Фрагмент для ознакомления
2
развития и продолжения уже существующего бизнеса. Какого-либо стандарта на написание бизнес-плана нет, но основными разделами являются следующие: краткое описание, бизнес и его стратегия, рынок и маркетинговая стратегия, производство и эксплуатация, управление и процесс принятия решений, финансы, факторы риска. Программное обеспечение в данном случае играет роль четкой структурированности плана и подсказки при составлении плана.
БВ бизнес-план развития системы вносим разработку и внедрение автоматизированной системы поддержки принятия решений по оптимизации основных бизнес –процессов предприятия
Автоматизация и разработка систем на основе методов принятия решений, их оценка и согласование являются достаточно сложной задачей. При увеличении количества информации, которая поступает в органы управления и непосредственно к руководителям, и усложнении спектра решаемых задач, возникает необходимость учета достаточно большого числа взаимосвязанных факторов. Для своевременного оперативного решения задач управления в условиях быстро меняющейся обстановки необходимо использование систем поддержки принятия решения. Для решения подобных задач был разработан новый класс вычислительных систем – систем поддержки принятия решений (СППР).
Принятие решения человеком всегда носит субъективный характер, даже, если оно опирается на знания, опыт и научный подход.
Руководитель или эксперт исходит из своих субъективных представлений об эффективности возможных вариантов и важности различных критериев. Данная оценка, которая является субъективной обычно оказывается основой объединения разнородных физических параметров проблемы в единую модель, которая, в свою очередь направлена на оценку предлагаемых вариантов решения проблемы. При этом руководители, обычно, стараются не признавать возникший фактор неопределенности, утверждая и настаивая на том, что их субъективные оценки и прогнозы являются оптимальными для данной системы, исходя из субъективного опыта.
С одной стороны, в этой субъективности нет ничего плохого, если руководители разных рангов имеют опыт в решении данного типа проблем. Опытные руководители и конструкторы хорошо осознают, сколько личного и субъективного они вносят в принимаемые решения. С другой стороны, об успехах и неудачах большинства решений люди могут судить, исходя только из своих субъективных предпочтений и представлений, без использования оценочных критериев. Поэтому, субъективные оценки должны восприниматься формальным анализом только в качестве начальных входных данных. При этом и полученные результаты также должны восприниматься как субъективные.
В случае распределения бюджетных средств при организации и проведения тендерных закупок субъективность руководителя, даже при наличии у него достаточных знаний и опыта может быть воспринята неверно и неоднозначно. В данном случае выбор оптимального решения на основе рекомендаций компьютерной системы поддержки принятия решений, которая формирует ряд предложений на основе объективных показателей сведет субъективный фактор к минимуму и при этом позволит использовать опыт и знания руководителя.
Если исходить из необходимости компьютерной поддержки на всех этапах принятия решения человеком, то СППР можно определить, как человеко-машинную систему, позволяющую руководителям использовать свои знания, опыт и интересы, объективные и субъективные модели, оценки и данные для реализации компьютерных методов выработки решений и выполняющую следующие функции:
1. анализа обстановки(ситуации);
2. генерации всех возможных управленческих решений и сценариев действий;
3. оценки сгенерированных действий, сценариев, решений и обоснованный выбор лучшего;
4. обеспечения обмена информацией об текущей обстановке в момент принятия решений с целью их корректировки и согласования групповых решений;
5. возможного моделирования принимаемых решений и коррекция решений на основе полученной модели;
6. компьютерного анализа результатов и возможных последствий принимаемых решений;
7. сбора данных о результатах принятых решений и оценка результатов в системе.
Отличие планируемой к созданию СППР заключается в том, что, включая в себя базы данных по кадрам, контингенту, материальным ценностям, перечню материальных средств, обеспечивающих возможность организации полноценного процесса образования в учреждении образования (начиная от учебников и заканчивая краской и стульями), она должна выполнять анализ связей между факторами и компонентами, которые влияют на организацию и поддержание всех компонент, которые имеют прямое или косвенное отношение к учебному процессу, иметь данные по всем компонентам на основании, иметь данные по всем участникам, тендерных торгов, на основании которых будут приниматься решения по определению победителя торгов.
Повседневная жизнь человека состоит из принятия решений. Обычно, это заключается в генерации возможных вариантов решений, их оценке и выборе лучшего варианта.
При выборе варианта приходится учитывать множество противоречивых требований и, соответственно, оценивать варианты решений по многим критериям. Противоречивость требований, неоднозначность оценки ситуаций, ошибки в выборе приоритетов сильно осложняют принятие решений.
