Фрагмент для ознакомления
2
рост, а уровень инфляции упал до 4,3 % (г/г).
В 2015 году Банк России проводил денежно – кредитную политику при наличии большого уровня неопределённости перспектив экономиче-ского развития, также неблагоприятной была внешнеэкономическая конъ-юнктура. Кроме этого, в первые 6 месяцев года ситуация отличалась наибольшей стабильностью, нежели в последующие полгода. К концу года инфляция была на уровне 12,9%. Решения, принимавшиеся ЦБ РФ в 2015 году, имели цель создание условий для торможения инфляции в 2016 году и достижения ее уровня 4% в 2017 году.
Валютная политика Банка России представляет собой ключевой эле-мент его денежно-кредитной политики в целом, оказывающий значитель-ное воздействие на курс рубля и на суммарные спрос и предложение денег. Главными составляющими валютной политики являются: регулирование валютного курса и управление официальными валютными резервами.
В России пока нет единого подхода к пониманию содержания госу-дарственной денежно-кредитной политики: во-первых, употребляются различные термины – «финансовое, валютное, кредитное регулирование», «финансовая и кредитная политика», «кредитная и денежная политика», «денежно-кредитное регулирование», «денежно- кредитная политика» [11]; во-вторых, деятельность Банка России нацелена на поддержку ста-бильности рубля и снижение инфляции, не учитывая стимулирование эко-номического роста и занятости населения.
Текущий функционал Центрального банка Российской Федерации представлен на рисунке 2.3.
Рисунок 2.3. Базовый функционал Банка России [8]
Реализация указанного функционала Центробанка позитивно влияет на социально-экономическое развитие Российской Федерации, но это вли-яние не является приоритетным. Практика развитых стран свидетельству-ет, что для максимального развития кредитной сферы наибольшую значи-мость представляет регулирование процентных ставок и механизм рефи-нансирования.
Однако Банк России до кризиса 2008 – 2009 гг. не осуществлял си-стематическое кредитование коммерческих банков и ограниченно высту-пал кредитором последней инстанции, ставка рефинансирования была де-кларативной, не играя особой роли в экономике.
Кризис направил Банк России по пути активизации, заключающемся в придании ставке рефинансирования реального характера в сфере заим-ствований коммерческих банков у Банка России, что давно уже применя-лось в развитых странах. В целом в России следует перенять опыт исполь-зования широкого комплекса мер (различных нормативов, налоговых и иных рычагов), чтобы в целевом режиме развивать приоритетные сферы и территории, в том числе путем смягчения требований к банкам в части их возможностей в росте кредитов (более мягкие коэффициенты при взвеши-вании по соответствующим видам рисков) и одновременно четким опреде-лением границ смягчения, чтобы не допустить нежелательные дестабили-зирующие последствия [9].
Проследим использование отмеченных выше пяти основных макро-инструментов денежно-кредитного регулирования в России в современный период:
1. Денежная масса (предложение денег). Российский денежный агре-гат М2 (национальное определение), состоящий из наличных депозитов физических лиц и депозитов организаций (кроме кредитных), на 1 января 2017 г. составил 38,4 трлн руб., что на 9,2 % превышает уровень прошло-го года на соответствующую дату, значит, российская экономика стимули-руется более быстрыми темпами в сравнении с монетарным правилом.
2. Процентная ставка. В России, согласно Указанию Банка России «О ставке рефинансирования Банка России и ключевой ставке Банка России» от 11 декабря 2015 г. № 3894-У, ключевая ставка равна ставке рефинанси-рования и с 19 сентября 2016 г. была равна 10,00 %, что на 0,5 п.п. ниже уровня 14 июня 2016 г. и на 1 п.п. ниже уровня 3 августа 2015 г., со 2 мая 2017 г. ключевая ставка еще опустилась до 9,25 %, т. е. на 0,75 п.п. ниже предыдущего уровня, с 19 июня 2017 г. – до 9,00 % – все это говорит о стимулировании Центробанком экономического роста Российской Феде-рации [24].
3. Адресные денежные интервенции. Сегодня наблюдается относи-тельная стабилизация экономической ситуации в стране, и Банк России стал оказывать воздействие на денежно-кредитные процессы, экономику и инфляцию преимущественно посредством процентного канала.
