Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Хореографические коллективы создают возможность развития разнообразных навыков детей, не только художественно-эстетических, фи-зических, но и нравственных. Стоит заметить, что равнозначное развитие детей в каждой из сфер – реально только при внутренней целостности ху-дожественно-педагогического процесса, только когда каждый прием заня-тия педагогически инструментирован, а каждая педагогическая задача ре-шается средствами, свойственными художественной специфике занятий.
Важно отметить, что музыкальное развитие ребенка оказывает влия-ние не только на творческий потенциал, но и интеллектуальное развитие. Поэтому важно, как можно раньше начинать привлекать ребенка к музы-кальной деятельности.
Исследования многих известных педагогов, изучающих музыкальное и хореографическое образование ребенка в комплексе, подтверждают тот факт, что развитие хореографических способностей стоит начать в до-школьном возрасте. Также ученые замечают, что ритм являет собой пер-воначальное представление ребенка о музыке. Теоретическая база нашего исследования складывается из комплекса музыкально-ритмического чув-ства в контексте хореографии и музыкальных способностей, которые были представлены в трудах следующих ученых: Б. М. Теплова, Д. К. Кирнар-ской, Н. А. Ветлугиной, Г. А. Ильиной, М. А. Румер, К. В. Тарасовой, Л.С. Выготского, И.В. Шаповаленко, Ж.В. Смекалиной, С.Л. Рубинштейна.
Проанализировав труды ученых теоретиков и практиков, мы при-шли к выводу о том, что развитие музыкально-ритмических и хореогра-фических способностей возможно успешно реализовывать не только в младшем дошкольном возрасте, но и в среднем звене школьного возраста.
Во время обучения детей хореографии по направлению «народные танцы» педагог может встретиться с такими проблемами, как:
– недостаточное количество работ, структурированных непосред-ственно с требованиями Федерального государственного образовательно-го стандарта
– программы по обучению школьников народным танцам, разрабо-танные в разные годы, показывает, что русскому народному танцу в них отводится крайне малая часть, включенная в раздел «национальный ком-понент» или «факультативный курс». В то время как достаточно высокий процент хореографии направлен на изучение совершенно далеких от народного стиля различных направлений танца.
Тема: «Методические рекомендации по развитию ритмических навы-ков у детей среднего школьного возраста в коллективе народного танца»
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и апроби-ровать на практике педагогические методическое рекомендации развития ритмических навыков у детей среднего школьного возраста в коллективе народного танца.
Объект исследования – процесс развития ритмических навыков у де-тей среднего школьного возраста в коллективе народного танца.
Предмет исследования – Методические рекомендации развития рит-мических навыков у детей среднего школьного возраста в коллективе народного танца.
Гипотеза исследования: развитие ритмических навыков у детей сред-него школьного возраста в коллективе народного танца будет успешно развиваться, если:
танцевальные способности будут усвоены успешно только при изучении их в необходимой последовательности: то есть восприняв и вос-произведя пульс (метр) и несложные ритмические рисунки до соблюдения метроритмических организаций раскрывая художественный образ хорео-графической постановки в стиле «народный танец»;
развитие танцевальных способностей должно формироваться при выполнении разнообразных видов деятельности (к примеру, работать у станка, зная шесть позиций, тренироваться – разминаться, изучая новые элементы, разучивание танцев);
должны быть разработаны методические указания по развитию ритмического навыка у детей среднего школьного возраста в коллективе народного танца, основанные с учетом различных подходов (индивиду-альный, дифференцированный, здоровьесберегающий, групповой); вклю-чающая технологическую карту занятия, где прописаны будут действия хореографа и учеников.
Задачи исследования:
1. Определить важнейшие основы формирования навыков и умений у детей среднего школьного возраста;
2. Описать возрастные характеристики детей среднего школьного возраста;
3. Теоретически обосновать сущность умений и навыков, описать их классификацию;
4. Разработать Методические рекомендации по развитию ритмиче-ских навыков в коллективе народного танца;
5. Выявить сущностную характеристику коллектива народного тан-ца;
6. Обосновать какие ритмические навыки формируются у детей в коллективе народного танца
Методы исследования:
– теоретические (анализ, сопоставление, сравнение, структурирова-ние, проектирование),
– эмпирические (педагогическое наблюдение, опытно-поисковая ра-бота).
Элементы новизны: Разработаны методические рекомендации по развитию ритмических навыков у детей среднего школьного возраста в коллективе народного танца.
Структура работы: работа состоит из 2 глав, введения, заключения, списка литературы.
