Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность выбранной темы курсовой работы обусловлена тем, что с наступлением нового тысячелетия международная экономическая система выходит на качественно новый этап своего развития. Осуществляются характерные структурные сдвиги в мировом производстве и выстраивании межгосударственных связей, а также существенно преобразуются правоотношения в сфере осуществления транспортировки грузов, пассажиров, товаров и так далее. Глобализационные процессы обуславливают совершенствование механизма перемещения товаров и грузов, что практически невозможно осуществить без морского транспорта. Международные морские перевозки имеют особое значение в системе внешнеэкономических связей стран.
Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в осуществления морской перевозке.
Предмет исследования нормы законодательства, регулирующие правила морской перевозке.
Цель курсовой работы – проанализировать специфику правового регулирования морской перевозки а также ее особенности.
Поставленная цель может быть решена путем решения следующих задач:
- рассмотрение понятия и правового регулирования морской перевозки;
- исследование характеристики морской перевозки грузов;
- проведение анализа понятия международной морской перевозки;
- изучение особенностей правового регулирования международной перевозке.
Эмпирическая база исследования представлена трудами ученых-правоведов в данной области, законодательными и нормативными правовыми актами, судебной практикой.
Методологическая база исследования представлена следующими методами: системный метод, диалектический, методы сравнительного анализа, методы индукции и дедукции, методы экспертных оценок.
Структура работы. Курсовая работа структурирована введением, двумя главами, четырьмя параграфами, заключением и списком использованных источников.
Глава 1. Общие положения о морской перевозке
1.1. Понятие и правовое регулирование морской перевозке
Общие нормы, касающиеся договора перевозки пассажира, содержит ГК РФ . Согласно ст. 786 ГК РФ по договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа и за провоз багажа.
Договору морской перевозки пассажира посвящена глава IX КТМ РФ . Статья 177 КТМ РФ различает перевозчика и фактического перевозчика.
Перевозчиком является лицо, которое заключило договор морской перевозки пассажира или от имени которого заключен такой договор, независимо от того, осуществляется перевозка пассажира перевозчиком или фактическим перевозчиком.
Фактическим перевозчиком является иное, чем перевозчик, лицо, которое, являясь собственником судна или использующим судно на ином законном основании лицом, фактически осуществляет перевозку пассажира или ее часть.
Пассажиром согласно КТМ РФ является любое лицо, перевозка которого осуществляется на судне по договору морской перевозки пассажира либо с согласия перевозчика в целях сопровождения автомашины или животных по договору морской перевозки груза.
Перевозочными документами при осуществлении договора морской перевозки пассажира являются билет, удостоверяющий заключение договора морской перевозки пассажира, и багажная квитанция, удостоверяющая сдачу пассажиром багажа. В билете, в частности, указывается:
а) порт отправления и порт назначения;
б) наименование перевозчика, его местонахождение;
в) имя и адрес пассажира, если билет является именным;
г) наименование судна;
д) время отправления судна и, если это обусловлено договором, время его прибытия в порт назначения;
е) размер платы за проезд;
ж) место и дата выдачи .
Если билет выдан на имя определенного лица, он не может быть передан другому лицу без согласия перевозчика.
Багажом является любой предмет или любая автомашина, перевозка которых осуществляется перевозчиком по договору морской перевозки пассажира, за исключением предмета или автомашины, перевозка которых осуществляется по договору морской перевозки груза, либо животных.
Каютным багажом является багаж, который находится в каюте пассажира либо иным образом находится в его владении, под его охраной или контролем.
Для целей определения ответственности сторон по договору морской перевозки пассажира весьма важно установить периоды перевозки пассажира. Согласно ст. 182 КТМ РФ перевозка пассажира включает в себя следующие периоды:
- в отношении пассажира и его каютного багажа – период, в течение которого пассажир и (или) его каютный багаж находятся на борту судна, период посадки и высадки пассажира, а также период, в течение которого пассажир и его каютный багаж доставляются водным путем с берега на судно либо наоборот, если стоимость такой перевозки включена в стоимость билета или используемое для такой вспомогательной перевозки судно предоставлено перевозчиком в распоряжение пассажира. В отношении пассажира перевозка не включает в себя период, в течение которого пассажир находится на морском вокзале, причале или в любом ином портовом сооружении либо на нем;
- в отношении каютного багажа – также период, в течение которого пассажир находится на морском вокзале, причале или в любом ином портовом сооружении либо на нем, если этот багаж принят перевозчиком, его работником или агентом и не выдан пассажиру;
- в отношении иного багажа, который не является каютным багажом, - период с момента принятия такого багажа перевозчиком, его работником или агентом на берегу либо на борту судна до момента выдачи такого багажа перевозчиком, его работником или агентом пассажиру.
Плата за перевозку пассажиров и багажа морскими транспортными организациями общего пользования определяется на основании тарифов, утверждаемых в порядке, установленном Правительством РФ, а в случаях, для которых такие тарифы не устанавливаются, соглашением сторон.
1.2. Характеристика морской перевозке грузов
Договор морской перевозки грузов может быть заключен:
а) с условием предоставления для перевозки всего судна, части его или определенных судовых помещений (договор цертепартии);
б) без такого условия».
