Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы. На современном этапе исторического развития, модернизации политической, экономической, социальной сфер, происходит переоценка ценностных ориентиров россиян, особенно в духовной жизни. Одним из условий развития общества, воспроизведения культуры является трансляция культурного наследия посредством музейных коммуникаций. Музей, являясь институтом сохранения социальной памяти и популяризации культурных традиций, находится в поиске новых координат, новой социальной миссии. Из века в век они играют все большую роль в духовной жизни общества, в просвещении, образовании и нравственно-эстетическом воспитании людей, в информационных и коммуникативных процессах, в утверждении национального самосознания.
Музей – социальный институт, который представляет собой сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности людей, выполняющих социально-значимые функции. В данном случае, социальный институт предстает как совокупность ролей и статусов, предназначенных для удовлетворения определенной социальной потребности общества, и способствует воспитанию ценностей, вкусов, образования, деятельности и др. Это особое идентифицирующее и социализирующее средство, которым каждый человек может воспользоваться, чтобы получить или сверить представление о своей принадлежности к той или иной системе ценностей, культуре, социальной группе. Музей – место воздействия друг на друга носителей разных систем знаний, идеалов, ценностей, устремлений и, как следствие, — обретение чувства общности с себе подобными, осознания своей индивидуальности и непохожести на других.
Музей, как социокультурный институт, возникает в обществе, находящемся на высоком уровне социального и культурного развития. Интенсивное развитие музея происходит при условии разносторонней поддержки государства или лиц, обладающих властью. Возникновение и развитие музея обусловлено наличием социальной потребности. Появлению музеев предшествует большая коллекционная и собирательная деятельность отдельных лиц, обществ и социальных групп.
Изучение музея в качестве социокультурного феномена современного мегаполиса - относительно новое направление изысканий в рамках гуманитарных дисциплин. Современное отечественное научное поле исследования музейного дела включает в себя теоретические и практические работы таких авторов как Е.В Баранская, З.А Бонами, А.И.Голышев, В.М. Грусман, В.Ю.Дукельский, Ю.В. Зиновьева, Е.Б. Ивушки-на, А.З. Крейн, Н.В. Нагорский, СТ. Овчинникова, А.М.Оганнисян, Д.И. Тверская, С.В.Фокин, Л.М. Шляхтина и другие.
Объект работы – социально-культурная деятельность Государственного музея А. С. Пушкина г. Москвы.
Предмет работы - особенности функционирования и развития в ГМИИ А. С. Пушкина в условиях современной культуры, а также применение новых методов и технологий социально-культурной деятельности в музее.
Цель работы – рассмотреть совершенствование организации социально-культурной деятельности в музее.
Задачи работы:
- рассмотреть теоретические аспекты социально-культурной деятельности в музее;
- изучить понятие, сущность и содержание социально-культурной деятельности;
- выявить специфику организации социально-культурной деятельности в музее;
- рассмотреть социокультурную деятельность Государственного музея А. С. Пушкина г. Москвы;
- дать рекомендации по совершенствованию социально-культурной деятельности в ГМИИ А. С. Пушкина.
Методологию работы составили метод сравнения, классификации и анализа теоретических источников.
Глава 1. Социально-культурная деятельность музея
1. 1 Теоретические аспекты социально-культурной деятельности в музее
Сущность социально-культурной деятельности музеев определяется взаимодействием природной и культурно-исторической среды с современной социокультурной практикой и представляет собой совокупность целенаправленных, планомерных педагогических воздействий на сознание и поведение человека через включение в культурно-ценностные и социально-значимые формы музейной деятельности, в результате чего происходит социальная и культурная идентификация, профессиональная адаптация и самореализация личности, вхождение молодежи в жизнь социума, его культурных обычаев и традиций, развитие творческих способностей.
«В современной мировой практике для выражения специфики музейной работы с посетителями используются словосочетания «образовательная деятельность» и «педагогическая деятельность». Под образовательной деятельностью понимается специфическая форма музейной деятельности, характеризующаяся педагогической направленностью и имеющая целью творческое развитие личности» . Образовательную деятельность трактуют шире, включая в нее, помимо решения педагогических задач, социокультурный контекст (досуговая деятельность), в то время как под педагогикой понимается научно-методическая основа образовательной деятельности. Образовательная деятельность музея осуществляется через педагогический процесс, который проходит в определенных организационных формах (индивидуальных, групповых, коллективных) на основе музейного памятника с привлечением разнообразных текстов, наглядных пособий, аудио-, видео- и компьютерной техники, а также технологий, позволяющих включить в педагогический процесс, как интеллект, так и эмоции.