В первой главе нами рассматриваются важнейшие основы формиро-вания навыков и умений у детей среднего школьного возраста, а также описываются возрастные характеристики детей среднего школьного воз-раста и обосновать сущность умений и навыков, полученных на занятиях по танцам, их классификация.
Во второй главе нами разработаны Методические рекомендации по развитию ритмических навыков в коллективе народного танца, выявляют-ся сущностные характеристики коллектива народного танца, какие ритми-ческие навыки формируются у детей в коллективе народного танца.
Глава 1. Формирование навыков и умений у детей среднего школьного возраста
1.1 Возрастные характеристики детей среднего школьного возраста
В современном мире школьников можно подразделить на последующие возрастные периоды:
1) Младший школьный возраст – это дети от семи до одиннадцати лет (начальная школа с 1 по 4 класс);
2) Средний школьный возраст (иначе его называют еще подростковый) – это дети с двенадцати до пятнадцати лет (среднее звено 5-9 класс);
3) Старший школьный возраст (его можно назвать молодежный) – с пятнадцати до восемнадцати лет (старшая школа 10 и 11 классы).
Такие рамки периодов, которые мы представили выше, довольно символические, потому как психологические и умственные умения всякого ребенка персональны, каждый человек индивидуален, поэтому тут высокий процент вариативности. Но стоит иметь в виду, что учитывать возрастные особенности своих учеников ни в коем случае никак не стоит как что-то, что неоспоримо соответствует показателям той или иной возрастной группы.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Барышникова Т. Азбука хореографии [Текст]: Методические указания. / Т. Барышникова. - СПб.: Респекс, Люкси, 1996. – 252 с.
2. Выготский, Л.С. Педология подростка / Л.С. Выготский // Собр. соч.: В 6 т.-М., 1984. - Т. 4.
3. Гусев Г. Методика преподавания народного танца. Упражнения у станка [Текст]: Учеб. пособие для ВУЗов культуры и искусств. / Г.П.Гусев. – М.: Гуманит. Изд. Центр Владос, 2002. – 2009 с.
4. Гусев Г. Методика преподавания народного танца. Танцеваль-ные движения и комбинации на середине зала [Текст]: Учеб. пособие для ВУЗов культуры и искусств. / Г.П.Гусев. – М.: Гуманит. Изд. Центр Вла-дос, 2003. – 2008 с.
5. Зацепина, К. Народно-сценический танец [Текст]: Учеб. – ме-тод. пособие К. Зацепина, А. Климов, К. Рихтер, Н. Толстая, Е. Фарма-нянц. – М.: Искусство, 1976. – 223 с.
6. Ильин, Е.П. Умения и навыки: нерешенные вопросы // Е.П. Ильин. – М.: ООО «Вопросы психологии». 1986.
7. Кулько В.А., Цехмистрова Т.Д. Формирование у учащихся умений учиться: Пособие для учителей. — М.: Просвещение, 1983.
8. Левинов А.М. О содержании понятий “навык” и “умение” // Пе-дагогика. — 1980. — № 3.
9. Лопухов, А.В. Основы характерного танца [Текст]: Учеб. по-соб./ А.В. Лопухов А.В. Ширяев А.И. Бочаров. – СПб., М.: Лань, Планета музыки, 1939. – 344 с.
10. Мандель, Б.Р. Современная педагогическая психология. Пол-ный курс. Иллюстрированное учебное пособие для студентов всех форм обучения/ Б.Р.Мандель. – Берлин: Директ-Медиа, 2015. – с. 307
11. Орлов В.И. Знания, умения и навыки учащихся // Педагогика. — 1997. — № 2.
12. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубин-штейн. – СПб.: Питер, 2002. – с. 612
13. Смекалина, Ж.В. Особенности поведения и общения школьни-ка. [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://works.tarefer.ru/70/100030/index.html
14. Стуколкина, Н. Четыре экзерсиса [Текст]: Учебник / Н. Стукол-кина. – М.: Всероссийское театральное общество, 1972. – 400 с.
15. Тарасова Н. Теория и методика преподавания народно – сце-нического танца [Текст]: Учеб. пособ. / Тарасова Н. – СПб.: 1996. – с.
16. Ткаченко Т., Народный танец [Текст]: Учеб. пособ./ Т. Ткачен-ко. – М.: Искусство, 1967. – 653 с.
17. Ткаченко, Т. Народные танцы [Текст]: Учеб. пособ./ Т. Ткачен-ко. – М.: Искусство, 1977. – 573 с.
18. Шаповаленко И.В. Возрастная психология. (Психология разви-тия и возрастная психология.) / И.В. Шаповаленко. - М.: Гардарики, 2005