Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Современный этап развития мирового сообщества находится под влиянием новых процессов: глобализации, регионализации, интеграции, информатизации, компьютеризации и др. В последнее десятилетие перспективы социального развития тесно связаны с решением проблемы оптимального соотношения социальной справедливости и экономической эффективности.
В дипломной работе будут рассмотрены общетеоретические вопросы, связанные с определением понятия, сущности, признаков и функций политики Китая.
Актуальность данного исследования. Внешняя поли гика Китая определяется принципиальными положениями внешнеполитической доктрины КНР, практикой взаимодействия с другими членами мирового сообщества, а также императивами экономической глобализации и координации международных усилий по преодолению универсальных угроз человеческому развитию. В настоящее время она достаточно полно отражает ту атмосфер)', которая доминирует в международных отношениях после окончания «холодной войны». Вместе с тем, несмотря на значительное совпадение китайских интересов с интересами основных центров политического и экономического влияния на мировой арене, процесс их реализации не всегда получает однозначные оценки.
Степень разработанности проблемы. Существует достаточно много работ, авторы которых в том или ином ракурсе рассматривают внешнюю политику Китая. Это, например, работы таких авторов, как М.В. Александрова, В. И. Балакин, А.Д. Воскресенский, Ю.М. Галенович, В.И. Добренько, Д. А. Жирнов, Л. Кленацкий, О. Л. Остроухой, В. Я. Портяков, А. И. Салицкий, А. А. Свешников и др. В них охвачен широкий круг проблем, включающий как общие стратегические моменты внешней политики, так и частные, касающиеся приграничных проблем
Особенность исследования заключается в том, что проведён комплексный анализ теоретических и методологических принципов внешней политики Китая в XXI веке выявить ее особенности.
Целью всестороннего анализа внешней политики Китая в XXI веке выявить ее особенности в контексте трансформации системы международных отношений. Достижение указанной цели связано с решением ряда исследовательских задач, главными из которых являются:
Объектом исследования является является постбиполярная система международных отношений.
Предметом исследования выступает внешнеполитический курс КНР в постбиполярный период.
Научная новизна исследования заключается в выявлении особенностей внешней политики Китая в XXI веке выявить ее особенности в контексте трансформации системы международных отношений.
Методологическими основаниями являются труды отечественных и зарубежных учёных в области экономической теории, региональной экономики, мировой экономики, социальной политики и социальной работы, раскрывающие закономерности формирования и развития социальных и экономических институтов, сущность этических принципов в экономике, используемых в процессе перераспределения общественных благ, концептуальные основы социальной политики.
Практическая значимость. Существует немало работ, посвященных анализу внешней политики КНР. Вместе с тем, в настоящее время все еще мало исследований, посвященных масштабному осмыслению приоритетов внешнеполитического курса Китая в условиях постбиполярной системы международных отношений. Структура работы определяется поставленными целью и задачами. Курсовая работа состоит из введения, двух глав заключения и библиографического списка.
Первая глава посвящена теоретическим и методологическим аспектам эволюции внешней политики Китая, а также основным внешнеполитическим направлениям. Во второй главе рассматривается проблемы и перспективы российско-китайского сотрудничества на современном этапе, а также анализ современного состояния и проблематики сотрудничества с Китаем.
Глава 1. Эволюция внешней политики Китая
1.1Основные направления внешней политики
Только с обретением государственности в качестве Китайской Народной Республики 1 октября 1949 года стране удалось из игрового мяча превратиться в игрока мировой политики.
С провозглашением Народной Республики Мао Цзэдун объявил Китай свободным от иностранного влияния, единым и с достоинством независимым .
Хотя в начальный период руководству при Мао приходилось заниматься прежде всего вопросами внутреннего порядка, 25 июня 1950 года КНР активно вмешалась в Корейскую войну. Американские войска Организации Объединенных Наций оттеснили северокорейцев к пограничной реке с Китаем, реке Ялу. Сначала около 200 000 китайских „добровольцев“, а затем еще 500 000, в дальнейшем, на стороне северокорейцев, оттеснили войска ООН к 38-й широте.
