Фрагмент для ознакомления
2
субъекта РФ, такая безальтернативность возможна при проведении выборов депутатов представительного органа муниципального образования.
В-четвертых, принцип добровольности участия в муниципальных выборах. В данном случае принцип добровольности рассматривается как непосредственное право избирателя самостоятельно и под свою ответственность решать вопрос о необходимости и целесообразности участия в выборах. Данный принцип нашел также отражение и в ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (п. 3 ст. 3) .
Принцип добровольности вызывает неоднозначное отношение со стороны ученых-юристов. О.Е. Кутафин отмечал, что провозглашение принципа добровольности в Российском государстве приводит к негативным последствиям, как то сомнительность легитимности многих выборных органов, которые избраны меньшим количеством избирателей. Так, О.Е. Кутафин отмечает, что итог добровольности участия в выборах можно спроецировать на добровольность уплаты налогов или введение добровольности при призыве в Вооруженные Силы РФ .
Помимо вышеперечисленных принципов, также к принципам муниципальных выборов относятся следующие общие принципы выборов непосредственно: всеобщность, равность, принцип прямых выборов, тайность голосования, свобода выбора при голосовании, а также независимость органов, уполномоченных организовывать и проводить выборы.
2.2 Порядок проведения муниципальных выборов
В силу ч. 2 ст. 23 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» муниципальные выборы обязаны быть назначены представительным органом муниципального образования в сроки, которые предусмотрены уставом самого муниципального образования.
К примеру, в ст. 14 Устава муниципального образования «городской округ город Рязань Рязанской области» зафиксировано, что днем голосования на выборах в представительный орган города Рязани выступает второе воскресенье сентября года, в котором должен истекать срок полномочий представительного органа города Рязани либо депутатов представительного органа города Рязани, а если срок полномочий истекает в год проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ очередного созыва, - день голосования на указанных выборах, за исключением случаев, предусмотренных п. п. 4 - 6 ст. 10 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав» . Решение о назначении выборов должно быть принято представительным органом города Рязани, но не ранее чем за девяносто дней и не позже, чем за восемьдесят дней до дня голосования. Отмеченное решение должно быть официально опубликовано в средствах массовой информации, но не позже, чем через пять дней со дня его непосредственного принятия.
В обстоятельствах, которые установлены федеральным законодательством, муниципальные выборы должны назначаться:
1) или определенной избирательной комиссией муниципального образования. На основании ч. 8 ст. 10 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав» если уполномоченный на то орган либо должностное лицо не назначит выборы в определенные сроки, а также в том случае, если уполномоченный на то орган либо должностное лицо на данный период отсутствует, то выборы в органы местного самоуправления должны быть назначены соответственной избирательной комиссией, но не позже чем за семьдесят дней до дня голосования. Решение избирательной комиссии о назначении выборов должно быть опубликовано не позже чем через семь дней со дня истечения определенного срока официального опубликования решения о назначении выборов.
В ч. 5 ст. 34 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» установлено, что избирательная комиссия субъекта РФ создает избирательную комиссию снова созданного муниципального образования, которая имеет право назначить выборы в представительный орган этого муниципального образования и реализует другие зафиксированные предусмотренные данным ФЗ, иными федеральными законами и принимаемыми на основании с ними законами субъекта РФ полномочия избирательной комиссии муниципального образования по осуществлению выборов. Полномочия избирательной комиссии вновь созданного муниципального образования могут быть возложены на территориальную избирательную комиссию на основании ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав» (ч. 4 ст. 24);
2) или судом. На основании ч. 9 ст. 10 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав» если конкретная избирательная комиссия не произведет назначение в определенные срок выборы в органы местного самоуправления или если подобная избирательная комиссия отсутствует и не может быть создана в порядке, который предусмотрен выше указанным Законом, то суд общей юрисдикции по заявлениям избирателей, избирательных объединений, органов государственной власти, органов местного самоуправления, прокурора может установить срок, не позднее которого уполномоченный на то орган либо должностное лицо, а в случае их отсутствия - соответственная избирательная комиссия обязаны назначить выборы.
Списки избирателей формируются на базе данных регистрации граждан, которые обладают активным избирательным правом, предоставленных главой муниципального образования либо уполномоченным на то специальным органом. В основном, списки избирателей формируются участковыми избирательными комиссиями.
В списки избирателей должны быть включены все граждане нашего государства, которые обладают на день голосования активным избирательным правом, постоянно либо преимущественно проживающие на территории муниципального образования. На основании ч. 3 ст. 17 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав» в списки избирателей на выборах в органы местного самоуправления на основании международных договоров РФ и отвечающим им федеральными законами, законами субъектов РФ включаются также иностранные граждане, которые достигли восемнадцати лет, которые не ограничены в избирательных правах и которые проживают постоянно либо преимущественно на территории муниципального образования, в котором осуществляются выборы.
