Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Для русской классической литературы образ метели, вьюги является традиционным, поскольку каждое художественное произведение при всей его самостоятельности имеет связь со многими другими художественными ассоциациями.
В «Толковом словаре живого великорусского языка» В.И. Даля дается следующее определение понятия «метель»: «Метель – ветер, вихрь со снегом; вьюга» .
К. А. Нагина отмечает в своих исследованиях, что мотив метели появился в русской литературе в стихах П.А. Вяземского, который был первым из русских поэтов, связавшим особенности национального характера и любовь к зиме .
Однако метель имеет в произведениях более широкое значение: в метели заключена вся полнота присутствующих в данном слове с точки зрения этимологических и мифологических источников нюансов значений. Но затем эти смыслы в произведении получают специфическую реализацию, в соответствии с культурно-историческими особенностями и индивидуальным авторским восприятием оформляясь в символы. Поэтому в славянских языках слово метель обладает рядом значений. Одни из них являются характеристиками состояния внешнего мира: бунт, мятеж, смута, неразбериха, путаница, хаос. Другие дают отражение внутреннего состояние человека: беспокойство, волнение, смущение, тревога.
Метель – и символ разрушения космического порядка бытия, т.е. привычного мироустройства, это и символ бесовства, это и символ духовного распутья или тупика.
Это, безусловно, связано как с народными представлениями, так и с мироощущениями писателей.
Метель может олицетворять собой не подвластные человеку высшие силы, метель – символ судьбы, промысла божьего. Она также является символом стихии, которая уничтожает все старое.
Благодаря различным оттенкам в произведениях метельный сюжет, возможно, становится одним из устойчивых. Интерпретация образа метели присутствует в произведениях А.А. Блока, Ф.М. Достоевского, М.А. Булгакова, С.А. Есенина, Б.Л. Пастернака. Часто метель является символом революции. На улице бушует непогода, причем непогода во всех смыслах.
В «Капитанской дочке» А.С. Пушкина метель – это разгулявшаяся стихия, вихрь судьбы в истории.
В произведениях Л.Н. Толстого метель является предвестником наступающих событий. Судьбы героев разные, но некоторые события, происходящие с ними, во многом похожи: метель в их жизни является пророческой.
Метель выступает в творчестве некоторых писателей как символ смерти (И.А. Бунин «Худая трава», М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита», «Театральный роман»).
Во многих произведениях метель может рассматриваться как чувственная стихия: чувственная вьюга и на сердце метель у С.А. Есенина, метель и ветер рванулись ей навстречу у Л.Н. Толстого («Анна Каренина»), страсть и нежность хочет вьюгой изойти у А.А. Блока.
С образом метели тесно связана проблема соотношения случайного и закономерного, воплощенная в поведении персонажей, следующих зову судьбы или идущих наперекор предзнаменованиям в попытке достичь желаемого собственными усилиями.
Целью работы является изучение художественного приема «метель» в повести А.С. Пушкина «Метель» и В. Сорокина «Метель».
В рамках поставленной цели решаются следующие задачи:
изучить мотив метели как фрагмент художественной картины мира;
рассмотреть образ метели в русской литературе;
проанализировать художественный прием «метель» в повести А.С. Пушкина «Метель» и В. Сорокина «Метель».
Объект исследования: художественный прием «метель».
Предмет исследования: художественный прием «метель» в повести А.С. Пушкина «Метель» и В. Сорокина «Метель».
Глава 1. Художественный образ «метель» в русской литературе
1.1. Пейзажная единица «метель» в прозе и средства ее выражения
К числу выражающих специфику взаимоотношения с миром фундаментальных понятий человека и его бытия, относится понятие картина мира. В лингвистике это понятие активно разрабатывают с точки зрения антропоцентрического подхода к изучению языка. C.А. Песина пишет о том, что в языковой модели мира находят отражение черты человеческой способности постигать этот мир, то есть антропоцентризм, которым пронизан весь словарный состав языка .
