Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Средняя ступень обучения скорее всего подразумевает обучение иностранному языку в средней общеобразовательной школе. Овладение иностранным языком в средней школе предполагает усиленную активность ученика. Одним из главных факторов обеспечения работоспособности ученика является соответствующая мотивация. Среди аспектов, которые повышают мотивацию, в первую очередь неизменно поддерживается интерес обучающихся к получению знаний в области изучения иностранного языка, его эффективность, а также применения разных способов получения знаний в данной области, которые должны удовлетворять желание учеников среднего этапа обучения изучать новый материал, который подразумевает разнообразить выполняемые упражнения. Применение различных методик обучения оказывает поддержку в помещении новых явлений иностранного языка в память обучаемого, в создании более ярких слуховых и зрительных образов, удержанию активности и интереса учеников.
Актуальность работы состоит в подробном разборе современных методов обучения ИЯ, направленных на повышение мотивации у обучающихся на средней ступени изучения ИЯ.
Объектом исследования является изучение и описание основных методов и инструментов изучения английского языка аудиторией средней ступени изучения ИЯ.
Предметом исследования является изучение способов более эффективного обучения с использованием методов направленных на повышение мотивации у обучающихся на средней ступени изучения ИЯ.
Целью исследования является проведение анализа конкретных учебных программ и методов направленных на повышение мотивации при обучении ИЯ
Задачи исследования:
• Описать наиболее эффективные методики, уделяющие особое внимание повышению мотивации обучающихся ИЯ
• Проанализировать программы (в основном компьютерные) мотивирующие изучение ИЯ
• Представить и проанализировать наиболее интересные методы мотивации обучающихся ИЯ
Глава 1. Теоретические аспекты повышения мотивации школьников среднего звена к изучению иностранного языка
Сегодня вырабатывание познавательной мотивации необходимо, поскольку это создает для деятельности школьников особенный личностный смысл, в результате чего обучение учебному предмету становится для него самостоятельной ценностью. Познавательная мотивация приводит к жажде получения знаний, неудержимому стремлению познавать все новое и новое. В результате выхода на такую мотивацию подростки с большей легкостью преодолевают трудности.
Специфика дисциплины «Иностранные языки» требует от школьников напряжённого задействования умственных способностей, внимательности, способностей осмыслить абстрактные представления, способность к обобщениям. Не всем подросткам легко даются иностранные языки (ИЯ), что приводит к неудовлетворенности, неверию в свои способности и возможности, приводя к потере интереса к дальнейшему обучению иностранному языку. Что касается интереса к изучению ИЯ, то это есть движущая сила, обеспечивающая немалое качество получения знания в той или иной области, освоение нужных навыков и умений. Перед преподавателем стоит трудная задача в повышении мотивации, а значит и интереса учащихся к иностранному языку [1 – 3].
Особая значимость приобретается в связи с вопросом о мотивации, поскольку основа для того, чтобы подростки имели желание и умели изучать ИЯ, закладывается со средней ступени обучения. Именно мотивация направляет деятельность ребенка, выполняя задачу, направленную к побуждению к смыслообразованию [4]. Под мотивацией, которая побуждает подростка изучать, понимаются несколько различных мотивов с их разнообразными свойствами, разделяющиеся на определенные подгруппы:
Главные виды мотивов в учебном процессе с и их проявлениями
1) учебно-познавательный мотив к учению, тяга к приобретению
навыков в области ИЯ, познавательная мотивация, пытливость и др.
2) перспективно-побуждающий мотив: чувство ответственности,
3) непосредственно-побуждающий мотив: яркость, занимательность, новизна, боязнь получения наказания и др.
В преподавании представление о мотивации интерпретируется по-разному. Одни учёные интерпретируют ее как «совокупность стойких мотивов, побуждений, определяющих содержание, направленность и характер деятельности личности, ее поведения» [5, c. 81].
Другие, трактуют её как «процесс действия мотивов, совокупность стойких мотивов при наличии доминирующего, выражающая направленность личности, ценностные ориентации, определяющая ее деятельность и формирующаяся в процессе воспитания» [6, c. 93].