В сфере транспортной логистики рассматривают следующие задачи, которые реализуются через использование систем принятия решений:
Составление плана и оптимизация перевозок
Управление рисками и минимизация издержек
Оперативное управление ТС
Анализ и управление изменениями
Оптимизация порожнего пробега
Планирование обратной загрузки
Выбор оптимального места и времени ТО
Планирование объёмов аренды ТС
В зависимости от типов и видов системы и комплекса решаемых задач рассматривают следующие алгоритмы и методы решения:
Использование технологии имитационного моделирования;
Применение современных алгоритмы оптимизации;
Накопление знаний и сравнение ситуаций с эталонными (элементы экспертных систем);
Ситуационный анализ «что если»;
Управление рисками и изменениями;
Входными данными для транспортных систем принятия решения является мастер-план, содержащий информацию об отгрузках: что, откуда и куда везти. Одним из вариантов применения СППР в транспортной логистике является составление плана перевозок на заданный период времени, например, на неделю, и затем сопровождение и контроль за его выполнением с помощью специальных решений.
Кроме описанных выше задач СППР в сфере транспортной логистики могут решать и другие сопутствующие задачи :
Оперативный контроль над ходом согласования заявок.
Планирование расходов Заказчика за счет предварительного расчета стоимости перевозки по подаваемой заявке.
Возможность оперативного уточнения заявки до начала перевозки груза (по каждой отправке).
Возможность оформления перевозочных документов с использованием данных согласованной заявки.
Исключение вероятных ошибок в расчете провозной платы, связанных с ручным вводом перевозочных документов работником.
Сокращение времени оформления перевозки за счет использования технологии обмена электронными данными .
Подача заявок в электронном виде с указанием пограничных передаточных станций в соответствии с планом формирования.
Возможность получения оперативной информации о состоянии лицевого счета.
Наличие средств защиты информации, сертифицированных соответствующими государственными органами.
Наличие механизмов электронно-цифровой подписи, позволяющих после создания удостоверяющих центров перейти на полностью безбумажную технологию обмена документами.
Полный технологический цикл формирования документов в соответствии с Правилами перевозок грузов (заявка, перевозочные документы по отправлению на основе заявки, раскредитованные документы по прибытию дополнением документов по отправлению и т. д.).
Оформление всех видов документов, сопутствующих перевозке грузов (заявления на переадресовку, уведомления, акты, передаточные ведомости, ведомости подачи/уборки машин, уведомления на оплату перевозок экспедиторскими организациями), оформление накладных.
Обмен данными электронных накладных с клиентами для возможности отслеживания груза.
Система сопровождения груза.
Рис 5.1. Сопровождение документации в СППР транспортной логистики.
В СППР для транспортно-логистической компании «Лис Экспресс» решающих задачи транспортной логистики используются следующие системы и подсистемы:
Система решения вопросов взаимодействия и получения информации клиентами по операциям технологического процесса от момента погрузки груза до завершения перевозки.
• Информация о прибывших, поданных, убранных и отправленных машинах
• Электронная транспортная накладная с момента отправления груза в свой адрес
• Заказ на переадресовку грузов и результат переадресовки
• Информация о перегрузе, досылке и других операциях в пути следования
• Оформление получения прибывшего груза
• Учетная карточка по результатам выполнения заявки на перевозку грузов
• Накопительная карточка, ведомости подачи/уборки вагонов
• Оценочный и точный расчет тарифа
• Оперативная оценка текущего состояния расчетов с железными дорогами
Подсистема формирования отчётности, предназначена для оперативного получения информации, необходимой для принятия управленческих решений, а также, для проведения комплексного анализа грузовых перевозок. Подсистема включает следующие функциональные группы:
• статистическая отчётность;
• управленческая отчётность;
• произвольные отчёты пользователей.
6. Функциональные модели (как?)
Пояснение
6.1. Представление о назначении используемых нотациях, их особенностях и основных понятиях
SADT
Методология SADT (Structured Analysis and Design Technique – методология структурного анализа и проектирования) представляет собой совокупность методов, правил и процедур, предназначенных для построения функциональной модели системы. Сейчас чаще всего говорят о IDEF0, наиболее часто используемом фрагменте данной методологии в которую еще входит IDEF3.
Эта методология описывает функциональный аспект информационной системы, при этом она конкурирует с методологией, которая ориентирована на описание потоков данных (DFD). В отличие от этих методологий IDEF0 позволяет:
• описывать все системы, не ограничиваясь только информационными (, в то время, как DFD предназначена для описания только программного обеспечения);
• создавать описание не только системы, но и ее внешнего окружения до момента определения финальных требований. Иначе говоря, с помощью этой методологии можно последовательно выстраивать и анализировать систему даже в том случае, когда еще сложно представить ее реализацию.
Т.о., методология IDEF0 может применяться и применяется на ранних этапах проектирования различных систем. В тоже время ее можно использовать для анализа различных функций уже существующих систем и разработки решений по их качественному улучшению.
Эта методология при описании функций информационной системы конкурирует с методами, описания потоков данных (DFD). В отличие от них IDEF0 позволяет:
• описывать все типы систем, а не только информационные, в то время как диаграммы DFD предназначены только для описания систем программного обеспечения;
• создавать описания системы и элементов ее внешнего окружения до момента определения финальных требований к ней. Проще говоря, с помощью данной методологии проектировать систему и анализировать ее даже на таком раннем этапе, когда трудно представить ее реализацию.