Как отмечает в своих исследованиях К. А. Нагина, появление мотива метели в русской литературе связано со стихами П.А. Вяземского, который впервые увидел связь специфики национального характера и любви человека к зиме . Кроме того, уже начиная с произведений А.С. Пушкина, в русской литературе образ метели-судьбы прочно занял свое место. Этот образ имеет тесную связь с проблемами соотношения случайного и закономерного, которая находит свое отражение в разных вариантах поведения персонажей. Одни идут на зов судьбы, другие движутся наперекор предзнаменованиям, пытаясь собственными усилиями достичь желаемого .
Слова ветер, метель, угроза, предзнаменование, печальное, выл, стучали, тряслись подчеркивают всю несостоятельность человека перед природной стихией. По мнению И.А. Осиповой, «ключевые слова как фактор понимания выступают в виде понимания текста и его семантики за счет того, что понимание структурировано, то есть оно осуществляется путем последовательного осмысления семантических уровней и постепенного погружения в текст. Причем происходит процесс понимания не отдельных единиц, а структуры текста в целом»
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Аверинцев С. С. Символ в искусстве // Литературный энциклопедический словарь. М., 1987. С. 378-379.
2. Афанасьев А. Поэтические воззрения славян на природу: в 3 т. Репринт. изд. 1869 г. 1994. Т. 3.
3. Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу: Опыт сравнительного изучения славянских преданий и верований в связи с мифическими сказаниями других родственных народов: В 3 т. Т. 1. М., 1994.
4. Биберган Е.С. Рыцарь без страха и упрека: Художественное своеобразие прозы Владимира Сорокина. – СПб: Филол. фак-т СПбГУ, 2011. – 224 с.
5. Будняк Д. Текстовые явления в функционировании слов в русском языке // Русское слово в мировой культуре: Материалы X Конгресса МАПРЯЛ / Под ред. В.П. Казакова и др. СПб., 2003. С. 31-34.
6. Вяземский П.А. Сочинения: в 2 т. М.: Худ. лит., 1982.
7. Гашева Н.В., Кондаков Б.В. Тенденции развития русской прозы 1990-х гг. Статья первая // Вестник Пермского университета. Серия «Российская и зарубежная филология». Вып. 5(11). С. 175-183.
8. Гершензон М. О. Мудрость Пушкина. Томск: Изд-во ТГУ, 1997. 288 с.
9. Гершензон М.О. Мудрость Пушкина. Томск: Водолей, 1997.
10. Гоголь Н.В. Ночь перед Рождеством // Собр. соч.: в 6 т. М.: Гослитиздат, 1959. Т. 1.
11. Густафсон Р.Ф. Обитатель и Чужак. Теология и художественное творчество Л.Н. Толстого. СПб.: Академический проект, 2006.
12. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 1881. Т. 2. С. 73.
13. Диброва Е.И. Пространство текста в композитивном членении // Структура и семантика художественного текста: Доклады VII Международной конференции. М., 1999. С. 91-138.
14. Жуковский В.А. Полн. собр. соч. и писем: в 20 т. М.: Языки славянской культуры, 1999-2008.
15. Иваницкий А. «Зимний путь» у Пушкина («национальная» природа - кухня истории как культуры) //Slavica tergestina. 1998. № 6.
16. Иванова Л. П. Русское ментальное пространство (к постановке проблемы) // Мир русского слова и русское слово в мире: Материалы XI Конгресса МАПРЯЛ. Т. 4. София, 2007. С. 85-88.
17. Камянов В. И. Время против безвременья. М.: Советский писатель, 1989. 378 с.
18. Купина Н.А. Смысл художественного текста и аспекты лингвосмыслового анализа. Красноярск, 1983.
19. Кюхельбекер В. Последний Колонна // Сочинения. Л.: Наука, 1989.
