Фрагмент для ознакомления
1
Оглавление
Введение 3
1 «Поворот к Азии» США: цели, причины. Двусторонние отношения США со странами АТР 5
2 Отношения США с Японией и Таиландом при администрации Обамы. Транстихоакеанское партнёрство 10
3 США и Индия при администрации Обамы 15
Заключение 19
Список используемой литературы 21
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Азиатско-тихоокеанский регион (АТР) – понятие широкое. Как подсказывает название региона, она охватывает страны по обе стороны Тихого океана. Однозначного определения рамок этого региона не существует, так как географически понятие Азиатско-тихоокеанского региона охватывает территории, слишком большие для того, чтобы их совокупность назвать регионом в традиционном понимании этого термина. Скорее, речь идет об уровне супер-региона, объединяющего несколько регионов по обе стороны Тихого океана. Так в широком смысле АТР может включать в себя Северо-Восточную Азию, Юго-Восточную Азию, Австралию и Океанию, Дальний Восток России, Северную Америку (прежде всего США), тихоокеанские страны Латинской Америки и иногда Южную Азию (в первую очередь Индия). Важнейшим интеграционным объединением региона является Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС).
Последняя треть прошлого столетия в политике известна тем, что центр мировой деловой активности плавно переместился в АТР. Вместе с Японией внушительных успехов в экономике достигли Австралия, Китайская Народная Республика, Малайзия, Республика Корея, Сингапур, Тайвань и др.
Осенью 2011 г. после публикации ряда заявлений администрации президента США Б. Обамы и осуществления решительных шагов по увеличению роли Соединенных Штатов в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР) американское руководство открыто объявило о первостепенном значении региона для США. Перемещение внешнеполитических приоритетов в Восточную и Юго-Восточную Азию во многом было обусловлено тем, что в течение предыдущего десятилетия республиканская администрация Дж. Буша глубоко погрязла в ближневосточных делах, а именно в войне с терроризмом в Афганистане и Ираке, которая вызвала масштабный общественный резонанс внутри Соединенных Штатов, выразившийся в снижении популярности Республиканской партии и неудовлетворительных электоральных результатах.
Первое десятилетие XXI в. стало периодом феноменальных экономических успехов стран – экспортеров нефти . Бахрейн, Катар, ОАЭ, Саудовская Аравия демонстрировали беспрецедентные темпы экономического развития, и Соединенные Штаты делали ставку на более тесное взаимодействие со своими ближневосточными союзниками: во-первых, такая расстановка приоритетов совпадала с общим направлением войны против террора, а во-вторых, еще свежа была память об иракском вторжении в Кувейт, и на фоне подъема непредсказуемых местных автократических режимов и тоталитарных террористических сект присутствие США на Ближнем Востоке становилось жизненно необходимым для осуществления прогресса в регионе.
Целью данной работы является рассмотрение вопроса поворота США к Азии при администрации Обамы.
Задачи:
- описать сущность «поворота к Азии», его причины, отношения США со странами АТР;
- изучить отношения США с Японией при администрации Обамы; транстихоокеанское партнерство;
- рассмотреть взаимоотношения СШАВ и Индии при администрации Обамы.
Объект исследования – отношения США со странами АТР при администрации Обамы. Предмет исследования – последствия «поворота к Азии» для последующей внешней политики США.
1 «Поворот к Азии» США: цели, причины. Двусторонние отношения США со странами АТР
Глобальный финансово-экономический кризис 2008 г. продемонстрировал крайне высокую степень ненадежности экономических моделей, основанных на экспорте энергоресурсов, и на авансцену мирового рынка вышли экономики Азиатско-Тихоокеанского региона, показавшие, ко всеобщему удивлению, наиболее уверенные темпы посткризисного восстановления. Такие страны, как Австралия, КНР, Индонезия и Республика Корея, и вовсе не испытали рецессии в годы глобального кризиса. Поэтому экономические интересы Соединенных Штатов (в числе которых – увеличение занятости, ускорение роста промышленного производства и поддержание глобального финансового лидерства) диктовали необходимость как минимум обратить внимание на происходящие в АТР процессы .
