Фрагмент для ознакомления
2
Формирование современной системы международных отношений, несмотря на новые глобальные тенденции образования единого мирового сообщества, отнюдь не ассоциируется с окончательным приходом в мировую политику стабильности. Безопасность, а также средства ее обеспечения, на протяжении всей истории человечества была одной из наиболее важных причин существования того или иного государства.
В начале XXI века международное сообщество придаёт всё большее значение нетрадиционным угрозам безопасности. Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР) наиболее подвержен угрозам такого характера ввиду повышенной частоты стихийных бедствий, высокого уровня транснациональной преступности и взаимозависимости стран региона. В таких условиях решение вопросов безопасности требует коллективных международных усилий.
В настоящее время проблема обеспечения международной безопасности является одним из главных поводов для беспокойства мировой общественности. Нарушение мировой стабильности приводит к тяжелым последствиям, и только после наступления кризиса становится понятным, что найти компромисс гораздо легче, чем справиться с результатом. Каждый глава государства преследует интересы своей страны и, к большому сожалению, эти потребности в большинстве случаев ставятся выше интересов всего мира.
Данная тенденция характерна и для Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). На данный момент в АТР существуют серьезные угрозы международной безопасности, уделять пристальное внимание которым большинство лидеров государств региона если не отказываются, то откладывают на ближайшую перспективу. Это обусловлено определенным набором цивилизационных, политических и социальных факторов, так как в состав Азиатско-Тихоокеанского региона входит более пятидесяти стран и каждая обладает своей собственной историей, уникальными чертами и культурными особенностями.
Актуальность исследования заключается в том, что в настоящее время международная безопасность является одной из основных сфер деятельности любого государства, предметом внутриполитической борьбы, внимания гражданского общества и научных исследований.
АТР представляет собой динамично развивающийся регион с широким спектром проблем безопасности, которые могут перерасти в угрозу международного масштаба с тяжелыми последствиями для всего мира.
Объектом исследования является Азиатско-Тихоокеанский регион. Предметом исследования является система предупреждения нетрадиционных угроз безопасности в АТР.
В основе исследования лежит метод политического анализа и прогнозирования, проблемно-хронологический метод и метод сравнительного исторического анализа, а также аналитические методы: анализ, синтез, обобщение, сравнение.
Целью данной работы является определение современных проблем обеспечения предупреждения нетрадиционных угроз безопасности в АТР.
Для достижения поставленной цели выдвигаются следующие задачи:
- рассмотрение нетрадиционных угроз безопасности в глобальной политике
- изучение основ влияния нетрадиционных угроз безопасности на АТР
- определение международного обеспечения борьбы с нетрадиционными угрозами безопасности в АТР
Методология. В ходе выполнения первой задачи были использованы статьи о понятии безопасности в истории МО, чтобы обозначить, что именно будет подразумеваться под традиционной и нетрадиционной безопасностью.
Структурно выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, заключения и библиографического списка.
Глава 1. Нетрадиционные угрозы безопасности в глобальной политике
1.1 Общая характеристика понятия нетрадиционных угроз безопасности70
Безопасность — это стремление избавиться от угроз и способность государств и обществ сохранять свою независимую идентичность и свою функциональную целостность в неприкосновенности от тех перемен, которые рассматриваются ими как враждебные. Нижней линией безопасности является выживание, но к безопасности разумно отнести и существенную разноплановую обеспокоенность в отношении условий существования.
Нетрадиционные угрозы безопасности, существует наравне с традиционными и включает определенных перечень угроз.
Загрязнение может быть следствием естественных причин (природное загрязнение - пыльные бури, вулканический пепел, результаты падения космических тел и др.) либо деятельности человека (антропогенное загрязнение). По своим масштабам в современных условиях антропогенное загрязнение значительно превосходит природное. Загрязнение — привнесение в окружающую среду или возникновение в ней новых, как правило, не характерных для нее вредных физических, химических, биологических и других веществ.