В 2014–2015 гг. – период нарастания кризиса в российской экономи-ке – Банк России планировал использовать специальные программы рефи-нансирования, чтобы стимулировать отдельные сегменты кредитного рын-ка, сдерживаемых в своем развитии структурным фактором.
При возникновении резкой напряженности на денежном рынке и по-явлении угроз стабильности его функционирования предполагалось ис-пользование кредитов без обеспечения, если возможности стандартных ин-струментов рефинансирования кредитных организаций были бы исчерпа-ны
4. Домашние преференции ключевых отраслевых и территориальных сегментов, льготное кредитование. Банк России с некоторых пор использу-ет данный инструмент для кредитования сектора малого и среднего пред-принимательства – Центробанк выдает банкам кредиты с процентной став-кой 6,5 % при условии последующего кредитования указанного приори-тетного сектора с предоставлением гарантий по кредитным портфелям Агентством кредитных гарантий.
С 2017 г. в России действует программа льготного кредитования аг-ропромышленных предприятий, предусматривающая прямое субсидиро-вание уполномоченных банков, чтобы компенсировать им недополученные доходы при кредитовании предприятий АПК
В этих целях выбраны 15 региональных банков и 10 системообразу-ющих банков, в дальнейшем Центробанком предлагается увеличить число участвующих банков. На сегодня объем субсидирования льготных креди-тов составляет 21,3 млрд. руб., из которых примерно 15,4 млрд руб. предназначены для краткосрочных кредитов. Общая потребность в субси-дировании оценивается в 40 млрд. руб. [25].
5. Использование банков с государственным участием. В России эта категория банков превалирует и выступает системообразующей основой отечественной банковской системы, функционирует обширная сеть филиа-лов и офисов на территории страны и за ее пределами, она проводит эко-номическую и финансовую политику российского государства. Российские банки с государственным участием (Сбербанк, ВТБ 24 и др.) концентри-руют больше половины вкладов физических лиц и около половины объе-мов розничного кредитования, а в сфере ипотечных кредитов гражданам они лидируют. Банки с государственным участием – самые надежные, так как им уделяется повышенное внимание Банка России и Счетной палаты [12].
Таким образом, на сегодняшний день Банк России применяет систему разнообразных инструментов денежно-кредитного регулирования эконо-мики.
2.2 Особенности денежно-кредитной политики на современном этапе
События последних лет показали, что необходима смена модели эко-номического развития России, так как для того, чтобы обеспечить устой-чивый экономический рост и повысить благосостояние общества, необхо-димо снизить уязвимость российской экономики от изменения внешних условий, решить глубокие внутренние структурные проблемы, которые нашли свое проявление в экономическом спаде в 2014 году.
Успешное развитие экономики России во многом зависит от прово-димой в государстве денежно-кредитной политики, под которой следует понимать комплекс мер государственного воздействия, приемов и инстру-ментов с целью повышения эффективности государственного управления в денежной и кредитной сферах. В экономической литературе денежно-кредитная политика, как правило, определяется как политика центрально-го банка, которая представляет собой составную часть государственной экономической политики, которая осуществляется посредством воздей-ствия на количество денег в обращении для обеспечения стабильности цен, достижения занятости населения, а также роста реального объема произ-водства [2].
Сегодня ЦБ РФ располагает широким набором инструментов, ис-пользуемых для реализации денежно-кредитной политики, среди которых выделяют: учетную политику, изменение норматива обязательных резер-вов, операции на открытом рынке и валютное регулирование.
Учетная политика ЦБ направлена на установление определенного процента, определяемого как учетная ставка или ставка рефинансирования (ключевая), за предоставление ссуды коммерческому банку в целях попол-нения резервов.
К основному механизму влияния ЦБ на денежно-кредитные условия в экономике относятся процентные ставки, где основным параметром вы-ступает ключевая ставка, изменяя её, Банк России оказывает воздействие на весь набор процентных ставок в финансовом секторе экономики, в том числе на процентные ставки по рыночным облигациям, по депозитам и кредитам банков. Проанализируем динамику ключевой ставки за период с 13. 09 2013 г. - 30.10. 2017 г. (см. таблицу 2.1)
Таблица 2.1 - Динамика ключевой ставки за период 2013 г. - 2017 г.
