Фрагмент для ознакомления
2
традиционными СМИ на многих медиаплатформах. Эта новая смешанная модель массмедиа требует и новых этических принципов, которые смогли бы одинаково применяться к любительской и профессиональной медиасреде (и при материалах в блогах, Твиттере, и при создании телепередачи, публикации в газете). Смешанный вид СМИ пользуется популярностью особенно у журналистов-расследователей, которые не могут в одиночку справиться с обилием документов и недостатком финансирования. Теперь профессиональные журналисты разделяют журналистское пространство с блогерами, «гражданскими журналистами» и пользователями социальных сетей. Этот феномен в медиасреде называется «демократизацией СМИ». Она позволяет гражданам почувствовать себя настоящими репортерами, размывает границы идентичности журналистов и традиционное представление о том, что такое журналистика.
Ответственность и ценность журналистского расследования основывается не только на этических критериях, но и на моральных принципах самих журналистов, другими словами, на журналистских ценностях и культуре.
Развитие некоммерческих организаций, Интернета и новых медиа по-прежнему будет определять дальнейшие тенденции в эволюции расследовательской журналистики, в том числе и сопутствующие ей новые этические коллизии. Имеющийся опыт показывает, что разрешение последних, как в рамках конвергентных многоуровневых редакций и мультимедиатизации контента, так и консенсуса традиционных и «новых» журналистов по поводу переосмысленных норм профессиональных этики и морали, обеспечивает беспристрастность и правдивость расследовательских публикаций.
В приводимых примерах выполнены следующие этические требования:
• Источник информации должен быть достоверным (или расследование должно доказать недостоверность подаваемой объектом расследования информации)
• Объектом журналистских расследований в отечественных СМИ, как правило, становятся люди, организации, чьи действия, расходятся с интересами общества и существующими в нем законами.
• Информирование населения об общественно значимых фактах и событиях, в том числе негативного характера, затрагивающих интересы граждан и общества, – обязанность СМИ в целом и долг каждого журналиста-расследователя в отдельности. Однако журналистское расследование не должно быть «запугиванием» и обманом, наоборот, оно должно пресекать и ложь, и манипулирование посредством запугивания
• Не должно быть рекламы, маскируемой под критику.
• Уважение к частной жизни: понятия «общественный интерес» и «интересы общественности» не совпадают. Обществу может быть интересно все, и то даже, во что конкретный человек имеет право окружающих не посвящать в подробности частной жизни.
Глава 2.Особенности сбора информации в региональных СМИ Мурманской области
2.1.Методология сбора и анализа информации в региональных СМИ
При анализе роли коммуникатора, информационных каналов используется такой социологический метод как типологический анализ. Типологический анализ совокупность методов изучения социальных объектов (или явлений), позволяющих определить социально значимые, внутренне однородные, качественно отличные друг от друга группы эмпирических объектов, характеризующиеся типообразующими признаками, природа которых различна, и интерпретируемые как носители различных типов изучаемого явления. Современные исследователи средств массовой информации достаточно часто обращаются к типологическому анализу при анализе и моделировании системы средств массовой информации. Типологические модели системы СМИ можно подразделить на две категории.
Одна из них представляет типологию системы СМИ как социальный институт, такой подход отличается теоретико-методологическим акцентом и рассматривает современные каналы СМИ целостно.
Вторая категория моделей рассматривает отдельные каналы СМИ - печать, радио, телевидение, информационные агентства.
Процедура типологического анализа включается в себя цель описательного или объяснительного исследования, выделение эндогенных понятий типологического анализа, таких как «объект типологии», «типообразующий признак», «основание типологии».
Анализ содержания средств массовой информации осуществляется методом контент-анализа. Контент-анализ позволяет выявить частоту появления в тексте определенных характеристик, позволяющих делать определенные выводы о целях коммуникатора и реакциях адресата. При проведении эмпирического исследования деятельности СМИ может быть проведен контент-анализ содержания телевизионных материалов (сюжетов, роликов, передач), радиоматериалов, публикаций печатных и интернет изданий. Можно выделить следующие этапы при проведении исследования методом контент-анализа: определение изучаемых источников-документов, формирование выборки, выделение единиц анализа, выделение единиц счета, которые могут совпадать с единицами анализа или выделяться специально.