Таким образом, в условиях музейной среды педагогические категории определяются следующим образом:
-воспитание – формирование эстетического восприятия, музейной культуры, художественного вкуса;
-развитие – творческое совершенствование личности и формирование ее ценностных ориентаций;
-образование (обучение) – формирование опыта общения с музейным памятником и навыков творческой деятельности.
Можно выделить следующие основные направления культурно-образовательной деятельности музея: информирование, обучение, развитие творческих начал, общение, отдых. Первое направление – информирование – является первой ступенью освоения музейной информации, предполагающей первичное получение сведений о музее, составе и содержании его коллекций или об отдельных музейных предметах, а также по вопросам, связанным с профилем музея, различными направлениями его деятельности. Данное направление реализуется через такие традиционные формы, как экскурсия, лекция и консультация. Ведущей формой предъявления памятника зрителю является экскурсия, определяемая как форма образовательной (просветительской) деятельности, содержанием которой является комплексное (визуальное, вербальное, эмоциональное) восприятие предлагаемых экскурсионным маршрутом визуальных объектов с целью приобретения знаний и впечатлений.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Ариарский М.А. Теория социально-культурной деятельности отвечает на вызовы времени / М. А. Ариарский // Вестник Санкт-Петербурского государственного университета культуры и искусства. - 2018. - № 2. – C. 38 – 43.
2. Бережная, А.В. Культурно-досуговая деятельность как фактор социализации детей и молодежи / А.В. Бережная // Научная палитра. - 2016. - № 4. - С. 20.
3. Бочарникова, И.С. Досуговые предпочтения современной российской молодежи: сравнительный социологический анализ / И.С. Бочарникова // Теория и практика общественного развития. - 2018. - № 1. - С. 18-21.
4. Гоняева Н. В. Музейная деятельность как социокультурный ресурс / Н. В. Гоняева, Л. Э. Старостова // Известия Уральского федерального университета. Сер. 1, Проблемы образования, науки и культуры. - 2017. - № 4 (144). - С. 145-154.
5. Домбровская, А. Ю. Методы научного исследования социально-культурной деятельности / А. Ю. Домбровская. - М.: Лань, 2019. - 254 с.
5. Жаркова, А. А. Теория становления социально-культурной деятельности / А. А. Жаркова // Мир науки, культуры, образования, 2017. - № 3. – 25 с.
6. Киселева Т.Г. Социально-культурная деятельность: учебник / Т. Г. Киселева. - Москва: МГУКИ, 2017. – 253 с.
7. Калинин, А.С. Роль культурно-досуговой деятельности в социально- культурной сфере / А.С. Калинин // Культура: теория и практика. - 2018. - № 5. - С. 4.
8. Кирпичева М.А. Эффективное планирование рекламной кампании в интернете / М. А. Кирпичева // Управленческие науки в современном мире. – 2018. – Т. 1. – №. 1. – С. 59-61.
9. Макеева, И. А. Социализирующие аспекты социально-культурной деятельности музея / И. А. Макеева // Теория и практика образования в современном мире : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2012 г.). - Санкт-Петербург : Реноме, 2012. - С. 127-129.
10. Панова Н.Г. Педагогические основы культурно-творческой деятельности в сфере досуга: учебное пособие / Н. Г. Панова. - Москва: МГПУ, 2019. – С. 14.
11. Сазыка, Г.С. Практика и вопросы концептуализации социально-культурной деятельности / Г.С. Сазыка // Современное образование. - 2018. - № 2. - С. 19-32.
12. Шляхтина Л.М. Основы музейного дела: теория и практика. Учеб пособие / Л. М. Шляхтина. – М.: Высшая школа, 2017.- 183 с.
13. Щепеткова, И.О. Досуг как научная категория: разнообразие подходов к изучению / И.О. Щепеткова // Дискуссия. - 2019. - № 6. - С. 121-129.
14. Ярошенко Н.Н. История и методология теории социально-культурной деятельности: учебник / Н. Н. Ярошенко. - Москва: МГУКИ, 2018. – 265 с.
15. Государственный музей А. С. Пушкина [Электронный ресурс] // URL: http://www.pushkinmuseum.ru/?q=izdania (дата обращения 08.02.2022).