Списки избирателей после их формирования выставляются для всеобщего ознакомления и дополнительного уточнения не позднее чем за двадцать дней до дня голосования. Подобные сроки устанавливаются федеральным законом. Законы субъектов РФ о выборах органов и должностных лиц местного самоуправления расширяют данные сроки, как правило, от двадцати до тридцати дней.
На основании федерального закона и законов субъектов РФ для осуществления муниципальных выборов формируются избирательные округа на базе данных, которые представлены органами либо должностными лицами местного самоуправления. Границы избирательных округов и число избирателей в каждом округе устанавливается территориальной избирательной комиссией муниципального образования, и утверждаются, в основном, представительным органом местного самоуправления не позже чем за шестьдесят дней до дня выборов.
Для осуществления голосования и подсчета голосов избирателей формируются избирательные участки.
Территориальные и окружные избирательные комиссии формируются на основе предложений избирательных объединений, избирательных блоков, общественных объединений, собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы, избирательных комиссий предыдущего состава выборным органом местного самоуправления. Предложения по формированию участковых избирательных комиссий вносятся теми же субъектами, кроме избирательных комиссий предыдущего состава.
Выборный орган местного самоуправления обязан назначить не менее одной трети состава всех названных комиссий на основе предложений каждого из избирательных объединений, избирательных блоков, имеющих фракции в представительном органе местного самоуправления.
Полномочия участковой избирательной комиссии прекращаются через 10 дней со дня официального опубликования результатов выборов, если на ее действия не поступили жалобы в вышестоящие избирательные комиссии или в суд. В последнем случае участковая избирательная комиссия работает до завершения рассмотрения жалобы.
В соответствии с действующим законодательством о выборах органов местного самоуправления каждая избирательная комиссия наделена конкретными полномочиями. Деятельность территориальной избирательной комиссии ограничена рамками муниципального образования.
Комиссия осуществляет свою деятельность коллегиально, путем проведения заседаний. На заседаниях комиссий вправе присутствовать кандидаты в депутаты и их доверенные лица, представители избирательных объединений и блоков, средств массовой информации. По рассматриваемым вопросам избирательные комиссии принимают решения, как правило, простым большинством от общего числа членов комиссии с правом решающего голоса, и они подписываются председателем и секретарем комиссии.
Выдвижение кандидатов в депутаты и на другие выборные должности органов местного самоуправления начинается с момента образования избирательных комиссий и продолжается не менее 20 дней. Заканчивается выдвижение кандидатов не менее чем за 30 дней до дня выборов.
Избранным по одномандатному избирательному округу признается кандидат, который получил наибольшее число голосов избирателей, принявших
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Собрание законодательства РФ. - 04.08.2014. - № 31. - Ст. 4398.
2. Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ (ред. от 01.06.2017) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 17.06.2002. - № 24. - Ст. 2253.
3. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 29.12.2017) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 06.10.2003. - № 40. - Ст. 3822.
Литература
4. Адамоков Б.Б., Мухачев И.В. Гарантирующая функция устава муниципального образования - основа социального гомеостазиса // Бизнес в законе. М.: Изд. дом «Юр-ВАК», 2013. № 1. С. 64.
5. Веденеев Ю.А., Зайцев И.В., Луговой В.В. Институт выборов в истории России. Источники, свидетельства современников. Взгляды исследователей XIX - начала XX в. // Хрестоматия. М.: Норма, 2001. С. 347.
6. Ермаков Д.А. Институт муниципальных выборов - способ институциализации публичной власти на местном уровне // Юридический мир. 2016. № 8. С. 44 - 46.
7. Ермаков Д.А. Муниципальные выборы - основополагающая форма осуществления местного самоуправления // Государственная власть и местное самоуправление. 2016. № 3. С. 8 - 12.
8. Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации / А.В. Иванченко [и др.]. М., 1999.
9. Князев С.Д. Очерки теории российского избирательного права: монография. Владивосток: Издательство Дальневосточного университета, 1999.
10. Комарова В.В. Формы непосредственной демократии в России: Учеб. пособие. 2-е изд. М.: Проспект, 2011. С. 23.
11. Нудненко Л.А. Институты непосредственной демократии в системе местного самоуправления (Проблемы теории и практики): Дис. ... д-ра юрид. наук: 12.00.02. М., 2001. С. 81.
12. Постовой Н.В., Таболин В.В., Черногор Н.Н. Муниципальное право России: учебник / под ред. Н.В. Постового. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Юриспруденция, 2016. 456 с.
13. Фимиогли Е.С. Муниципальные выборы как форма непосредственного осуществления населением местного самоуправления // Современное право. М.: Новый индекс, 2008. N 2(1). С. 39 - 41.
14. Холопов В.А. Контекст развития непосредственной муниципальной демократии: анализ теории и практики // Государственная власть и местное самоуправление. 2013. № 11. С. 32 - 36.
15. Чиркин В.Е. Основы конституционного права. М., 1996. С. 142.