Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
При быстром и динамичном развитии современной экономики необходима и быстрая реакция на меняющуюся ситуацию со стороны ее участников. Насыщение рыночной экономики разнообразными товарами влечет за собой значительные трудности для их продвижения до конечного потребителя, что, в свою очередь, приводит к возникновению конкурентных отношений между товарами не только разных товаропроизводителей-конкурентов, но и между товарами одного товаропроизводителя. Проблемы возникают и у потребителей, которые затрудняются в выборе необходимых товаров в условиях насыщенного товарами рынка.
При выборе товаров и услуг потребители становятся все более требовательными. Поэтому идет постоянный процесс совершенствования торговли. В условиях изменения поведения потребителей и постоянно растущей конкуренции предприниматели в сфере торговли начинают искать новые пути осуществления и развития своей деятельности для того, чтобы лучше удовлетворять растущие запросы потребителей, сохранять и увеличивать свою рыночную долю, сокращая при этом издержки товарного обращения. Сегодня развитие торговли идет по пути совершенствования применяемых форм, средств и методов, в то время как подчас ранее перспективные средства и методы со временем снижают свою эффективность либо вообще её утрачивают. Поэтому для обеспечения собственной конкурентоспособности торговые организации вынуждены разрабатывать и внедрять новые методы управления. К числу таких методов относится и категорийный менеджмент, который представляет собой систему управления товарными категориями.
Актуальность темы курсовой работы определена анализом основных этапов перехода к категорийному менеджменту, нацеленных на его эффективную реализацию и достижение максимально высоких показателей работы компаний.
Объект курсовой работы – категорийный менеджмент.
Предмет – изучение этапов перехода на категорийный менеджмент.
Объект и предмет курсовой работы определили следующую цель – проанализировать этапы перехода на категорийный менеджмент.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
- изучить историю возникновения и роль категорийного менеджера в организации;
- выделить основные преимущества и плюсы от внедрения категорийного менеджмента;
- провести анализ принципов и этапов внедрения категорийного менеджмента.
Методы анализа, применяемые при написании курсовой работы: сравнительный, сопоставление, описание, анализи обобщение.
Информационная база курсовой работы основана на трудах следующих авторов: С.В. Сысоевой, П.В. Грека, В.Г. Дунаева, А.Т. Симбирцевой, В. А. Абчука, С. Ю. Трапицына, В. В. Тимченко, К.М. Ильенкова и др.
Практическая значимость курсовой работы состоит в получении навыков анализа основных этапов перехода к категорийному менеджменту в организации. Полученные итоги могут быть полезны студентам для дальнейшего изучения и практического применения.
Структура курсовой работы включила: введение, две главы, заключение и список использованных источников.
В первой главе курсовой работы рассмотрены теоретические основы категорийного менеджмента. Во второй проведен анализ принципов и этапов внедрения категорийного менеджмента в организации.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КАТЕГОРИЙНОГО МЕНЕДЖМЕНТА В ОРГАНИЗАЦИИ
1.1 История возникновения и роль категорийного менеджмента в организации
До появления в России категорийного менеджмента все рекомендации по управлению ассортиментом содержались в книгах по товароведению, написанных в эпоху дефицита или перестройки и имеющих очень мало общего с рыночной экономикой. «Западные» книги переводили достаточно мало.
Развитие современных форм торговли привело к пониманию, что нужны новые знания и эксперты, знающие, как организовать работу розничной сети. Начали приглашать западных экспертов, которые оказались экспертами именно по категорийному менеджменту. Следовательно, знающий правила управления ассортиментом – эксперт, а категорийный менеджмент – «главный принцип управления ассортиментом» [15, с.33].
Значение категорийного менеджмента при создании в России современного ритейла огромно. Он определил общепризнанные правила и показал экспертов, мнению которых можно верить. «Отцом» категорийного менеджмента считается Брайан Ф. Харрис. В 1985 году розничная сеть Schnucks из Сент-Луиса (США) стала проигрывать в конкурентной борьбе. И тогда профессор университета Брайен Харрис предложил владельцам сети для решения проблемы свою программу «Аполлон», которую он продвигал в то время. «Аполлон» рассчитывал оптимальный размер полочного пространства для каждого продукта в каждой категории.