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1) Бубнова Н. И., "Долгие раздумья" о политике Барака Обамы: о книге Дерека Шолле "Долгая игра" // Мировая экономика и международные отношения. — 2018. — Т. 62, № 3. — С. 119-125.
2) Волошина А. В., Китай в "тихоокеанском повороте" США // Проблемы Дальнего Востока. — 2019. — № 2. — С. 43-50.
3) Зуев А. Д., Трансатлантическая солидарность США-ЕС и России // Международная экономика. — 2019. — № 5. — С. 69-80.
4) Изменение глобального экономического ландшафта: Проблемы и поиск решений / Под общ. ред.: Е. Хесин, И. Ковалев. – М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2019. – 395 с.
5) Канаев Е.А. АСЕАН – КНР: Новая парадигма отношений в сфере безопасности // Проблемы национальной безопасности во внешней политике Китая / РАН. ИМЭМО; Отв. ред. Г.И. Чуфрин. – М., 2016. – С. 107–121.
6) Касаткин П. И., Личность президента как фактор формирования внешнеполитической повестки дня США : некоторые итоги президентства Б. Обамы // Полис: Политические исследования. — 2017. — № 1. — С. 125-135
7) Караганов С., От поворота на Восток к Большой Евразии // Международная жизнь. — 2017. — № 5. — С. 6-18.
8) Костюнина Г. АТЭС: Институциональная структура, направления деятельности и достижения // Российский внешнеэкономический вестник / Всероссийская академия внешней торговли. – М., 2019. – № 10. – С. 33–46
9) Локшин Г.М. АСЕАН+3 и курс на Восточно-Азиатское сообщество // АСЕАН в начале XXI века: Актуальные проблемы и перспективы / РАН. Институт Дальнего Востока; Отв. ред. Л.Е. Васильев, Е.В. Кобелев, Г.М. Локшин, Н.П. Малетин. – М.: Форум, 2016. – С. 267–287.
10) Лукин А. Л., Между Вашингтоном и Пекином: что ждет азиатско-тихоокеанские альянсы США? // Мировая экономика и международные отношения. — 2017. — № 4. — С. 5-15.
11) Мирзаян Г., Пробуждение силы // Эксперт. — 2017. — № 4. — С. 13-17
12) Мищенко Я. В., Участие Японии и стран АСЕАН в процессах региональной интеграции в Восточной Азии и АТР в ХХI веке // Международная экономика. — 2019. — № 1. — С. 23-30.
13) Орлов А., Наследие Президента Обамы // Международная жизнь. — 2017. — № 2. — С. 60-72.
14) Петровский В. Россия, Китай и новая архитектура международной безопасности в АТР // Международная жизнь / МИД РФ. – М., 2017. – № 1. – С. 40–53
15) Политика США в Азиатско-Тихоокеанском регионе: Сб. научных трудов / РАН. ИНИОН. Центр науч.информ. исслед. глобал. и регионал. проблем. Отд. Зап. Европы и Америки; Отв. ред. Братерский М.В., Ред. сост. Роуз К.Б., Щербинина Ю.В. – М., 2014. – Вып. 1. – 193 с.
16) Райков Ю. А., Американо-китайские отношения: поворот к конфронтации // США. Канада. Экономика - политика - культура. — 2019. — № 11. — С. 20-34.
17) Самойлов В. Д., Азиатско-Тихоокеанский регион: проблемы и перспективы их разрешения, или Восток-2018 : монография. — Москва : РУСАЙНС, 2020. — 156, [1] с.
18) Чувахина Л. Г., Энергетические аспекты экономической политики США // Международная экономика. — 2019. — № 3. — С. 67-76
19) Obama: Asia-Pacific is key region for US future // YouTube. – 2012. – 18 November. – Mode of access: http://www.youtube.com/watch?v=B9y1TDsRvcY (дата обращения 14.02.2022)
20) National security strategy. – Washington, DC, 2010. – May. – 52 p. – Mode of access: http://www.whitehouse.gov/sites/default/files/rss_viewer/national_security_strategy.pdf (Дата обращения – 14.02.2022)