Фрагмент для ознакомления
2
В международном праве выделяют первичные и производные субъекты. Появление первичных обусловлено естественно политическо-правовыми и историческими процессами, у них нет как такового создателя. К такой категории относятся государства, которые посредством взаимодействия друг с другом и создают нормы международного права.
В свою очередь вторая категория - производные субъекты создаются первичными и к ним относятся, прежде всего, международные межправительственные организации.
Таким образом, объем их правосубъектности определяется первичными учредителями.
В этой связи интересен статус такого образования как Ватикан. Общепризнанным является тот факт, что Ватикан полноправный субъект международного права. Более того, большинство источников указывают на то, что он выступает производным субъектом. Для того чтобы определиться с его статусом, необходимо обратиться к истории становления Ватикана и особенностей его вступления в международные отношения с другими субъектами [1].
Сегодня в мире насчитывается более 200 государств, 195 из которых официально признаны ООН. Особое положение среди субъектов международного права занимает Ватикан - вспомогательная суверенная территория Святого Престола (лат. Sancta Sedes) или город-государство Ватикан (итал. Stato della Citta del Vaticano). В настоящее время в общественных науках нет однозначного ответа на вопрос о том, является ли Ватикан суверенным государством.
Город-государство Ватикан создан в соответствии с Латеранским договором между Италией и Святым престолом 11 февраля 1929 года. Стои обратить внимание, что в настоящий момент именно со Святым престолом, а не Ватиканом государства поддерживают дипломатические отношения. Также он имеет статус официального наблюдателя в ООН, ЮНЕСКО, ФАО, является членом ОБСЕ. Ватикан имеет право заключать особые международные договоры, именуемые конкордатами, направленные на регулирование взаимоотношений католической церкви и другими государствами. Также специальный статус имеют послы Ватикана в других странах именуемые нуциями.
Если говорить об особенностях политико-территориального устройства Ватикана, то можно отметить следующее. Площадь составляет 0,439 кв. км., численность проживающих на территории на 2017 год составляет 1000 человек, часть из которых имеют гражданство, остальные обладают правом на постоянное или временное проживание, связанное с их деятельностью. Лица, обладающие гражданством, фактически не проживают на территории государства, а выполняют представительские функции Святого Престола находясь в других государствах. Гражданство Ватикана можно получить только в связи с занимаемой должностью.
Более того, спорным является сам вопрос - можно ли считать Ватикан государством в полном смысле этого понятия. Обладая многими признаками государства (суверенитетом, населением, территорией, законодательной властью и т.д.), Ватикан также имеет и свою специфику. Например, на его территории действует итальянское законодательство, но при этом издаются собственные законодательные акты Комиссией или Папой.
Цель исследования: Рассмотреть Ватикан как субъект международного права: особенности статуса.
Объект исследования: Ватикана в международном праве
Предмет исследования: Ватикана как субъект международного права.
Задачи исследования:
1. Выделить основные этапы исторического развития Ватикана как субъекта международного права.
2. Рассмотреть статус Ватикана и католической церкви в международном праве.
3. Изучить правовое взаимоотношение институтов «Ватикан», «католическая церковь» и «святой престол».
4. Рассмотреть международные договоры Ватикана и святого престола.
Методы исследования: теоретический анализ литературы по теме исследования.