IDEF0 (Integration Definition for Function Modeling) – нотация описания бизнес-процессов. Основана на методологии SADT.
SADT (Structured Analysis and Design Technique, технология структурного анализа и проектирования) - графические обозначения и подход к описанию систем. Разработка SADT началась в 1969 году и была опробована на практике в компаниях различных отраслей (аэрокосмическая отрасль, телефония и т.д.). Публично появилась на рынке в 1975 г и получила очень широкое распространение в мире.
IDEF0 является результатом программы компьютеризации промышленности, которая была предложена ВВС США. Автоматизация деятельности предприятий потребовала
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Вдовенко Л.А. Информационная система предприятия: учеб. пособие / Л.А. Вдовенко. – М.:Инфра-М, 2011. – 240 с.
2. Данилин А. Архитектура и стратегия. "Инь" и "янь" информационных технологий / А.Данилин, А. Слюсаренко. – М.: Интернет-ун-т Информ. Технологий, 2011. – 504 с.
3. Информационные системы и технологии управления. Учебник для студентов вузов. / под ред. Титоренко Г.А. – М.: Юнити, 2011. – 591 с.
4. Исаев Г.Н. Информационные системы в экономике / Г.Н.Исаев. – М.: Омега-Л, 2008.- 462 с.
5. Коваленко В.В. Проектирование информационных систем: учебное пособие / В.В. Коваленко. – М.: Форум, 2012. – 320 с.
6. Провалов В.С. Информационные технологии управления: учебное пособие / В.С. Провалов. – М.: Флинта, 2010. – 371 с.
7. Ширяев В.И., Ширяев Е.В. Управление бизнес-процессами / В.И. Ширяев, Е.В. Ширяев. – М.: Финансы и статистика, 2009. – 464 с.
8. Ясенев В.Н. Информационные системы и технологии в экономике: учебное пособие для вузов – 3 изд. / В.Н. Ясенев. – М.: Юнити, 2008. – 560 с.
9. Баронов В.В. Калянов Г.Н. и др. Информационные технологии и управление предприятием / В.В.Баронов, Г.Н. Калянов. - М.: Компания АйТи, 2004.- 328 с.
10. Вебер А.В., Данилов А.Д., Шифрин С.И. Knowledge -технологии в консалтинге и управлении предприятием (+ CD - ROM ) / А.В. Вебер, А.Д. Данилов, С.И. Шифрин. - М.: Наука и техника, 2003. – 176 с.
11. Пикуза В. Экономические расчеты и бизнес-моделирование в Excel . / В. Пикуза. – СПб.: Питер, 2012. – 400 с.
12. Самуйлов К.Е., Чукарин А.В., Яркина Н.В. Бизнес-процессы и информационные технологии в управлении телекоммуникационными компаниями. / К.Е.Самуйлов, А.В. Чукарин, Н.В. Яркина. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2009. – 442 с.
13. Скотт Беркун, Искусство управления IT -проектами / Беркун Скотт. – СПб.: Питер, 2010. – 432 с.
14. Солдатов В.П. Управление программными проектами / В.П. Солдатов. – М.: Бином, 2010. – 382 с.
15. Zachman John A., «Enterprise Architecture: The Past and the Future» Article published in DM Review Magazine. December 1999 Issue.
16. Дидковский В.М. Оценка коммерческих предложений участников подрядных торгов / В. М. Дидковский // Экономика строительства. – 2005. – № 5. – С. 17–27.
17. Жданов А.Ю. Управление закупками с использованием конкурсных процедур: технология внедрения и организация: монография / А.Ю. Жданов, Д.В
18. Иванец В. К. Опыт корпоративных конкурсных торгов / В. К. Иванец, А. И. Резник, Н. И. Жильченко // Экономика строительства. – 2003. – № 9. – С. 17–28.
19. Ириков В.А., Тренев B.H. Распределенные системы принятия решений. - M.: Наука, 1999.
20. Организация и проведение подрядных торгов в строительстве : науч. и учеб.-метод. справ. пособие / А. Н. Асаул [и др.]. – СПб. : Гуманиcтика, 2004. – 240 с.
21. Практика проведения конкурсов для строительства объектов электроэнергетики / В. В. Кумин [и др.] // Экономика строительства. – 2003. – № 9. – С. 2–16.
22. Трахтенгерц Э.А. Субъективность в компьютерной поддержке управленческих решений. - M.: СИНТЕГ, 2002Уайт О. У. Управление производством и материальными запасами в век ЭВМ. - М.: Прогресс. 1978. – 302 с.
23. Семененко А.И. Логистика. Основы теории / А.И. Семененко, В.И. Сергеев. - СПб: Союз, 2003. - 544 с.