Загрязнение окружающей среды: развитие производительных сил; урбанизация; замена естественного сырья и материалов синтетическими аналогами; необходимость удовлетворения потребностей возрастающего населения Земли. Причинами роста загрязнения являются: по масштабу - физическое (тепло, радиация, радиоволны и др.); химическое (пестициды, тяжелые металлы, аэрозоли и др.); биологическое (патогенные микроорганизмы, продукты генной инженерии и др.); локальное (может оставаться только внутригосударственной проблемой); региональное (может носить международные характер); глобальное загрязнение (носит международные характер); загрязнение атмосферы; загрязнение поверхностных и подземных вод, почв и т.д.; загрязнением околоземного космического пространства.
По воздействию прямому и косвенному: употребление воды из источников, подвергшихся биологическому, химическому, радиационному и другому загрязнению; сельскохозяйственные работы на загрязненных участках почвы; вдыхание воздуха, отравленного ядовитыми веществами, болезнетворной микрофлорой и радиацией; контакт с растениями и животными, зараженными ядовитыми и болезнетворными веществами; употребление переработанных в продукты питания растение и животных, зараженных ядовитыми и болезнетворными веществами; заболевания вследствие нарушения природного равновесия в отдельных регионах;
Экологический кризис (чрезвычайная экологическая ситу¬ация) — экологическое неблагополучие, характеризующееся устойчивыми отрицательными изменениями окружающей среды и представляющее угрозу для здоровья людей; напряженное состояние взаимоотношений между человечеством и природой, обусловленное несоответствием размеров хозяйственной дея¬тельности человека ресурсным возможностям среды обитания. Экологическая катастрофа (экологическое бедствие) — экологическое неблагополучие, характеризующееся глубокими необратимыми изменениями окружающей среды и существен¬ным ухудшением здоровья населения.
Экологическая безопасность — состояние защищенности личности, общества и государства от последствий антропоген¬ного воздействия на окружающую среду, а также стихийных бед¬ствий и катастроф. Политика экологической безопасности — целенаправленная дея¬тельность государства, согласованные усилия групп государств, общественных организаций, юридических и физических лиц по ее обеспечению. Система экологической безопасности — совокупность законодательных, технических, управленческих, медицинских и биологических мероприятий, направленных на обеспечение устойчивого развития. Объекты экологической безопасности — права, материальные и духовные потребности личности, природные ресурсы и природ¬ная среда или материальная основа государственного и обществен¬ного развития.
Принципы обеспечения экологической безопасности: суверенитет государства над природными ресурсами; взаимные консультации заинтересованных государств в ситу¬ациях, способных создавать угрозу экологической безопасности; согласование государственного механизма возмещения ущерба; обязательная ответственность за ущерб, причиненный транс¬граничным загрязнением; солидарная ответственность за ущерб, причиненный транс¬граничным загрязнением; солидарная ответственность за причиненный вред государствами-участниками; платность природопользования; согласование экологической политики государств; согласование законодательной политики государств в обла¬сти обеспечения экологической безопасности; взаимопомощь государств при ликвидации последствий и предупреждении экологических бедствий; широкое участие в международной деятельности в области экологической безопасности; разрешительный порядок осуществления производственной и другой деятельности, способный создавать угрозу экологической безопасности населения или территории; обязательность государственной экологической и санитарно- эпидемиологической экспертизы всех проектов строительства, реконструкции и производства любой продукции; государственная поддержка мероприятий по оздоровлению среды обитания человека; организация системы государственного экологического мониторинга состояния окружающей природной среды; обеспечение полной, достоверной и своевременной информи¬рованности граждан, учреждений и организаций об угрозах эколо¬гической безопасности; гласность планов осуществления деятельности, способной угрожать экологической безопасности населения, общества или природной среды.
Международные проблемы использования энергоресурсов.
Энергетическая безопасность — состояние защищенности отдельных граждан, общества, экономики и государства от угроз надежному топливо- и энергообеспечению. Глобальная энергетическая безопасность — надежное обеспе¬чение мировой экономики различными видами энергии по прогно¬зируемым ценам, с минимальным ущербом для окружающей среды.
Угрозы глобальной энергетической безопасности: рост потребления, опережающего возможности предложения энергии; напряженность снабжения углеводородными ресурсами; нарастание региональных энергетических диспропорций; перебои в энергоснабжении вследствие техногенных ката¬строф и системных аварий; глобальная экологическая катастрофа. Общая стратегия энергетической безопасности должна: надежно обеспечивать мировую экономику углеводород¬ными ресурсами; перераспределять энергоснабжение за счет новых источников энергии и развития технологий; повышать эффективность и безопасность энергетического производства; создавать условия развития качественно новой, надежной и экологически чистой энергетики.
