Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность проблемы исследования, которая рассматривается в данной курсовой работе, связана с тем, что формирование культуры досуга молодежи является одной из актуальных проблем современного общества, так как использование свободного времени молодежью является своеобразным индикатором ее культуры, круга духовных потребностей и интересов конкретной личности молодого человека или социальной группы. Важнейшую роль в организации досуга молодежи занимают досуговые центры. Основная задача центров, как социальных институтов, заключается в развитии социальной активности и творческого потенциала личности. Организации разнообразных форм досуга и отдыха, создание условий для полной самореализации в сфере досуга.
Самой большой ценностью является обретение человеком пространства для самореализации, социальным полем которой выступает свободное время, время досуга. Однако, само по себе свободное время есть лишь условие развития личности. Для того чтобы оно стало действенным ускорителем общественного прогресса, необходимо формировать у всех членов общества соответствующий уровень культуры его использования, отвечающий задачам как современной, так и будущей цивилизации. [19]
Необходимо констатировать, что переход к рынку еще более осложнил социальную напряженность в обществе, особенно в молодежной среде. С одной стороны, идет быстрый процесс социальной и материальной дифференции молодежи, который сопровождается появлением большего числа молодых миллионеров из среды предпринимателей, брокеров и увеличением числа нищих и безработных молодых людей. С другой стороны, идет процесс формирования все новых молодежных субкультур, отражающих социальный статус различных социальных групп молодежи, который сопровождается усложнением их досуговых интересов и потребностей.
В настоящее время вызывают тревогу ориентации молодежи на пассивные виды деятельности, приобретение досугом ярко выраженной формы потребительского характера, который соседствует с проявлениями девиации, а порой и деликвентности. Многие не умеют занять себя: старые традиции исчезли, новые не появились, образовался опасный «досуговый вакуум», заполнить который, по мировому опыту, могут только игровые автоматы и другие аттракционы (лучше в комплексе «лунапарков») плюс клубы по интересам. [15]
Однако сегодня существует альтернатива клубно-развлекательному досугу – это клубы по интересам с их разнообразными секциями, а так же некоторый аналог квартирных салонов или специальных досугово-развлекательных центров муниципального уровня подчиненности. Кроме этого сюда можно отнести центры досуга и рекреационного отдыха в различных спортивных и оздоровительных лагерях и домах отдыха.
При этом стоит заметить, что сегодня в обществе существует запрос на восстановление салонов и других видов коммуникации внутри социума.
Объект исследования: вечера как популярно-досуговая форма отдыха.
Предмет исследования: сравнительный анализ вечеров отдыха как популярно-досуговой формы.
Цель исследования: проанализировать активные формы досуга в структуре свободного времени молодежи.
Задачи исследования:
• Изучить классификацию вечеров как массовой формы культурно – досуговой деятельности;
• Рассмотреть особенности подготовки и проведения вечера;
• Изучить этапы подготовки вечеров отдыха;
• Изучить методические рекомендации по подготовке и проведению вечеров отдыха;
• Сделать выводы по результатам исследования.
1. Теоретическая часть
1.1. Понятие о вечерах
Предпосылки вечеров как формы организованного досуга возникли в глубокой древности. Для полноценного отдыха и восстановления жизненных сил человеку всегда было свойственно стремление сменить обстановку, окружение и сферу собственных действий.
Вечер – это условно временное понятие, которое предполагает наличие свободного времени у человека после завершения своей общественной, трудовой, производственной и пр. деятельности. Как правило, оно появлялось в конце трудового дня и приходилось на вечер как времени суток. Для вечернего совместного провождения времени выбирался определенный социальный круг себе подобных [3].
Изначально вечера, как способ проведения досуга носили гостевой и групповой характер. Безусловно, праздники, народные гуляния, ярмарки, массовые зрелища и состязания пользовались большой популярностью, но человеку во все времена было важно не только ощущение себя частью праздного сообщества, но и не потерять собственного личностного осознания - «других посмотреть и себя показать»
Поэтому, камерные, групповые формы культурно-досугового общения имели особенную значимость. В Древней Греции, в гости на вечерние развлечения и общение, граждане приходили в харчевни, таверны, на постоялые дворы, в катагогии (гостиницы) и др. [1].
Многочисленные исследования этого периода отмечают, что функции вечернего общения часто выполняли кузницы гомеровского времени, портики около храмов и крытые колоннады на городских площадях у греков классического периода, залы студенческих университетов, таверны и кафейни, базары и ярмарки средневековья, чайные дома на Востоке и пр. В России петровских времен, кабаки и трактиры для простого народа служили местом общения и развлечения [2; 3].
Аристократы в Древней Греции VI–V веков до н. э. предпочитали процедуры оздоровления, развлечения и общения проводить в термах (греческие и римские бани), на симпозиумах (мужское собрание, пиршество, развлечения), гетериях (сообщества, союзы единомышленников, взаимопомощь, «светский характер») и др.
История тематических вечеров – это история клуба как феномена. Она поучительна, полезна, занимательна и дает множество идей для современной практики социально-культурной деятельности. Понятие тематический вечер, как званая встреча избранных активно встречается в истории досуга периода конца XVIII – начало XX в.
К концу XVIII в., в России сложилась система вечеров как гостевой формы общения, для которой было характерно: избранный состав приглашенных гостей, закрытое помещение, тема встречи, регламент проведения, программа развлечений, хозяин – хозяйка (заведения, салона, гостиной, имения, поместья, дома и пр.) в роли ведущих. Аристократы с удовольствием посещали салоны, рауты, званые тематические приемы; литературные, музыкальные, танцевальные вечера и пр., которые были узко сословными, дворянскими.
