Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность настоящей работы связана с тем, что сегодня компьютерно-инфомационная среда оказывает большое влияние на всю журналистику в целом. Не трудно заметить, что все чаще журналисты на своих страницах в социальных сетях выкладывают свои короткие видеобращения к аудитории.
Кроме этого можно заметить, что журналисты в целом стали чаще бывать на своих каналах в социальных сетях по сравнению с их деятельностью на федеральных каналах. Например, известный журналист В. Соловьев. Он активно использует свой видеоблог и телеграмм-канал. Причем частота с которой в Телеграмме обновляется информация порой просто нереальная.
Это не говорит, что социальные сети уничтожат журналистику. Нет, это скорее говорит о том, что журналистика войдет в социальные сети и сделает их частью медийного поля. В конечном итоге через социальные сети людям гораздо проще общаться с любимыми журналистами, следить за их публикациями и т.д.
Цель исследования – выявить особенности методики работы журналиста в социальных сетях и мессенджерах.
Объект исследования – журналистика в социальных сетях.
Предмет исследования – методики работы журналиста в социальных сетях и мессенджерах.
Задачи исследования:
1. Профессионально важные качества и основные функции журналиста.
2. Основные сферы деятельности журналиста.
3. Блог и влог как форма работы журналиста в социальных сетях.
4. Формы работы журналиста в мессенджерах.
5. Выводы по итогам исследования.
Глава 1. Общая характеристика профессии журналиста
1.1. Профессионально важные качества и основные функции журналиста
Есть в мире профессии, которые, если можно так выразиться, сами выбирают человека. К ним относится работа журналиста. Такого, который, как пелось в хорошей советской песне, «с лейкой и с блокнотом, а то и с пулеметом», всегда готов оказаться в том месте, где рождается новость, информационный повод.
Особые качества журналиста: любопытство, самоотверженность, умение ловить свежую мысль на лету и формулировать ее четко, ясно, чтобы понял любой читатель или слушатель, даются человеку с рождения. Талант правильно составлять предложения, освещать события ярко, но доступным для аудитории языком, можно и нужно развивать.
Сейчас для этого созданы прекрасные условия благодаря интернету в каждом доме. Для получения специальности «журналист» можно выбрать дистанционное обучение. Здесь мечты о получении интересной профессии становятся явью.
Сбор информации, анализ, литературная обработка, подача ее в том или ином ключе обществу – это основная работа всей многочисленной армии журналистов (репортеров, публицистов, комментаторов, обозревателей, дикторов). «Вторая древнейшая профессия в мире», «четвертая власть», «кто владеет информацией, владеет миром». Это небольшой список звучных определений, даваемых профессии журналиста, в какой-то мере отражающих ее суть [18].
Сегодня появился еще термин «медиакратия». Он говорит о власти СМИ в постиндустриальном информационном обществе. Слияние медийной, политической и экономической систем во многих странах становится очевидностью.
На новом этапе развития человеческой цивилизации, в которой доминируют информационные процессы, СМИ, стремятся захватывать сознание индивидуума. Они используют его в своих целях, направляя по тому пути, который выгоден тем, кто управляет медиасредствами. Это «горячее» воздействие средств коммуникации.
Но есть еще «холодное» влияние, которое оставляет возможность респонденту самостоятельно оценивать ситуацию, оперируя своими знаниями, опытом, ценностями. Кто правит СМИ, тот оказывается главным закулисным героем. Поэтому личностные качества журналиста: его честность, компетентность, образованность играют огромную роль в том, как он преподносит добытую информацию обществу.
Моральное начало органически вписано в профессиональную деятельность корреспондента. Необходимость нравственного выбора встает перед ним буквально на каждом шагу. Вершин подлинного творчества достигают только те, кто обладает нравственной зрелостью, культурой.
Раньше в университетах не было факультетов журналистики. Будущие специалисты-работники редакций газет, журналов, радио, позднее телевидения, обучались на литературном или филологическом факультете. Хотя профессии «писатель», «филолог», «журналист» имеют одну гуманитарную составляющую функцию, но кардинально отличаются друг от друга [6].