20. Левина В. Н. Концептуализация пейзажа в художественном тексте // Концептуализация мира в языке: Коллективная монография. М.-Тамбов, 2009. С. 371-387.
21. Левина В.Н. Комплексное исследование текста в современных условиях языковой коммуникации // Вестник Тамбовского университета. Серия «Гуманитарные науки». 2010. № 4 (84). С. 245-249.
22. Лермонтов М.Ю. Полн. собр. соч.: в 10 т. М.: Воскресенье, 2000.
23. Лосев А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. М., 1995.
24. Лотман Ю. М. В школе поэтического слова: Пушкин, Лермонтов, Гоголь. М.: Просвещение, 1988. 348 с.
25. Лотман Ю. М. Образы природных стихий в русской литературе (Пушкин – Достоевский – Блок) // Лотман Ю. М. Пушкин. СПб.: Искусство - СПб, 2003. С. 814-820.
26. Лотман Ю.М. Структура художественного текста. М., 1970.
27. Манаенко Г.Н. Организация информации в тексте на основе взаимодействия синтаксических единиц // Вестник Пермского университета. Серия «Российская и зарубежная филология». 2009. № 4. С. 14-18.
28. Маркович В.М. Повести Белкина и литературный контекст // Пушкин. Материалы и исследования. Л.: Наука, 1989.
29. Нагина К.А. «Страшная буря» в «страшную ночь»: мотив метели у Л.Н. Толстого в контексте русской литературы XIX века // Известия ВГПУ. С. 112-115.
30. Никифорова Е.Б. Семантическая эволюция лексической системы русского языка: тенденции, векторы, механизмы: Автореф. дис. ... д-ра филол. наук. Волгоград, 2008.
31. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. М., 2003. С. 76.
32. Осипова И. А. Смысловая структура текста в аспекте существующих концепций ключевых слов // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2010. № 5 (3). Т. 12. С. 789-792.
33. Песина С.А. Комплексный подход к изучению языковой картины мира // Филология и культура: Материалы IV Международной научной конференции. Тамбов, 2003. С. 42-43.
34. Петрунина Н. Н. Полководец // Стихотворения Пушкина 1820-1830-х годов: история создания и идейно-художественная проблематика. Л.: Наука, 1974. С. 278-305.
35. Пушкин А. С. Полное собрание сочинений: в 17-ти т. М.: Воскресенье, 1994–1996. Т. 3.
36. Пушкин А. С. Полное собрание сочинений: в 17-ти т. М.: Воскресенье, 1994–1996. Т. 8.
37. Пушкин А.С. Собр. соч.: в 10 т. М.: Худож. лит., 1959-1962.
38. Разумова Н. Е. Творчество А. П. Чехова в аспекте пространства. Томск: Изд-во ТГУ, 2001. 522 с. 9.
39. Собенников А. С. Судьба и случай в русской литературе: от «Метели» А. С. Пушкина к рассказу А. П. Чехова «На пути» // Чеховиана: Чехов и Пушкин. М.: Наука, 1998. С. 137-144
40. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. Т. 1-4. М., 1964-1973.
41. Ховаев В.И. Семантические наращения образа в ассоциативном ряду слова // Семантика слова и синтаксические конструкции: Межвузовский сборник научных трудов. Воронеж, 1987.
42. Эпштейн М. Стихи и стихии. Природа в русской поэзии XVIII - XX веков. Самара: БАХРАХ-М, 2007.
43. Юртаева И.А. Мотив метели и проблема этического выбора в повести Л.Н. Толстого «Хозяин и работник» // Литературный текст : проблемы и методы исследования. Аспекты теоретической поэтики. М.; Тверь: Твер. гос. ун-т, 2000.
44. Языков Н.М. Полн. собр. стихотворений. М.; Л.: Худож. лит., 1964.
45. Müller, W. Winterreise [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.deutsche-liebeslyrik.de/muller_wilhelm_winterreise.htm)