Простой народ свои вечерки проводили просто и без сложных затей, на которых было угощение, песнопение, общение, игорные потехи и пр. Примерами служат описание гостеваний, братчины, ссыпчины, посещение трактиров и других мест, где люди могли собираться. Особый интерес представляют сельские осенние и зимние молодежные вечерки и посиделки. Понятие «посиделки» произошло от слова «сидень», которым в старину называли вечер, как время суток. Посиделки включали в себя занятия рукоделием, беседы, песнопение, народные игры, танцы, угощения и пр. Это были смотрины, заигрыш, знакомства, развлечения и пр. [4].
В XIX веке активно развиваются офицерские и купеческие клубы, которые устраивали свои вечера по подобию «Московского Благородного дворянского собрания». Среднее и мелкое дворянство, мещанское сословие приглашали избранных гостей на домашние вечера, на которых демонстрировалось самодеятельное творчество (пение, домашние театральные представления, игра на музыкальных инструментах, литературные чтения и пр.).
Мещанские молодежные вечеринки проводились в субботние, воскресные и праздничные дни, на которые приглашались шесть-семь пар по предварительной договоренности. Это были домашние вечера, которые в свою очередь копировали благородное дворянское общение.
В весенне-летнее время состоятельные мещане вывозили свои семьи на дачи, а дворяне принимали в своих поместьях многочисленных гостей. «Дачное» сообщество, особенно молодежь, стремились к активному общению. Были популярны вечерние встречи и приемы, на которых пели, танцевали, устраивали игры, домашние спектакля, совместные чтения, розыгрыши и пр.
Все стремились приобщиться к благородному сословию, и считалось приличным в доме иметь музыкальные инструменты, учить детей музыке, живописи, танцам, пению, а также следить за модными литературными новинками и пр. Демонстрация творческих успехов членов семьи разных поколений входила в программу содержания развлечений и общения таких приемов. Заполучить на домашний вечер или сословное собрание интересную, знаменитую персону (поэта, художника, актера, музыканта, путешественника и пр.) было особым шиком [8].
Домашние вечера и встречи на сословных благородных собраниях способствовали патриотическому и эстетическому воспитанию; формированию культуры общения, поведения, выражению эмоций и чувств; социальной адаптации; приобретение полезных связей и дружеских знакомств, заключению брачных союзов и пр.
Двадцатый век внес свои коррективы и подходы к организации досуга в постреволюционной России. Народные массы стали участниками революционных событий и нового переустройства государства.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Воронкова Л.П. Культурология: учебник для СПО / Л.П. Воронкова. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 202 с.
2. Дианова, В.М. История культурологии: учебник для академического бакалавриата / В.М. Дианова, Ю.Н. Солонин. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 471 с.
3. Иконникова, С.Н . История культурологии: учебник для академического бакалавриата / С.Н. Иконникова. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 416 с.
4. История культуры стран Западной Европы в эпоху возрождения: учебник для академического бакалавриата / Л.М. Брагина [и др.]; под ред. Л.М. Брагиной. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 414 с.
5. Каган , М.С. Человек в теории культуры. Избранные труды: учеб. пособие для вузов / М.С. Каган. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 195 с.
6. Касьянов, В.В. История культуры: учебник для СПО / В.В. Касьянов. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 436 с.
7. Культурология: учеб. пособие для прикладного бакалавриата / И.Ф. Кефели [и др.]; под ред. И.Ф. Кефели. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 165 с.
8. Культурология: учеб. пособие для СПО / И.Ф. Кефели [и др.]; под ред. И.Ф. Кефели. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 165 с.
9. Культурология: учебник для академического бакалавриата / под ред. А.С. Мамонтова. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 307 с.
10. Культурология: учебник для СПО / под ред. А.С. Мамонтова. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 307 с.
11. Купцова, И.А. Культура русской провинции. Вторая половина XIX - начало XXI века: учебник для академического бакалавриата / И.А. Купцова. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 266 с.
12. Маслова, В.А. Лингвокультуролдогия. Введение: учеб. пособие для бакалавриата и магистратуры / В.А. Маслова; отв. ред. У.М. Бахтикиреева. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 208 с.
13. Нестерова, О.А. История мировой культуры. Практикум: учеб. пособие для СПО / О.А. Нестерова. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2017. — 319 с.
14. Теория культуры в 2 ч. Часть 1: учеб. пособие для академического бакалавриата / С.Н. Иконникова [и др.]; под ред. С.Н. Иконниковой, В.П. Большакова. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 264 с.
15. Теория культуры в 2 ч. Часть 2 : учеб. пособие для академического бакалавриата / С.Н. Иконникова [и др.]; под ред. С.Н. Иконниковой, В.П. Большакова. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 252 с.
16. Трофимова, Р.П. История и теория культуры Древнего мира. Практикум: учеб. пособие для вузов / Р.П. Трофимова. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 226 с.
17. Трофимова, Р.П. История культурологи в России: учебник для вузов / Р.П. Трофимова. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 460 с.
18. Флиттнер, Н.Д. Культура и искусство Двуречья / Н.Д. Флиттнер. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 336 с.
19. Шульгин а, Д.П. Культурное и природное наследие России: учебник для академического бакалавриата / Д.П. Шульгина, О.В. Шульгина. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 177 с.