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативно – правовые акты
1. АТЭС основана в г. Канберра (Австралия) по инициативе премьер-министра Австралии Б. Хоука в 1989
2. Девятая специальная сессия Совета управляющих/ Глобальный форум по окружающей среде на уровне министров Дубай, 7-9 февраля 2006 года
3. Договора о коллективной безопасности от 15 мая 1992 года, Устава Организации Договора о коллективной безопасности от 7 октября 2002 года,
4. Договор о взаимном сотрудничестве и безопасности между США и Японией 1960 г.
5. Европейская энергетическая хартия от 17 декабря 1991 года.
6. Европейская Конвенция О пресечении терроризма, ратифицирована Федеральным законом РФ от 07.08.2000 г. № 121-ФЗ
7. Конвенция об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте Принята 25 февраля 1991 года
8. Конвенция об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте Принята 25 февраля 1991 года
9. Конвенция Шанхайской организации сотрудничества против терроризма (Екатеринбург, 16 июня 2009 г.)
10. "Конвенция Организации Объединенных Наций о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ" (заключена в г. Вене 20.12.1988)
11. "Конвенция о ядерной безопасности" (Заключена в г. Вене 17.06.1994)
12. "Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма" (Заключена в г. Нью-Йорке 09.12.1999)
13. Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе 1973 г.
14. Совместный комитет сотрудничества (СКС), заседания которого прошли в 1997 г. (Москва), в июне 2000 г. (Джакарта)
15. Совместная декларация об основах взаимоотношений между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой 16 ноября 1992 года N 697-рп
16. Устав Организации Объединенных Наций" (Принят в г. Сан-Франциско 26.06.1945) (с изм. и доп. от 20.12.1971)
17. Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом (Шанхай, 15 июня 2001 г.)
Специальная и учебная литература
1. Абашидзе А. Х. Международное право. Мирное разрешение споров : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / А. Х. Абашидзе, А. М. Солнцев. — 3-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 221 с.
2. Бабурина, О. Н. Мировая экономика и международные экономические отношения : учебник / О.Н. Бабурина. – Москва : ИНФРА-М, 2021. – 275 с.
3. Богуславский, М. М. Международное частное право / М.М. Богуславский. - М.: ЮРИСТЪ, 2021. - 408 c.
4. Боклан, Д.С. Международное экологическое право и международные экономические отношения: Монография / Д.С. Боклан. - М.: Магистр, 2017. - 448 c.
5. Вылегжанин Ю.М. Международное право в 2 ч. Часть 1 : учебник для академического бакалавриата / А. Н. Вылегжанин, Ю. М. Колосов, Ю. Н. Малеев, К. Г. Геворгян ; отв. ред. А. Н. Вылегжанин. — 3-е изд., пер. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 290 с.
6. Каламкарян Р. А. Международное право : учебник для бакалавров / Р. А. Каламкарян, Ю. И. Мигачев. — 5-е изд., пер. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 632 с.
7. Международное публичное право. Современные зарубежные исследования: моногр. . - М.: ИНИОН РАН, 2020. - 216 c.
8. Мировая экономика и международные экономические отношения. Практикум : учебное пособие / под ред. В.К. Поспелова. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : ИНФРА-М, 2020. – 164 с.
9.Право международных организаций. Региональные, межрегиональные, субрегиональные межправительственные организации : учебник для бакалавриата и магистратуры / А. Х. Абашидзе [и др.] ; под ред. А. Х. Абашидзе, А. М. Солнцева. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 331 с.
10. Повалихина, Т. И. История мировой экономики и международных экономических отношений / Т.И. Повалихина. - М.: Современная школа, 2017. - 256 c.
11. Смирнова, А. Международные политические, экономические и общественные организации / А. Смирнова. - Москва: Высшая школа, 2021. - 433 c.
12. Парламентская дипломатия России в АТР: значение Азиатско-Тихоокеанского парламентского форума, Вода Кристина Рудольфовна – ЖУРНАЛ Россия и АТР 2021
13. Терновая, Л.О. Геопоэтика: международные отношения и искусство: Монография / Л.О. Терновая. - М.: Альфа-М, 2017. - 342 c.