Исследование аудитории средств массовой информации проводится методами опроса (интервьюирование, анкетирование) и фокус-группы. Методом опроса в журналистике пользуются для изучения потребностей аудитории и выявлении различных точек зрения на изучаемую проблему. Опрос при исследовании средства массовой информации может применяться при анализе актуальности тематической направленности средства массовой информации. Видами опросов является анкетирование и интервьюирование. Виды анкетирования: разделяют анкетирование по числу респондентов на (индивидуальное, групповое, массовое) по полноте охвата на (сплошное - всех представителей, выборочное - части) по типу контактов с респондентом (очное, заочное). Также разделяют виды интервью как метода исследования на стандартизированное, полустандартизированное.
Нестандартизированное, свободное или ненаправленное интервью. При таком интервью интервьюер следует лишь общему плану, сформулированному соответственно задачам исследования, задавая вопросы по ситуации. Благодаря своей гибкости располагает к более хорошему в сравнении со стандартизированным интервью контакту между исследователем и респондентом. Полустандартизированное или фокусированное интервью. При проведении данного вида интервью исследователь руководствуется перечнем как строго необходимых, так и возможных вопросов. Фокус-группы - метод качественных исследований в социологии. Исследование заключается в глубинном интервьюировании представителей целевой аудитории. В эмпирическом исследовании деятельности СМИ может использоваться при исследовании воздействия на аудиторию продукта СМИ: телепрограммы, радиопрограммы, номера газеты, документального фильма, фотографии. Организация исследования методом фокус-группы включает в себя несколько этапов: выборка участников, подготовка сценария фокус-группы, проведение фокус-группы, фиксация и анализ результатов.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что при исследовании средств массовой информации активно используются социологические методы: при анализе коммуникатора или канала СМИ - типологический анализ, содержания - контент-анализ, аудитории - метод опроса и фокус-группы. Социологические методы позволяют получить точные данные о целях коммуникатора, направленности содержания, характеристиках и потребностях аудитории СМИ.
2.2.Оценка сбора информации на примере ГТРК «Мурман»
В регионах журналист берет на себя лишь функцию информирования, а не включения читателя в процесс деятельности редакции. Этот факт не способствует консолидации сил, а значит, включенности индивида в региональный социум. При этом отмечается следующий способ ведения «антидиалога» с читателем: содержание и форма журналистских материалов не побуждают читателей к откликам и выражению собственной точки зрения. Текст, как правило, выстроен по схеме «констатация факта / описание проблемной ситуации - комментарии представителей властных структур».
Региональные журналисты не пытаются наладить активный диалог со своим читателем, а значит, играть ведущую роль в формировании общественного мнения. Но и читатели, обращаясь к своей газете, в основном затрагивают темы, касающиеся их личной жизни и частных вопросов, а не общих процессов для регионального социума.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Авраамов Д.С. Профессиональная этика журналиста. М., 2003.
2. Ворошилов В.В. Право и этика в журналистике: курс лекций. СПб, 2004.
3. Иванищева, О.Н. Диалог с читателем (Печатные СМИ Мурманской области в информационном пространстве региона): монография / О.Н. Иванищева. Мурманск: МГГУ, 2014. 113 с.
4. Калмыков А. А., Коханова л. А. Интернет-журналистика. М., 2005.
5. Ковалева, А. Говорит и показывает Москва, или о том, как раздвоилась ГТРК «Мурман» / А. Ковалева // Вечерний Мурманск. 2005. 8 апреля. С. 3.
6. Лазутина Г.В. Профессиональная этика журналиста. М., 2011.
7. Мурзин, Д.А. Содержательная модель издания. Ульяновск: УлГТУ, 2002. С. 12-25.
8. Тертычный А. А. Жанры периодической печати. - М.: Аспект Пресс, 2014. - 352 с.
9. Уллмен Дж. Журналистское расследование: Современные методы и техника. - М., 1998.
10. Ученова В.В. Метод и жанр: Диалектика взаимодействия // Методы журналистского творчества. - М., 1982. - С. 65-91.
11. Ученова В.В. Основные направления разработки теории публицистики. - М., 1978.
12. Чиликина Л.З. Новый жанр публицистики // Журналистика. - № 8 (38), 22 апреля 2000.
13. Шибаева Л.В. Жанры в теории и практике журналистики жанра //Журналистика. - № 17 (47), 8 сентября 2000.
14. Шишкина М.А. Паблик рилейшнз в системе социального управления. СПб., 2011. – 279 с.
15. Юдина Е.Н. Медиапространство как культурная и социальная система. М.: Про¬метей, 2009. 160с.