Следуя указаниям программы, сеть Schnucks отвела больше места наиболее продаваемым товарам в секциях детского питания, продажи выросли на 20 %. Тогда компания Schnucks начала использовать программу «Аполлон» для всех своих категорий, и уже через два года ее основной конкурент «ушел» из Сент-Луиса. Так началось развитие новаторской идеи, что магазин может увеличивать продажи, подходя к ассортименту как к совокупности категорий или товарных групп. Сам термин «категорийный менеджмент» был введен компанией Procter & Gamble в начале 1990-х годов [6, с.315].
С тех пор категорийный менеджмент начал внедряться розничным сетям. Основные предпосылки внедрения категорийного менеджента в организации представлены на рис.1.
Рисунок 1 – Основные предпосылки внедрения категорийного менеджента в организации [16]
Наиболее важными аспектами при внедрении категорийного менеджмента являются:
- поддержка этого решения руководством компании, поскольку внедрение системы категорийного менеджмента влечет за собой значител
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Абчук, В. А. Менеджмент в 2 ч. Часть 1 : учебник и практикум для вузов / В. А. Абчук, С. Ю. Трапицын, В. В. Тимченко. – 3-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 239 с.
2. Анопченко, Т. Ю. Менеджмент: кейсы, тренинги, деловые игры. Практикум / Т. Ю. Анопченко, А. М. Григан, А. А. Лысоченко [и др.]. — 4-е изд., стер. – Москва : Дашков и К, 2019. — 282 с.
3. Брюховецкая, А. А. Категорийный менеджмент в системе управления торговым предприятием / А. А. Брюховецкая. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 11 (353). — С. 218-220. — URL: https://moluch.ru/archive/353/79136/ (дата обращения: 03.03.2022).
4. Виханский, О. С. Менеджмент : учебник / О. С. Виханский, А. И. Наумов. — 6-е изд., перераб. и доп. — Москва : Магистр : ИНФРА-М, 2021. — 656 с.
5. Гапоненко, А. Л. Менеджмент : учебник и практикум для среднего профессионального образования / А. Л. Гапоненко ; ответственный редактор А. Л. Гапоненко. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 396 с.
6. Грек П. В., Дунаев В. Г. Категорийный менеджмент в розничной торговле // Управление каналами дистрибуции. — 2006. — № 4. — С. 314–321.
7. Грушенко, В. И. Менеждмент. Восприятие сущности менеджмента в условиях стратегических изменений : учебное пособие / В. И. Грушенко. — Москва : ИНФРА-М, 2019. — 288 с.
8. Иванова, И. А. Менеджмент : учебник и практикум для вузов / И. А. Иванова, А. М. Сергеев. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 305 с.
9. Ильенкова К. М. Особенности и основные проблемы внедрения категорийного менеджмента в России // Вестник Института экономики Российской академии наук. 2019. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-i-osnovnye-problemy-vnedreniya-kategoriynogo-menedzhmenta-v-rossii (дата обращения: 03.03.2022).
10. Ильенкова К.М. Суть и основные элементы категорийного менеджмента // Современная конкуренция. 2019. №2 (74). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sut-i-osnovnye-elementy-kategoriynogo-menedzhmenta (дата обращения: 03.03.2022)
11. Кисляков, Г. В. Менеджмент: основные термины и понятия : словарь / Г.В. Кисляков, Н.А. Кислякова. – 2-е изд. – Москва : ИНФРА-М, 2019. – 176 с.
12. Кнышова, Е. Н. Менеджмент: Учебное пособие / Кнышова Е. Н. — Москва : ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2020. — 304 с.
13. Коротков, Э. М. Менеджмент : учебник для среднего профессионального образования / Э. М. Коротков. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 566 с.
14. Симбирцева А. Т. Категорийный менеджмент, или 2Т: как повысить эффективность управления ассортиментом // Управление каналами дистрибуции. — 2009. — № 4. — С. 256–259.
15. Сысоева С. В. Внедрение категорийного менеджмента в компании - к чему нужно быть готовым? // Управление магазином. 2005. № 9. С.32-37
16. Цуприк Е. Г., Безрукова Е. Л. Основы категорийного менеджмента и лимитированность их применения // Новый университет. Серия «Экономика и право». 2011. №10 (10). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovy-kategoriynogo-menedzhmenta-i-limitirovannost-ih-primeneniya (дата обращения: 03.03.2022).