ГЛАВА 1 ОСОБЕННОСТИ ВАТИКАНА КАК АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ЕДИНИЦЫ
1.1 ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ВАТИКАНА КАК СУБЪЕКТА МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА
Римско-католическая церковь, одна из самых древних религиозных инсти¬туций в мире и самая крупная христианская церковь, к последователям которой относят себя более миллиарда жителей нашей планеты, продолжает сегодня активно развиваться, стремясь предложить собственные варианты решения системных проблем современности (см.: [15]). Как отме¬чают в этой связи современные исследователи, «почти миллиард католиков, населяющих разные страны мира и принадлежащих к самым различным ра¬совым, национальным, этническим, имущественным группам, представляет собой огромный потенциал социально-политического влияния» [20, с. 5]. К началу XXI в. Римско-католическая церковь не только сохранила свое религиозное влияние в глобальном контексте, но и, радикально оптимизиро¬вав свои прежние притязания на светскую власть после создания по Латеранским соглашениям 1929 г. государства-анклава Ватикан [3,с. 127-128], закрепила за собой суверенный статус субъекта международно¬го права: «Именно Святой Престол, а не Ватикан имеет дипломатические от¬ношения с Европейским Союзом и различными странами мира, в том числе и Российской Федерацией. Папство в формате Святого Престола принимает участие в деятельности различных международных и региональных межпра-вительственных организаций и является постоянным наблюдателем с правом голоса при Организации Объединенных Наций» [13]. Первые представители Римского епископа появились в IV веке после подписания Миланского эдикта и направлялись на церковные соборы, созываемые сначала римскими императорами, а затем правителями Восточной Римской империи. Уже в V веке Папа Лев I основал свое постоянное представительство в Константинополе. На тот момент папские посланники получили статус «legatus a latere», которым на протяжении всего периода средневековья пользовались представители Рима высокого ранга.
C XII по XIV века значительно увеличилось количество папских легатов. Церковь переживала сложные времена, будучи зачастую разделенной выборами пап и антипап. Как легитимный, так и нелегитимный понтифики направляли своих представителей ко дворам европейских князей, находя себе тайных союзников в борьбе с конкурентом.
В средневековой системе, где судьбы государства вершила католическая церковь, а последнее слово принадлежало Свя¬тому престолу, развитие папской дипломатической службы получило значительные импульсы. С самого начала ее харак¬терной чертой стала двойственность, обусловленная двойст¬венностью власти самого папы как главы католической цер¬кви и главы папского государства.
С одной стороны, перед папскими дипломатами встали су¬губо религиозные и церковные Задачи: евангелия, возве¬дение в сан, церковные реформы, строительство монастырей и культовых сооружений, разрешение догматических споров. С другой — их предназначение вполне светское: коронация правителей, решение проблем внешней политики, сбор средств, исполнение надзорных и судебных функций.
Уже в эпоху раннего Средневековья сформировалась раз¬ветвленная система папской дипломатии, которая, выйдя далеко та пределы Европы, учредила свои представительства на территориях, захваченных крестоносцами, направляла миссии к нехристианским народам — татарам, персам и внушитель¬ное посольство — лаже в далекий Китай. Однако в центре внимания папской дипломатии неизменно оставались страны Европы.
К исходу Средневековья унитарные и иерархические структуры папской дипломатии вступили в полосу кризиса. Святой престол с трудом приспосабливался к новой, родившейся в эпоху Возрождения системе, при которой независи¬мые суверенные государства поддерживают отношения друг
Фрагмент для ознакомления
3
1. Ватикан и христианские иерархии в Сирии осуждают ракетную атаку США, 20 апреля 2017 г // Империя: информационно-аналитический портал. URL: http://www.imperiyanews.ru/ details/4a8af659-f325-e711-941b-2e815323a23f
2. Внешняя политика и международные отношения Папа Франциск обсудил с королем Абдаллой ситуацию вокруг Иерусалима, 20 декабря г // Благовест-инфо. URL http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=76253
3. Додонов В. Н., Жуковская Н. Ю, Марченко М. Н. Государство // Российская юридическая энциклопедия / гл. ред. А.Я. Сухарев.-М.: ИНФРА-М, 1999.- 1110 с.
4. Дьяченко С. В. Особенности международной правосубъектности Святого Престола: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. -М., 2008. -27 с.
5. Дьяченко С.В. Особенности международной правосубъектности Святого престола. Дисс. канд. юрид. наук. М. 2008. С. 15.
6. Егоров А.С. Международное право. Учебник. Дипломатическая академия МИД. 2016. С. 234-236.
7. Жилина А.Е. Ватикан как субъект международного права // Международный студенческий научный вестник. - 2018. - № 6. С. 15
8. Зонова Т. В. Дипломатия Ватикана в контексте эволюции европейской политической си¬стемы. М.: РОССПЭН, 2000. 200 с.
9. Интервью Посла России в Ватикане А. А. Авдеева международному информационному агентству «Россия сегодня», 28 декабря 2017 года // Официальный сайт МИД РФ. URL: http:// www.mid.ru/ru/maps/va/-/asset_publisher/RWYF1 D8UZT5j/content/id/3011879
10. Клименко Д А. Формирование образа Ватикана в онлайн- версиях российских и зарубежных изданий в период понтификата Бенедикта XVI: дис. ... канд. филол. наук. - М., 2013. - 295 с.