Б.М. Мухамеджанова рассматривает мотивацию как условия или методы, оказывающие влияние на поведение подростка, которые направляют его действия в необходимую сторону, которые сказываются на интенсивности процесса обучения, которые побуждают обнаруживать, старательность и добросовестность в достижении установленных задач [3].
Положительная мотивация к изучению ИЯ – это комплекс мотивов, связанных с приобретением интереса к познанию. Поэтому вырабатывать мотивы – это не значит вложить готовые цели и мотивы в голову обучающегося, а значит поместить его в такие ситуации и условия развития активности, где бы нужные цели и мотивы возникали и развивались при учете и в контексте предшествующего опыта, внутренних устремлений и индивидуальности самих учеников [6].
Основываясь на анализе различных теорий и опыте коллег, мы можем определить пять видов мотивации обучения иностранному языку:
Главные типы мотивации обучения иностранному языку, её функции и содержание
1. Целевая мотивация: усваивается прежде всего то, что полезно для того или иного действия, на ее направленность и пути осуществления;
2. Краеведческая мотивация: ИЯ быстро вступает в реакция со всеми социальными изменениями в реальности того или иного региона мира, находя в нем отражения нравов и обычаев региона, что представляет громадную ценность для осмысления социальной стороны ИЯ;
3. Мотивация успешности: обучение иностранному языку приносит успехи, когда обучающийся ощущает результаты своих стараний, в результате чего ИЯ удваивается интерес к его изучению. Интерес к обучению иностранным языкам существенно повышается, если использование ИЯ реализуется не только в классе, но и в обычной жизнедеятельности;
4. Эстетическая мотивация: способствует превращению изучения ИЯ в наслаждение;
5. Инструментальная мотивация: подразумевает учитывание темперамента обучающегося и позволяет ему выражать себя в предпочитаемом виде деятельности [8; 95].
Появляются вопросы, почему кто-то учится с удовольствием, а кто-то — с равнодушием? Что сделать, чтобы обучение ИЯ для каждого ученика было успешным и увлекательным? Ответ на эти вопросы кроится в решении проблемы с мотивацией обучения подростка.
Многие исследования показали, что для воздействия на познавательную активность школьников, наиболее подходящи и действенны нижеперечисленные формы и средства обучения ИЯ:
• ролевые дидактические игры;
• проектные технологии с индивидуальными творческими заданиями и творческими работами обучающихся по различным дисциплинам;
• методика коллажирования
• использование внешней и внутренней наглядности
• использование внеклассных мероприятий по дисциплинам;
• использование краеведческого материала для повышения мотивации;
• использование разнообразных приемов и методов обучения ИЯ (проектные методики, игровые технологии, развивающие задания и т. д.) и другие, подобно представленные во 2-й главе.
Как показали наши наблюдения, подростков, особенно младшего и среднего звена, притягивает в обучении иностранному языку нечто особенное – попадание в новую незнакомую реальность. Например, очень привлекательно для подростков перевоплощение в ходе говорения на ИЯ.
Эффективность освоения иностранного языка находится в зависимости
как от стратегии учащегося, так и от стратегии учения ИЯ, поскольку наибольшего эффекта можно достичь, объединив эти стратегии. Важным аспектом, способствующим достижению этой цели, является увеличение результативности преподавательского влияния преподаватели на обучающихся.
Достижение поставленной цели по развитию и совершенствованию коммуникативного навыка школьников на уроке реализуется с помощью различных приемов, направленных на задействование мышления
Фрагмент для ознакомления
3
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Английский язык (Spotlight) - совместная продукция российского издательства Просвещение и британского издательства Express Publishing: https://www.labirint.ru/series/14743/
2. Апретова И.С. Повышение мотивации при обучении иностранному языку. Available at: https://infourok.ru
3. Бовтенко М.А. Компьютерная лингводидактика / М.А. Бовтенко. - Новосибирск, 2020. - 342 с.