Литераторы вольны выдумывать сюжеты. У корреспондента все должно опираться на реальные факты, обстоятельства, персонажи. Даже создавая материал об исторических событиях, уходящих корнями в далекую эпоху, обозреватель связывает весь текст с современностью.
Профессиональные качества журналиста и мораль тесно связаны в разных аспектах. Каждый корреспондент является носителем моральной установки на общественно полезное поведение [11].
1. Корреспонденты повествуют об общественных нравах, моральных перипетиях.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Бирюков В.А. Использование мессенджеров для дистрибуции контента СМИ / В.А. Бирюков // Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы экономики и современного менеджмента». Вып. IV. – Самара, 2017. – С. 18–23.
2. Вартанов, С.А. Изменение природы новостей в цифровую эпоху: теоретическое осмысление / С.А. Вартанов // МедиаАльманах. – 2016. – № 6. – С. 12–24.
3. Епишкин, И.И. Telegram-каналы: причины запуска проектов и инструменты продвижения / И.И. Епишкин // МедиаАльманах. – 2017. – № 3. – С. 30–41.
4. Иванов, А.Д. Чат-бот в Telegram и ВКонтакте как новый канал распространения новостей / А.Д. Иванов // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. – 2016. Т. 1. № 3. – С. 126–132.
5. Как пиарщики и журналисты используют соцсети в работе // Медиастанция. – [Электронный ресурс] https://mediastancia.com/articles/3750/ (Дата обращения: 01.03.2022).
6. Ким, М.Н. Мессенджеры в творческой работе журналистов / М.Н. Ким // Управленческое консультирование. – 2021. – № 11. – С. 114–121.
7. Кирия, И.В. История и теория медиа: учебник для ВУЗов / И.В. Кирия. – М.: Инфра-М, 2017. – 430 с.
8. Коноплев, Д.Э. Telegram как новая среда коммуникации в СМИ и соцсетях / Д.Э. Коноплев // Знак. Проблемное поле медиаобразования. – 2017. – № 3. – С. 198–200.
9. Кульчицкая, Д.Ю. Социальные сети как инструмент в работе российского журналиста: результаты опроса / Д.Ю. Кульчицкая // Вестник Московского университета. – 2017. – Сер. 10. Журналистика. – [Электронный ресурс] https://vestnik.journ.msu.ru/books/2017/4/sotsialnye-seti-kak-instrument-v-rabote-rossiyskogo-zhurnalista-rezultaty-oprosa/ (Дата обращения: 02.03.2022).
10. Лавникевич, Д. Социальные сети в жизни журналиста: обзор / Д. Лавникевич // МедиаПрофи. – [Электронный ресурс] https://mediaprofi.org/mastership/journalism/item/3008-social_media_obzor (Дата обращения: 03.03.2022).
11. Нигматуллина, К.Р., Бодрунова, С.С. Методика качественного анализа дискуссий в Twitter / К.Р. Нигматуллина, С.С. Бодрунова // Медиаскоп. – 2017. – № 1. – С. 15.
12. Олонецкая, А.Я., Сумарокова, В.В. Теория и практика журналистики / А.Я. Олонецкая, В.В. Сумарокова. – Таганрог: Смена, 2020. – 388 с.
13. Павлушкина, Н.А. Социальные сети в работе журналиста: PRO ET CONTRA / Н.А. Павлушкина // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6. – [Электронный ресурс] https://science-education.ru/ru/article/view?id=16934 (Дата обращения: 02.03.2022).
14. Стефанова, Н.А. Мессенджеры как цифровой бизнес-инструмент / Н.А. Стефанова // Карельский научный журнал. – 2018. Т. 7. № 2 (23). – С. 127–129.
15. Тихонов, В.С. Журналистика / В.С. Тихонов. – М.: Парадигма, 2018. – 560 с.
16. Уфимцева, А.П. Профессия «журналист» / А.П. Уфимцева. – Воронеж: Правда, 2020. – 258 с.
17. Харланова, Ю.В. Использование социальных сетей как платформы для журналистской деятельности / Ю.В. Харланова // Вестник Тульского государственного педагогического университета. – 2019. – № 6. – С. 30–42.
18. Яковлева, А.В. Основы профессиональной деятельности журналиста / А.В. Яковлева. – Липецк: Перекресток, 2019. – 450 с.