Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы. В процессе исторического развития происходило постоянное усиление внимания общества и государства к вопросу регулирования авторских отношений. Еще несколько веков назад, даже защита личных неимущественных прав автора на любой нематериальный объект смотрелась странной, а сегодня соответствующие положения законодательства составляют основу каждой правовой системы.
Динамично развиваясь в условиях рыночного хозяйствования, многочисленных творческих и научных достижений, современное авторское право обеспечивает реализацию и защиту прав авторов произведений науки, литературы и искусства на основе гармоничного сочетания интересов личности и общества. Правовая система Российской Федерации обеспечивает в целом возможность реализации, охраны и защиты авторского права. Впрочем, стремительное развитие авторского права порождает большое количество вопросов, которые требуют, как теоретического обоснования, так и практического воплощения. Отдельные недостатки и пробелы действующего законодательства, правовые коллизии нормативно-правовых актов в сфере авторского права негативно влияют на развитие авторско- правовых отношений. Поэтому, научные исследования в данной сфере как никогда актуальны.
Постоянный рост спроса на объекты авторского права обусловливает необходимость внедрения эффективных механизмов взаимодействия субъектов авторского права с пользователями указанных объектов, совершенствования авторского права.
Основой такого совершенствования должно быть четкое понимание понятия и принципов авторского права, как основных направляющих его развития.
Вышеуказанное обуславливает актуальность исследования понятия и принципов авторского права.
Целью данной работы является исследование авторского права.
В соответствии с поставленной целью, нами очерчен следующий круг задач:
1. Рассмотреть историю становления авторского права.
2. Определить понятие авторского права в современной научной доктрине.
3. Исследовать понятие и подходы к классификации принципов авторского права.
4. Охарактеризовать отдельные принципы авторского права.
5. Определить понятие и принципы авторского права по законодательству зарубежных стран.
6. Проанализировать проблемы терминологии авторского права и пути их решения.
Объектом исследования являются общественные отношения в сфере создания и использования произведений науки, литературы и искусства.
Предметом исследования являются понятие и принципы авторского права.
Основой методологии данного исследования являются общенаучные и специальные методы познания: общенаучный диалектический метод познания, предполагающий всесторонность, объективность и взаимосвязанность исследуемых явлений, позволил рассмотреть исследуемые явления в их взаимосвязи; системный метод позволил исследовать систему принципов авторского права; метод юридического анализа позволил дать характеристику отдельным нормам российского законодательства.
Структуру работы составляют введение, заключение и библиографический список.
Глава 1. История становления и современное определение авторского права
1.1. История становления авторского права
Охрана авторского права берет свое начало в период античности. Известно, что «в период расцвета искусств в Древнем Риме и в Греции широко применяли имущественный аспект авторских прав. В частности, упоминается комедия Публия Теренция «Евнух», которая, по признанию Доната, имела настолько большой успех, что была продана во второй раз и представлена в качестве новой; таким образом, предметом первой продажи было якобы право показа пьесы более чем один раз».
Авторы учебника «Авторское право и смежные права» отмечают, что «уже 2300 лет назад в Афинской республике особенно выделялась защита целостности произведения и запрещалось подвергать его изменениям. Поскольку переписчики и актеры довольно свободно обращались с произведениями знаменитых авторов трагедий, в 330 г. до н. э. был принят закон, согласно которому оригиналы произведений трех великих классиков подлежали хранению в официальном архиве; актеры должны были придерживаться официального текста» .
Копирование книг в то время осуществлялось путем переписывания рукописей, что было длительным и трудоемким процессом. При этом книги были дорогостоящими и крайне ограниченным числом экземпляров. Было мало как способных приобрести, так и способных прочесть такую книгу, поэтому конкретный юридический интерес в обеспечении охраны таких произведений также отсутствовал.
Итак, в древние времена происходило формирование элементов авторского права и были заложены основополагающие принципы его защиты. Безусловно, развитие общества того времени не могло сформировать указанные отношения в отдельный правовой институт, однако те основы, которые были заложены древнеримским правом сыграли важную роль на пути формирования современного института охраны авторского права.
Следующим этапом развития авторского права становится эпоха Средневековья (XV-XVIII в.в.). Предпосылками для этого служили развитие торговли в основных европейских городах и развитие образования, что обусловили интерес общества к информации. Кроме этого, развитие авторского права было обусловлено изобретением в 1440 г. техники печати немецким самоучкой И. Гутенбергом, благодаря которому массовое воспроизведение печатных произведений стало быстрее и значительно дешевле.
