Фрагмент для ознакомления
2
множество очень разных людей: Облонский, Яшвин, Катавасов, Серпуховской, Вронский, Петрицкий, которые относятся к семье как к делу второстепенному. Причем их взгляды на семью носят не теоретический, а чисто практический характер. Герои руководствуются ими в жизни, поэтому их убеждения настоящие, хотя и неверные, с точки зрения автора. Они создают духовную атмосферу, указывающую на глубокое неблагополучие современного общества, трагически выразившееся ярче всего в судьбе Анны Карениной.
Толстовская «мысль семейная» раскрывается в сложном соединении всех эпизодов, событий, описаний героев, но все же стержень ее образуют две сюжетные линии: Анна - Вронский, Кити - Левин. Не надо забывать, что, хотя роман назван именем одной героини, ее история занимает только около трети всего объема произведения. Левину, не имеющему прямого отношения к судьбе Анны, уделено не менее внимания, чем ей.
Истории героев, очевидно, развиваются параллельно и разнонаправленно: Кити и Левин от разочарования, тяжелых переживаний приходят к прочному и спокойному семейному счастью. Анна и Вронский неуклонно и неотвратимо движутся навстречу трагедии. «Как счастливо вышло тогда для Кити, что приехала Анна, - сказала Долли, - и как несчастливо для нее, Вот именно наоборот, - прибавила она, пораженная своею мыслью. - Тогда Анна так была счастлива, а Кити себя считала несчастливою. Как совсем наоборот!». Причина разных судеб героев - в том, что для них семья и брак.
С самого начала романа изображается картина разрушения семейного уклада дома Облонских. На первой странице романа набатом звучит многократное, вопреки законам стилистики, повторение слова дом: «Все смешалось в доме Облонских. Жена узнала, что муж был в связи с бывшею в их доме француженкою-гувернанткой, и объявила мужу, что не может жить с ним в одном доме. Жена не выходила из своих комнат, мужа третий день не было дома. Дети бегали по всему дому, как потерянные».
Идеей, способной объединить распадающуюся семью, являются, по Толстому, дети. Судьбой детей озабочен даже Стива - виновник происходящего: «Все смешалось, - подумал Степан Аркадьевич, - вон дети одни бегают». Дарья Александровна, оскорбленная поступком мужа, признает, что не имеет права увозить детей из дома, понимая, «что если здесь, в своем доме, она едва успевала ухаживать за своими детьми, то им будет еще хуже там, куда она поедет со всеми ими».
Сюжетная линия Анны Карениной, связанная с мотивом разрушающегося Дома, заходит в тупик и завершается гибелью героини. В нравственных исканиях Левина намечена перспектива созидания дома с образом как одного из воплощений открывшейся герою истины «жить по-божески».
Глава 3.Роль образа Анны Карениной в понимании «мысли семейной»
Образ Анны Карениной оказывает огромное влияние русской литературы на девичьи и женские фантазии, на любовные предчувствия молодежи даже в наше время. Классическая русская литература преподается старшеклассникам, когда у них начинаются первые романы. Переживающему драму молодому человеку негде искать подсказок. Наши родители обычно выступают лишь в роли безмолвных свидетелей наших драм. И подсказки делают литература и кино.
И «Анна Каренина» - роман о крахе женской истории - самая из них грандиозная. Толстой пустил судьбу Анны под откос, продемонстрировав напрасность женских попыток быть свободной и любимой. И юные читательницы погружаются в эту историю. У девочек главный биографический мотив - «ради»: ради любви, мамы, родных. Девочки жертвенны, жертвенность - высшее, на что способен человек. Кроме того, девочки мыслят и воспринимают мир в связности. И в этой бесконечной связности Анна Каренина оказывается вдруг очень близкой. А мальчики все мыслят в отдельности. Поэтому даже привлекательный Онегин для них «не опасен». Я все равно другой, думает мальчик. Принцип мальчика - «только не так, как...». В мужском восприятии - мира в целом и литературы в частности - гораздо больше отрицания. А для женщины важны идентификация и сравнение с героиней: «я - как она». В женском сообществе разлито сестерство. Любя и поддерживая друг друга («Мы все очень похожи»), женщины не замечают, что похожи они как раз слабостью и несчастностью. Когда тебе плохо, ты получаешь и слова драгоценные, и помощь. Но если у тебя карьерный успех или личное счастье, то с каждым шагом на этом пути ты становишься все более одинокой среди вчерашних «сестер».
Вронский, пусть и со всей своей мужской ограниченностью, но уезжающий на последних страницах романа на войну - кровью смывать вину за ее гибель, понятен. И не думаю, что он ее разлюбил, это мания Анны - потребность во все большей и большей любви. И - только любви. В конце концов не очень понятно, чего она хочет.
Женщины XIX века выглядят очень гламурно. И Анна Каренина - первая в этом списке - красива по-особому - так же ощущает себя каждая девочка. Современное огламуренное женское сознание резонирует с этим. И вот литература, одев женщину, особым образом преподнеся ее женскую красоту, показав, что в нее можно влюбиться... бросает ее. Почти каждый сюжет оборван. Лишь Наташи Ростовой продолжается, но - скучно...