В диссертации и монографии А.Л. Маковский уделил внимание правовой природе и проблеме схожести многих договоров, регулирующих правоотношения, связанные прямо или опосредовано с морской перевозкой грузов, с эксплуатацией морских судов .
Кодекс торгового мореплавания РФ, принятый 30 апреля 1999 г. и действующий до настоящего времени, в ст. 115 КТМ РФ определяет договор морской перевозки груза как договор, согласно которому «перевозчик обязуется доставить груз, который ему передал или передаст отправитель, в порт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (далее – получатель), отправитель или фрахтователь обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату (фрахт)».
Таким образом, из содержания статьи, которая, кстати, называется «Определение и виды договора морской перевозки груза», следует, что «договор морской перевозки груза может быть заключен:
Фрагмент для ознакомления
3
I. Нормативные правовые акты
1. Конвенция Организации Объединенных Наций по морскому праву (UNCLOS): заключена в г. Монтего-Бее 10.12.1982 // Собрание законодательства РФ. 1997. № 48. Ст. 5493.
2. Международная конвенция об унификации некоторых правил о коносаменте 1924 года (вместе с "Протоколом подписания") (заключена в г. Брюсселе 25.08.1924) // [Электронный ресурс] Режим доступа: http://consultant.ru (дата обращения 09.01.2022).
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 01.07.2021, с изм. от 08.07.2021) // Собрание законодательства РФ. 1996. № 5. Ст. 410.
4. Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации от 30.04.1999 № 81-ФЗ (ред. от 11.06.2021) // Российская газета. № 85-86.1999.
5. Закон РФ от 7 июля 1993 г. N 5338-1 «О международном коммерческом арбитраже» (вместе с Положением о Международном коммерческом арбитражном суде при Торгово-промышленной палате Российской Федерации, Положением о Морской арбитражной комиссии при Торгово-промышленной палате Российской Федерации) // Российская газета. № 156. 1993.
6. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 5 апреля 1983 г. N 9064-Х «О присоединении СССР к Афинской конвенции о перевозке морем пассажиров и их багажа 1974 года» // Ведомости Верховного Совета СССР от 13 апреля 1983 г. № 15. Ст. 222.
II. Материалы правоприменительной практики
1. Постановление 8 ААС от 11 февраля 2009 г. по делу N А70-6027/2007 // [Электронный ресурс] Режим доступа: http://consultant.ru (дата обращения 09.01.2022).
2. Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 11 июля 2002 г. N Ф08-2388/2002-889А по делу N А32-22638/2001-51/560 // [Электронный ресурс] Режим доступа: http://consultant.ru (дата обращения 09.01.2022).
III. Специальная литература
1. Ахметзянова, А.В. Международные морские перевозки // Интерактивная наука. № 5 (60). 2021. С. 95-97.
2. Бердегулова, Л.А. Разграничение сфер международного публичного и частного права / Л.А. Бердегулова, А.Р. Сабитова // Научный электронный журнал [Электронный ресурс] Режим доступа: http://e-scio.ru/?p=4475 (дата обращения: 18.02.2022).
3. Иванов, М.В. Особенности правового регулирования договора международной морской перевозки // Материалы III Международной научно-практической конференции «Научные исследования и инновации». 2021. С. 211-215.
4. Ильина, И.Ю. Правовое значение коносамента при морской перевозке грузов: сравнительно-правовой аспект // Закон и право. 2020. № 8. С. 39-46.
5. Лобзов, Г.П. Чартерные перевозки: виды и особенности // E-Scio. 2020.
6. Маркалова, Н.Г. Проблемы, связанные с понятием договора морской перевозки груза // Вестник гражданского права. 2020. № 6. С. 18 - 29.
7. Мусаева, Х.М., Гасанов, М.О. Морские грузовые перевозки. Ответственность перевозчика грузов // Балтийский гуманитарный журнал. 2020. Т. 9. № 3(32). С. 356-358.
8. Остапчук, Е.С., Полякова, К.О. Проблемы договора перевозки на морском транспорте и пути их решения // Юридические науки. № 12-4 (63). 2021. С. 152-155.
9. Семенов, А.В. Вопросы правового обеспечения транспортной безопасности на морском транспорте / А.В. Семенов, Т.А. Литвин, И.С. Куликовская // Вестник государственного морского университета имени адмирала Ф.Ф. Ушакова. 2021. №2 (35). С. 72-75.
10. Семенов А.В. Правовое регулирование отдельных вопросов модернизации инфраструктуры в области морского транспорта / А.В. Семенов, И.С. Куликовская, Е.Г. Шаранова // Вестник государственного морского университета имени адмирала Ф.Ф. Ушакова. 2021. №2 (35). С. 70-71.
11. Скаридов, А.С. Актуальные проблемы международного и морского права // Океанский менеджмент. №3(8). 2020. С. 4-7.
12. Скачков, Н.Г. Правовое регулирование отношений по трансграничной морской перевозке опасных грузов в условиях цифровизации // Lex russica. 2020. N 2. С. 133 - 140.
13. Чижикова, А.В. Проблемы правового регулирования мультимодальных перевозок // Вестник государственного морского университета имени адмирала Ф.Ф. Ушакова. 2021. № 1 (34). С. 63-64.