В XIX веке, во времена активного развития международной торговли встал вопрос принятия унифицированного международного нормативно- правового акта в сфере авторских прав. Сначала отдельные статьи по вопросу авторского права появляются в международных торговых договорах, впоследствии возникают двусторонние соглашения о взаимной охране авторских прав. Однако уже в конце XIX в. возникла необходимость разработки многосторонних международных соглашений по охране авторского права с целью преодоления значительных расхождений в подходах охраны авторского права, которые были порождены различными национальными правовыми режимами и этими двусторонними соглашениями .
Таким образом, в результате длительной дипломатической конференции в 1886 была принята первая многосторонняя конвенция - Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений, которая была пересмотрена несколько раз: в Париже (1896 г.), Берлине (1908 г.)., Риме (1928 г.), Брюсселе (и948 г.), Стокгольме (1967 г.) и Париже (1971 г.).
Что касается Российской империи, то в ней становление и развитие авторского права было более разнообразным по сравнению с историей авторского права западноевропейских стран. «Первые законы, которые регулировали авторские отношения, были приняты лишь во второй четверти XIX в. Это связано с тем, что в силу исторических причин книгоиздательское дело в Российской империи вплоть до конца XVIII в. считалось государственной монополией. Первое разрешение на открытие частной типографии были изданы только в 1771 г. одновременно с введением цензуры на иностранную литературу».
В СССР с середины 20-х годов отношения в области авторского права регулировались декретами и постановлениями Совета народных комиссаров (СНК), выданным в 1925 (Декрет СНК от 30 января 1925 «Об основах авторского права») и 1928 (Декрет СНК от 16 мая 1928 «Основы авторского права Союза ССР»), а также постановлениями СНК союзных республик.
Новая волна полемики в сфере защиты авторских и смежных прав была вызвана принятием нового ГК РСФСР в 1964г., ст. 1 которого предусматривала, что данный кодекс регулирует имущественные и связанные с ними неимущественные отношения. Было предусмотрено такие формы защиты прав авторов, как право требовать восстановления нарушенных прав, запрет выпуска произведения в свет или прекращения его распространения, а также возмещения убытков. К сожалению, норм, посвященных регулированию смежных дел, в данном источнике права закреплено не было.
Фрагмент для ознакомления
3
Библиографический список
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 1994. – № 32. – Ст.3301.
2. Бирюков, П. Н. Право интеллектуальной собственности: учебник и практикум для академического бакалавриата / П. Н. Бирюков. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2018. – 315 с.
3. Близнец, И. А. Право интеллектуальной собственности. Учебник / Близнец И. А. - М.: Проспект, 2020. - 896 с.
4. Жарова, А. К. Защита интеллектуальной собственности: учебник для бакалавриата и магистратуры / А. К. Жарова; под общ. ред. А. А. Стрельцова. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 341 с.
5. Зенин, И. А. Право интеллектуальной собственности в 2 ч. Часть 2: учебник для академического бакалавриата / И. А. Зенин. – 10-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2018. – 169 с.
6. Зенин, И. А. Право интеллектуальной собственности в 2 ч. Часть 1: учебник для академического бакалавриата / И. А. Зенин. – 10-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 318 с.
7. Калятин, В. О. Право интеллектуальной собственности. Правовое регулирование баз данных: учеб. пособие для бакалавриата и магистратуры / В. О. Калятин. – М.: Издательство Юрайт, 2021. – 186 с.
8. Позднякова, Е. А. Авторское право: учебник и практикум для академического бакалавриата / Е. А. Позднякова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2021. – 243 с.
9. Право интеллектуальной собственности: учебник и практикум для академического бакалавриата / Е. А. Позднякова [и др.]; под общ. ред. Е. А. Поздняковой. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 321 с.
10. Право интеллектуальной собственности. Учебник / под ред. Близнеца И.А. – М.: Проспект, 2020. – 96 с.
11. Право интеллектуальной собственности. Международно-правовое регулирование: учеб. пособие для бакалавриата и магистратуры / И. А. Близнец [и др.]; под ред. И. А. Близнеца, В. А. Зимина; отв. ред. Г. И. Тыцкая. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 252 с.
12. Право интеллектуальной собственности: учебник для академического бакалавриата / Л. А. Новоселова [и др.]; под ред. Л. А. Новоселовой. – М.: Издательство Юрайт, 2021. – 302 с.
13. Соснин, Э. А. Основы патентоведения: учебник и практикум для СПО / Э. А. Соснин, В. Ф. Канер. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 384 с.
14. Соснин, Э. А. Патентоведение: учебник и практикум для бакалавриата, специалитета и магистратуры / Э. А. Соснин, В. Ф. Канер. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 384 с.
15. Щербак, Н. В. Авторское право: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Н. В. Щербак. – М.: Издательство Юрайт, 2018. – 182 с.