4. Верисокин Ю.И. Развитие мотивации к изучению иностранного языка на средней ступени обучения в школе: https: //otherreferats.allbest.ru/pedagogics/00191914_1.html
5. Гальскова Н.Д. Позитивные тенденции применения проектных технологий на средней ступени обучения ИЯ: http://www.refleader.ru/jgemerqasjgebew.html
6. Гальскова Н.Д. Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика: Учебное пособие для студ. лингв. ун-тов и фак. ин. яз. высш. пед. учеб. заведений / Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез. - М.: Академия, 2014. - 321 с.
7. Годунова Н.А. Использование краеведческого материала для повышения мотивации при обучении иностранным языкам // Иностранные языки в школе. – 2006. – №7. – С.46-48.
8. Использование интерактивной доски на уроках иностранного языка: https://anrotech.ru/blog/ispolzovanie-interaktivnoj-doski-na-urokah-inostrannogo-yazyka/
9. Колесникова О.А. Ролевые игры в обучении ИЯ. Иностранные языки в школе, 2009: https://upload.pgu.ru/iblock/847/uch_2011_iv_00019.pdf
10. Кондик Л.А. Формирование положительных мотивов к изучению иностранного языка у младших школьников при использовании ИКТ. Available at: http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1aiB8/534623/
11. Короткова З.А. Проектная деятельность на уроках английского языка в начальной школе. Иностранные языки в школе. 2018; 6: С. 16 – 21.
12. Коряковцева Н.Ф. Методика проектной работы на уроках английского языка: https://cyberleninka.ru/article/n/proektnaya-metodika-v-obuchenii-angliyskomu-yazyku-v-pedagogicheskom-vuze
13. Лысова О. С., Уханова О. В. Применение информационно-коммуникационных технологий в преподавании иностранного языка: https://xn--80acgfbsl1azdqr.xn--p1ai/file/8f011033e13bc8e2aa4da2a16742fb51
14. Маркова А.К. Формирование мотивации учения: Книга для учителя. Москва: Просвещение, 1996.
15. Молдабергенова А.Ж. Использование современных инновационных технологий на уроках иностранного языка. Методика обучения иностранному языку, 2012; 5: С. 33 – 38.
16. Мухамеджанова Б.М. Мотивация на уроках английского языка. Методика обучения иностранному языку. 2021: 47 – 62.
17. Нефедова М.А. Коллаж и коллажирование в учебном процессе / М.А. Нефедова // Иностр. яз. в школе. – 1993. – №2. – С. 5–8.
18. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка / Е.С.Полат // Иностр. языки в школе. - 2000. - N 2. - С.3-10; N 3. - С.3-9.
19. Потапова Р. К. Новые информационные технологии и лингвистика: учеб. пособие; Московский гос. лингвистический ун-т. - Изд. 6-е. - Москва: ЛЕНАНД, 2016 - 364 с.
20. Приказ от министерства образования (№3926 от 03.12.2001) «О единой организации и координации работ в области информатизации образования в России»
21. Прокофьева В. Л. Волшебная сила кино-, видеофильма в формировании мотивации к иноязычному общению : [монография] /; Липецкий эколого-гуманитарный ин-т. - Липецк : ЛЭГИ, 2006. - 163 с.
22. СДО «Прометей» https://sdo.polymetal.ru/portal/
23. Семенова Т.В. Ролевые игры в обучении иностранным языкам. Иностранные языки в школе, 2015: https://naukarus.com/rolevye-igry-v-obuchenii-inostrannym-yazykam
24. Сысоев П. В. Методика обучения иностранному языку с использованием новых информационно-коммуникационных Интернет-технологий: учебно-методическое пособие / П.В. Сысоев, М.Н. Евстигнеев. - Москва; Ростов-на-Дону: Глосса-Пресс Феникс, 2019. – 177 с.
25. Сысоев П.В., Евстигнеев М.К. Компетентность преподавателя иностранного языка в области использования информационных и коммуникационных технологий // Язык и культура. 2014. №1 (25) С.160-167.
26. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. ─ М.: Просвещение, 2014. – 48 с.
27. Curran J. Implementing the digital technologies curriculum [Электронный ресурс]. URL: https://www.digitaltechnologieshub.edu.au/teachers/australian-curriculum/ict-vs-digital-technologies