30.10. 2017 8,25 18.00.2017 г. - 29.10.2017 8,50
19.06. 2017 г. - 17.09. 2017 г. 9,00 02.05. 2017 г. - 18. 06. 2017 г. 9,25
27.03. 2017 г. - 01.05. 2017 г. 9,75 19.09. 2016 г. - 26.03. 2017 г. 10,00
14.06. 2016 г. - 18. 09. 2016 г. 10,50 03.08. 2015 г. - 13.07. 2016 г. 11,00
16.03. 2015 г. - 04. 05. 2015 г. 14,00 16.12. 2014 г. - 01 .02. 2015 г. 17,00
12.12. 2014 г. - 15.12. 2014 г. 10,50 05.11. 2014 г. - 11.12. 2014 г. 9,50
13. 09 2013 г. - 02. 03. 2014 г. 5,50
30.10. 2017 8,25 18.00.2017 г. - 29.10.2017 8,50
19.06. 2017 г. - 17.09. 2017 г. 9,00 02.05. 2017 г. - 18. 06. 2017 г. 9,25
27.03. 2017 г. - 01.05. 2017 г. 9,75 19.09. 2016 г. - 26.03. 2017 г. 10,00
14.06. 2016 г. - 18. 09. 2016 г. 10,50 03.08. 2015 г. - 13.07. 2016 г. 11,00
16.03. 2015 г. - 04. 05. 2015 г. 14,00 16.12. 2014 г. - 01 .02. 2015 г. 17,00
12.12. 2014 г. - 15.12. 2014 г. 10,50 05.11. 2014 г. - 11.12. 2014 г. 9,50
С 2013 года ключевая ставка стала основным инструментом денеж-но-кредитной политики. По окончании года она составляла 5,50% годо-вых. Согласно данным таблицы, в 2014 году происходило изменение клю-чевой ставки 6 раз в сторону увеличения. 2014 год Россия завершила с ключевой ставкой Центрального банка в 17,00%. Это было сделано с це-лью ограничения возросших девальвационных и инфляционных рисков по причине введения санкций в отношении России, а также нестабильной си-туацией на валютном, денежном, кредитном и финансовом рынках РФ.
В 2015 году наблюдается постепенное снижение ставки, которая по окончании года составила 11,00%. 2016 год закончился со ставкой на уровне 10,00% [14].
В 2017 году мы видим постепенное понижение ключевой ставки, так с 27 марта 2017 года ключевая ставка снизилась до уровня 9,75%, а уже с 30 октября - до 8,25%. Снижение ставки рефинансирования Центральным банком способствует удешевлению займов для коммерческих банков и увеличению их резервов, что, в свою очередь, приводит к увеличению ко-личества денег в обращении. И напротив, увеличение ставки рефинансиро-вания ведет к сокращению банковских резервов, в конечном итоге к со-кращению денежного предложения. Повышение процентных ставок спо-собствует стимулированию сбережений, ослаблению кредитной активно-сти, ограничению спроса на товары и услуги. Снижение процентных ста-вок, наоборот, ведет к сокращению сбережений и повышению доступности кредита.
Таким образом, посредством процентных ставок ЦБ оказывает влия-ние на спрос на товары и услуги, и тем самым воздействует на темпы роста цен в экономике. Изменение процентных ставок также сказывается на ди-намике курса национальной валюты, влияющего в первую очередь на це-ны импортных товаров и на инфляцию в целом [2].
Денежно-кредитная политика Банка России имеет большое значение в обеспечении одних из важнейших направлений экономического развития и социальной стабильности, таких как низкие темпы инфляции, уровень процентных ставок, позволяющий защищать сбережения от инфляционно-го обесценения и осуществлять планирование инвестиций. Данные условия обеспечиваются посредством сдерживания инфляционных процессов. Се-годня денежно-кредитная политика направлена на снижение годовой ин-фляции до 4% и удержании её на этом уровне в будущем.
