топливной и легкой промышленности, а также в отраслях ма-шиностроения, металлообработки и строительных материалов, где этот показатель составляет около 2,5%. По экспертным оценкам, минимальная потребность российской экономики в инвестициях капитального характера на ближайшие 4-5 лет определяется в размере 150 - 250 млрд. долларов. В случае приведения оборудования в соответствие со стандартами индустри-альных стран потребность в инвестициях возрастает до 3 трлн. долларов. В связи с этим потенциальный спрос на лизинговые услуги прогнозируется стабильно высоким.
1 Обзор литературы
1.1 Лизинг-понятие, виды, классификация
На данный момент у экономистов еще нет общего мнения об эконо-ми-ческой сущности лизинга. Мнения специалистов насчет лизинга разде-лились. Специалисты находят лизинг скрытым способом купли-продажи прав поль-зования чужой собственностью, четвертые под лизингом пони-мают действия не за свой счет - распоряжение чужой собственностью по поручению доверителя [11].
Из имеющихся в узконаправленной литературе дефиниций лизинга, наиболее полно его экономическую основу раскрывает настоящее опреде-ле-ние: «Комплекс имущественных отношений, складывающиеся ввиду пе-редачи собственности на определенный срок. Данный комплекс кроме са-мого до-овора лизинга содержит и иные соглашения, а именно: договор займа, дого-вор купли-продажи и т.д. Для лизинга свойственен сложный симбиоз таких договоров и интерференция, которые возникают в процессе заключения вза-имоотношений» [8].
Одно из первых упоминаний о такого рода отношениях (лизинго-вых) историки относят к древнему государству Шумер и относят пример-но к 2000-ым годам до нашей эры. Также, во многих работах, которые по-священы ли-зингу, можно встретить ссылку на высказывание Аристотеля из написанного им трактата «Риторика», который был создан примерно в IV веке до нашей эры, о том, что «Сущность богатства заключается более в пользовании, чем в обладании». Такая мысль предельно ясно передает сущность лизинга и отсы-лает к непосредственным причинам появления и развития данного вида опе-рации. Таким образом, в целях получения до-хода, не принципиально обладать каким-либо имуществом, достаточно лишь иметь право на его использование и в результате получить доход. То есть, владение собственностью не гарантирует обязательное экономическое процветание.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Глава 34 от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ (в ред. от 31 декабря 2014 г. N 512-ФЗ) // Собрание зако-нодательства РФ. 2014. № 32. Ст. 665.
2. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть вторая от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ (в ред. от 5 апреля 2016 г. № 102-ФЗ) // Собрание зако-нода-тельства РФ. 2000. № 32. Ст. 3340.
3. О присоединении Российской Федерации к Конвенции УНИДРУА по международным факторинговым операциям: Федеральный закон от 05 мая 2014 г. № 86 - ФЗ.
4. О присоединении Российской Федерации к Конвенции УНИДРУА по международным факторинговым операциям: Постановление Правитель-ства РФ от 10 февраля 2014 г. № 88 // Собрание законодательства РФ от 17 февраля 2014 г. N 7 ст. 693.
5. О финансовой аренде (лизинге): Федеральный закон от 29 октября 1998 г. № 164 - ФЗ (в ред. от 31 декабря 2014 г. № 512 - ФЗ) // Собрание законо-дательства РФ, 1998, N 44, ст. 5394; 2002, N 5, ст. 376; 2006, N 31, ст. 3429; 2010, N 19, ст. 2291; 2013, N 26, ст. 3207.
6. О присоединении Российской Федерации к Конвенции УНИДРУА о международном финансовом лизинге»: Федеральный закон от 08 февраля 1998 г. № 16 - ФЗ.
7. Об отражении в бухгалтерском учете операций по договору лизинга: Приказ Минфина РФ от 17 февраля 1997 г. № 15 (с изменениями и допол-нениями 23 января 2001 г. N 7н) // Журнал «Экспресс-Закон», июля 2001 г., N 27.
8. Антошина О.А., Лизинг// М.: Налоговый вестник, 2018. - 288 с.
9. Атавова А.А., Игра с государством на выживание//Финанс. - 2019. - № 2.
- 54-57 с.
10. Винслав Ю., Управление лизинговой детальностью в интегрирован-ных корпоративных структурах/Ю. Винслав, М. Ведров//Рос. экон. жур-нал - 2019. - №1. - 79-90 с.
11. Газман В.Д., Лизинг. Финансирование и секьюритизация. - М.: Выс-шая Школа Экономики, 2018. - 472 с.
12. Газман В.Д., Аритмия лизингового рынка//Вопросы экономики. - 2017. - №3. - 97-109 с.
13. Газман В.Д., Инновационное финансирование лизинга//Вопросы эконо-мики. - 2017. - № 9. - 108-120 с.
14. Газман В.Д., Лизинг в проектном финансировании//Финансы. - 2018. -№
9. - 73-78 с.
15. Газман В.Д., О Пользе лизинга в Росии//Финансы. - 2018. - № 1. - 24-28 с.