Таким образом, вскоре после своего создания КНР позиционировала себя как братская коммунистическая страна и противоположный полюс западной руководящей державе США и международному сообществу государств ООН; она вошла в мировую политику. В ответ на вмешательство КНР в Корею американский президент Трумэн признал Китайскую Республику (Тайвань) „единственным законным правительством Китая“. Тема политики одного Китая достиг международного уровня. Мао ответил высылкой всех западных иностранцев, все еще находящихся в Китае, и экспроприацией всех учреждений, которые они создали или управляют, таких как школы и больницы. Этот полный разрыв с Западом должен был продолжаться до 1972 года.
В апреле 1974 года КНР выдвинула в ООН инициативу, а именно теорию трех миров, разработанную Мао и представленную там Дэн Сяопином . Эта теория, определяющая мировоззрение Китая в 1970 – х и 19980 – х годах, гласила, что первый мир состоял из двух конкурирующих сверхдержав США и СССР, второй мир был сформирован меньшими-каждый из которых зависел от одной из сверхдержав-промышленно развитых государств, а так называемый третий мир состоял из двух конкурирующих сверхдержав США и СССР. (включая Китай), который оставался отсталым в экономическом отношении. Цель должна заключаться в том, чтобы второй и третий миры совместно представляли свои интересы сверхдержавам. При этом Китай оставался значительно ближе к США, продолжая ставить Советский Союз и его политику в качестве самой большой опасности для мира во всем мире. В ноябре 1977 года Дэн Сяопин назвал Советский Союз “более злобной, авантюрной и утонченной сверхдержавой и самым опасным источником мировой войны ".
Политика реформ и открытости КНР (открытость наружу, реформы внутри), которую Дэн Сяопин, теперь твердо сидящий в седле как“ выдающийся лидер „, начал с высказывания “Разбогатеть-это славно ", потребовала более тесных и углубленных отношений с западными развитыми странами. В 1979 году произошло возобновление дипломатических отношений с США. Американцы одновременно разорвали отношения с Китайской Республикой и расторгли договор о дружбе 1954 года. С Японией КНР заключила мирный договор в 1978 году.
С подавлением китайского демократического движения 4 июня 1989 года (известного как резня в Тяньаньмэнь) произошел „ледниковый период“ внешней политики, то есть прекращение всех межгосударственных контактов на правительственном уровне, которые продолжались до конца 1991 года. Произошедший в этот период распад так называемого Восточного блока и самого Советского Союза, а также связанные с ним коренные изменения политической карты мира в любом случае потребовали пересмотра позиции Китая.
Дэн Сяопин не только столкнулся с критиками в КПК, которые осудили политику открытия как причину движения за демократию и призвали ее отменить. Санкции западных стран также были использованы как свидетельство провала мысли об интенсивном международном сотрудничестве. Дэн, особенно
Фрагмент для ознакомления
3
Литература
13. Бояркина А.В., Печерица В.Ф. Инициатива "Пояс и путь" - новые возможности для развития российского Дальнего Востока: опыт и проблемы // Вестник ЗабГУ. 2019. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/initsiativa-poyas-i-put-novye-vozmozhnosti-dlya-razvitiya-rossiyskogo-dalnego-vostoka-opyt-i-problemy (дата обращения: 28.02.2022).
14. Дейч Т.Л. "мягкая сила" Китая в Африке: сотрудничество в сферах образования и культуры // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Общественные науки. 2017. №4 (788). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/myagkaya-sila-kitaya-v-afrike-sotrudnichestvo-v-sferah-obrazovaniya-i-kultury (дата обращения: 28.02.2022).