Следует заметить, что стабильное положение инфляции на низком уровне дает возможность предприятиям и домашним хозяйствам быть бо-лее уверенными в построении производственных и семейных планов, в принятии решений, касающихся расходов, сбережений и инвестиций. Вы-сокая инфляция, напротив, ведет к увеличению неопределенности и хозяй-ственных рисков, осложнению расчетов на перспективу, сокращению го-ризонта планирования, тем самым, к снижению стимулов к сбережению и инвестициям, усилению социальной дифференциации.
Согласно данными ЦБ низкая инфляция постепенно становится устойчивой. Наблюдается однородность темпов роста цен по регионам и основным группам товаров (услуг) и замедление роста цен на непродо-вольственные товары и услуги, продовольственная инфляция остается на относительно низком уровне.
Также отмечается сохранение дезинфляционного влияния внутренне-го спроса. Домохозяйства в большинстве случаев продолжают следовать сберегательной модели поведения. Однако прослеживается постепенное оживление потребительской активности.
На современном этапе стратегия таргетирования инфляции в значи-тельной мере подходит для России, в особенности, когда наблюдается си-туация неблагоприятной и изменчивой конъюнктуры мировых рынков, ограниченного доступа российской экономики к внешнему финансирова-нию.
В соответствии с данным походом деятельность Центрального банка направлена на обеспечение внутренней экономической стабильности, в том числе на сохранение стабильного уровня цен и обеспечение предсказуемо-го изменения процентных ставок. Такой тип денежно-кредитной политики в наибольшей степени предоставляет возможность создать благоприятные внутренние условия для развития экономики [3].
Денежно-кредитная политика, проводимая в разрезе стратегии тарге-тирования инфляции (установления планового инфляционного уровня), параллельно с другими мерами государственной политики, в период сло-жившихся сложных внешних условий, послужила амортизатором, сгла-дившим влияние внешних факторов на экономику и жизнь людей.
Изменение норматива обязательных резервов, под которым понима-ется доля (в %) обязательств коммерческого банка, обязательно храня-щихся в ЦБ. Данный инструмент используется для того, чтобы обеспечить необходимую ликвидность коммерческим банкам при массовом изъятии депозитов и предотвратить неплатежеспособность коммерческих банков. Повышение нормативов обязательных резервов в 2016 году послужило фактором более плавного перехода банковского сектора к профициту лик-видности. По состоянию на 1 января 2017 года Центральным банком были установлены нормативы обязательных резервов в валюте РФ на уровне 5,0%, в иностранной валюте - 7% [25].
Операции на открытом рынке выступают инструментом, направлен-ным на регулирование ликвидности коммерческих банков и их кредитных вложений.
При излишке денежной массы в обращении ЦБ осуществляет меры по ограничению (ликвидации) этого излишка путем активной реализации ценных бумаг на открытом рынке (рост предложения ведет к снижению рыночной цены ценных бумаг, к росту процентных ставок по ним и повы-шению привлекательности для покупателей), которая способствует актив-ному их скупке, что в конечном счете приводит к сокращению банковских резервов и уменьшению предложения денег. Если же наблюдается проти-воположная ситуация - недостаток денежной массы в обращении, то Цен-тральный банк проводит политику, которая направлена на скупку госу-дарственных ценных бумаг, вследствие чего их рыночная цена увеличива-ется, а процентная ставка снижается, что в итоге приводит к увеличению предложения денег.
Посредством валютного регулирования ЦБ влияет на величину де-нежного предложения. Осуществляя продажу валюты, Центральный банк сокращает количество денег, покупая - увеличивает. Одной из наиболее эффективных систем валютного регулирования является валютная интер-венция, которая состоит во вмешательстве ЦБ в операции на валютном рынке для того, чтобы оказать воздействие на курс национальной валюты и приблизить его покупательную способность к максимальной [14].
В настоящее время Центральный банк придерживается режима пла-вающего валютного курса, который позволил российской экономике адап-тироваться к неблагоприятным внешним условиям и поддерживать конку-рентоспособность российских товаров.
Укреплению рубля на валютном рынке в 2016 году содействовали такие факторы, как рост мировых цен на нефть, действие умеренно жест-кой денежно-кредитной политики Банка России и приток иностранных портфельных инвестиций в российские ценные бумаги. Также в 2016 году наблюдалось снижение волатильности рубля относительно прошлого года.