Американский славист Дэниел Ранкур-Лаферьер весьма убедительно уверяет в своей книге, что секрет литературной позиции Толстого, например, в его раннем детском опыте, в травме нелюбви. Мать его умерла рано, и он не мог ей этого простить, умерла при родах следующего ребенка6. Анна Каренина так же не может остановится в своих желаниях, и он так же на нее зол. Анна Каренина же не может остановиться, хотя у нее все сложилось. И это, кстати, очень верное наблюдение великого писателя за женской природой. Женщина неугомонна. Казалось бы, ну что тебе надо, все у тебя есть - рожай детей, вари варенье. Но нет.
Лев Николаевич никак не мог решить для себя, как быть с женской свободой. Тема «женской свободы» вообще не была решена русской литературой. Вот Толстой взял и испугал: если уйдешь из семьи, пойдешь за возлюбленным, плохо кончишь. Но в XIX веке таких женщин было немного: институт брака был строг, а развод затруднен.
Не будем забывать, что широко у нас распропагандированная «любовь на всю жизнь» лишает нас «права на ошибку». Встретила первого попавшегося и начала развивать с ним отношения, как подсказывают тебе великие писатели земли русской. Ну а если ты не того человека встретила? Разумный выбор возлюбленного - с осознанием своих собственных особенностей - очень большое искусство. Если мужчина к женщине, а женщина к мужчине стараются повернуться своей лучшей стороной - это знак любви
Анна Каренина - центральная фигура романа, которая являет собой противоречивые взгляды Толстого на проблему женского счастья, права на выбор и ее положение в семье. «Лёве представился тип женщины, замужней, из высшего общества, но потерявшей себя. Он говорил, что задача его сделать эту женщину только жалкой и не виноватой и что как только ему представился этот тип, так все лица и мужские типы, представлявшиеся прежде, нашли себе место и сгруппировались вокруг этой женщины» - писала С. А. Толстая, запись в дневнике 24 февраля 1870 г.
В романе «Анна Каренина» читатель является непосредственным свидетелем различных взглядов на семью. Следует отметить, что не только главные герои романа - Анна и Каренин - выражают свои точки зрения, но и Облонские, Кити и Лёвин, а также другие герои, которые относятся к персонажам эпизодическим. Например, Яшвин и Катавасов, которые придерживаются определённого мнения относительно брака. Оба героя видят в семье помеху на пути достижения чего-либо важного: одному брак мешает любимой игре в карты, другому семейная жизнь мешает заниматься наукой. Молодой преуспевающий генерал Серпуховский видит в браке лишь «единственное средство с удобствами без помехи любить и заниматься своим делом». Все герои, так или иначе представляющие светское общество - Облонский, Яшвин, Катавасов, Серпуховской, Вронский, Петрицкий, - не считают семью одной из самых важных составляющих человеческой жизни. Интересен сам факт того, что отношение к семейной жизни этих героев обосновано не теоретически, а практически. Соответственно, руководствуясь данными принципами, их убеждения настоящие, хотя, с точки зрения автора, являются ошибочными. Они создают духовную атмосферу, указывающую на глубокое неблагополучие современного общества, ярче и трагичнее всего выразившееся в судьбах Анны, Каренина и Вронского.
Брак Анны и Каренина - это совершенно очевидно - можно сказать, был случайным. Это был один из тех браков, которые, как правило, не бывают
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Бабаев, Э. Г. Роман широкого дыхания: предисловие// Анна Каренина: роман/ Л. Н. Толстой. - М.: Художественная литература, 1976. - Т. 115. - С.8.
2. Бычков, С. П. Толстой в оценке русской критики // Л. Н.Толстой в русской критике: сборник статей. - 2-е доп. изд. -М.: Государственное издательство художественной литературы, 1952.- 537 с.
3. Гусев, Н. Н. Лев Николаевич Толстой. Материалы к биографии: с 1870 по 1881 год / Академия наук СССР, Институт мировой литературы им.А. М. Горького; ответ. ред.А. И. Шифман. - М.: Издательство Академии наук СССР, 1963.- С.296.
4. Жданов В.А., Зайденшнур Э.Е. История создания романа «Анна Каренина» // Толстой Л.Н. Анна Каренина. М.:Просвещение, 1978 - 906 с.
5. Левинг Ю. Идеология травмированного глаза, или Как убить Анну Каренину нежно. //Новое литературное обозрение. - №1 (12) - 2014. - с.45-61
6. Николаева, Е. В. Левин // Энциклопедия литературных героев/ сост. и науч. Ред. С. В. Стахорский. - М.: Аграф, 1997. - С.225
7. Плюханова, М. Б.Творчество Толстого: лекция в духе Ю. М. Лотмана/ Л. Н.Толстой: pro et contra. Личность и творчество Льва Толстого в оценке русских мыслителей и исследователей : антология/ сост. К. Г. Исупов. - СПб.: Издательство Русского Христианского гуманитарного института, 2000. - С.845
8. Ранкур-Лаферьер Д. Русская литература и психоанализ. М.: Ладомир, 2004. - 1024 с.
9. Рукописи Л.Н. Толстого// Анна Каренина. Неизданные тексты / публ. И вступ. Статья. Н. К.Гудзия.- Институт русской литературы (Пушкинский Дом). -М.: АН СССР, 1939.- Т.35/36. - С.381-486.
10. Толстая С.А.Дневники: В 2 т. / Сост., подгот. текста и коммент. Н.И. Азаровой и др., ред. С.И. Машинский. М.: Художественная литература, 1978. Т. 1. С. 508–509.
11. .Cruise E. Women, Sexuality, and the Family in Tolstoy // The Cambridge Companion to Tolstoy. P. 191–192