11. Латеранские соглашения: Договор Святого Престола и Италии (11 февраля 1929 г.) [Электронный ресурс] URL: https://vaticanstate.ru/lateranskie- soglasheniya/
12. Лозинский С. Г. История папства. 3-е изд. М.: Политиздат, 1986. 382 с.
13. Лукашук И. И. Международное право. Общая часть: учебник. -М.: Волтерс Клувер, 2005.- 432 с.
14. Лукашук И.И. Международное право. Общая часть: учебник для студентов юридических факультетов и вузов. М.2005. С. 132.
15. Малько А. В., Непомнящий В. Н, Панченко В. Ю.Теория государства и права: учебник для бакалавриата. - М.: Эксмо, 2020. -400 с.
16. Международное право: учебник / под ред. Г. И. Тункина.- М.: Юрид. лит., 1994. -512 с.
17. Международное право: учебник для академического бакалавриата. В 2 т. Т. 1 / под ред. А. Н. Вылекжанина.-3-е изд., пер. и доп. -М.: Юрайт, 2015. -290 с.
18. Нунций в Сирии: Москва может содействовать Дамаску в проведении реформ, 15 сентя¬бря 2018 г // Сибирская католическая газета. URL: https://sib-catholic.ru/nuntsiy-v-sirii-moskva- mozhet-sodeystvovat-damasku-v-provedenii-nuzhnyih-reform/
19. Окунев И. Ю. Политическая география. -М.: Аспект пресс, 2020. -512 с.
20. Ответ Церкви на гуманитарный кризис в Сирии и Ираке, 14 сентября 2018 г // Vatican News. URL: https://www.vaticannews.va/ru/vatican-city/news/2018-09/otvet-cerkvi-nagumanitarnyy-krizis-v-sirii-i-irake.html
21. Павлов С. Ю. Признаки государства: основные концепции в современной отечественной юридической науке / / Вестник Омской юридической академии. -2018. -Т. 15. -№ 4. -С. 406-410.
22. Полякова Н. В. Проблема «суверенности» Мальтийского ордена: исторические коллизии и современное состояние // Печать и слово Санкт-Петербурга (Петербургские чтения — 2012): в 2 ч. Ч. 1: Книжное дело. Культурология: сб. науч. тр. СПб.: СПбГУТД, 2013. С. 194-200. Рашкова Р. Т. Католицизм. СПб.: Питер, 2007. 239 с.
23. Россия-Ватикан (к 25-летию установления официальных отношений) // Историко-до¬кументальный департамент МИД России. URL: https://idd.mid.ru/informacionno-spravocnye- materialy/-/asset_publisher/WsjViuPpk1am/content/rossia-vatikan-k-25-letiu-ustanovlenia- oficial-nyh-otnosenij-?inheritRedirect=false
24. Садченко В.Н. Специфика Святого Престола как участника международных отношений // Журнал гуманитарных и юридических исследований. 2014. [Электронный ресурс] URL:
25. Совместное заявление Папы Римского Франциска и Святейшего Патриарха Кирилла, 13 февраля 2016 г. // РПЦ: Официальный сайт Московского патриархата. URL: http://www. patriarchia.ru/db/text/4372074
26. Теория государства и права в вопросах и ответах: учебное пособие / авт.-сост. А. Ф. Колотов и др. -Оренбург: Университет, 2013. -233 с.
27. Теория права и государства: учебное пособие / под ред. А. А. Малиновского.- М.: МГИМО-Университет, 2019.-369 с.
28. Шебалин Д Д Российский вектор внешней политики Святого Престола в контексте международных отношений: дис. ... канд. истор. наук. - М., 2018. - 143 с.
29. Юдин А. Институт папства // Постнаука: интернет-журнал. URL: https://postnauka.ru/ faq/10173
30. Янов С. В. Сакрализация как феномен политической деятельности: на материалах Римско-католической церкви: дис. ... канд. полит. наук. - Краснодар, 2002. - 156 с.