15. Никитина Ю.А., Сюэсун Фань. Двусторонние учения России и Китая "сотрудничество" - подготовка к операциям в Центральной Азии? // Вестник МГОУ. Серия: История и политические науки. 2018. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/dvustoronnie-ucheniya-rossii-i-kitaya-sotrudnichestvo-podgotovka-k-operatsiyam-v-tsentralnoy-azii (дата обращения: 28.02.2022).
16. Новый Шёлковый путь и его значение для России / сост. А. Г. Ларина; под ред. В. Е. Петровского, Е. И. Сафроновой. М.: ДеЛи плюс, 2016. 234 с.
17. Исаев А. С., Ломанов А. В., Галенович Ю. М., Давыдов А. С., Виноградов А. О., Замараева Н. А., Уянаев С. В., Ларин А. Г., Сафронова Е. И., Мокрецкий А. Ч., Сазонов С. Л. Актуальные проблемы современных российско-китайских отношений // Проблемы Дальнего Востока. 2017. № 5. С. 4—25.
18. Панченко М.Ю. Российско-китайские отношения и обеспечение безопасности в АТР. М., 2005. С. 152.
19. Порох В.И., Еременкова Ю.И. Россия и Китай в борьбе с международными конфликтами (на примере Северной Кореи) // Русская политология. 2017. №4 (5). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rossiya-i-kitay-v-borbe-s-mezhdunarodnymi-konfliktami-na-primere-severnoy-korei (дата обращения: 23.04.2021).
20. Сладковский М.И. История торгово-экономических отношений народов России с Китаем (до 1917). М., 1974. С. 3-4.
21. Степанов Е.Д. Пограничная политика в системе внешнеполитических приоритетов КНР (1949-1994). М., 1996. С. 74
22. Фролова И. Ю. Китайский проект «Экономический пояс Шелкового пути»: развитие, проблемы, перспективы // Проблемы национальной стратегии. 2016. № 5. С. 47—67.
23. Цинь Дун. Российско-китайское военно-политическое сотрудничество в Северо-Восточной Азии как составляющая стратегического партнёрства // Вестник ЗабГУ. 2019. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rossiysko-kitayskoe-voenno-politicheskoe-sotrudnichestvo-v-severo-vostochnoy-azii-kak-sostavlyayuschaya-strategicheskogo-1 (дата обращения: 28.02.2022).
24. Stokes, Jacob. China's Enduring Alliance: A Reverse 'Nixon Strategy' Won't Work for Trump // Foreign Affars, 2017. Mode of access: https://www. foreignaffairs.com/articles/china/2017-02-22/russia-and-china-s-endurmg-alliance?cid=mt-lea&pgtype=hpg
25. Wishnick, Elizabeth. In Search of the 'Other' in Asia: China Relations Revisited // The Pacific Review, 2016, No. 30:1, pp. 114-132.
26. Marat E.China Unite Forces in "Peace Mission 2007" (05.04.2007) // The Central Asia-Caucasus Analyst: biweekly briefing on current affairs [website]. URL: http://www. cacianalyst.org/publications/analytical-articles/item/11382-analytical-articles-caci-analyst-2007-4-5-art-11382.html (дата обращения: 28.02.2022).
27. Weitz R. Military exercises underscore the SCO's character (25.05.2011) // The Central Asia-Caucasus Analyst: biweekly briefing on current affairs [website]. URL: http://www. cacianalyst.org/publications/analytical-articles/item/12293-analytical-articles-caci-analyst-2011-5-25-art-12293.html (дата обращения: 28.02.2022).
28. Stokes, Jacob. Russia and China's Enduring Alliance: A Reverse 'Nixon Strategy' Won't Work for Trump // Foreign Affars, 2017. Mode of access: https://www. foreignaffairs.com/articles/china/2017-02-22/russia-and-china-s-enduring-alliance?cid=int-lea&pgtype=hpg(дата обращения: 28.02.2022).