Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Конкурентоспособность предприятия во многом определяется той ассортиментной политикой, которая формируется на предприятии
Жизненный цикл — теория, согласно которой все товары и рынки за время существования проходят последовательно четыре основных этапа: внедрение товара или рынка, рост объема продаж, зрелость и спад объема продаж и прибыли. Жизненный цикл имеет следующий вид: зарождение и становление, рост, когда фирма активно заполняет выбранный ею сегмент рынка, зрелость, когда фирма пытается сохранить имеющуюся долю рынка под своим контролем и старость, когда фирма быстро теряет свою долю рынка и вытесняется конкурентами. Изучение жизненного цикла товара с позиции конкурентоспособности товара должно вестись регулярно. Это дает возможность уловить момент, когда данный показатель начнет снижаться. В итоге можно вовремя принять то или иное оптимальное решение, направленное на изыскание новых вариантов товарной политики, подобрать более конкурентные товары. Все это определяет актуальность исследования.
Цель курсовой работы - на основе изучения теоретических аспектов, проанализировать жизненный цикл товара.
В соответствии с поставленной целью в работе были определены следующие задачи:
- изучить теоретические аспекты жизненного цикла товара;
- проанализировать показатели продукции конкретного предприятия;
- провести оценку жизненного цикла товаров компании.
Объект исследования – ООО «Делюр».
Предмет исследования - управление жизненным циклом товара.
В качестве основного метода исследования выбран диалектический метод. В качестве инструментов аналитического исследования использованы традиционные приемы, такие как сравнения, группировки, таблицы, графики, метод Дибба-Симкина, а также методы экспертных оценок.
Формированию товарной политики посвящены многие работы отечественных и зарубежных ученых. Большой вклад внесли: Азоев Г.Л, Беляевский И.К., Голубков Е.П., Котлер Ф., Романов А.Н., Левшин Ф.М., Парсяк В.Н. и многие другие.
Информационной базой исследования послужили нормативно - правовые акты, научная и учебная литература, интернет - ресурсы, официальные статистические данные; отчетность анализируемого предприятия.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.
1 Теоретические аспекты формирования жизненного цикла товара
1.1 Товарная политика: понятие, классификация
Товарная политика предполагает курс действий товаропроизводителя или наличие у него принципов поведения, благодаря которым обеспечивалась бы преемственность решений и мер по формированию ассортимента, поддержанию конкурентоспособности товаров на требуемом уровне, нахождению для товаров оптимальных товарных ниш, разработке и осуществлению стратегии упаковки, маркировки, обслуживанию товаров и т.д.
Товарная политика не только позволяет оптимизировать процесс обновления товарного ассортимента, но и служит для руководства предприятия своего рода указателем обшей направленности действий.
Схема элементов товарной политики имеет следующий вид (рис. 1).
Рисунок 1 - Элементы товарной политики предприятия [18]
Одна из важнейших характеристик товаров - ассортимент, опреде-ляющий принципиальные различия между товарами разных видов и на-именований.
Торговый ассортимент формируется под воздействием промышленного, поскольку производственные возможности изготовителя определяют состав предложения. Однако производственные возможности изготовителя в условиях рыночной экономи¬ки перестают быть опре-деляющим фактором формирования торгового ассортимента.
Когда рынок достигает насыщения, увеличение темпов роста продаж прекращается — объем продаж стабилизируется. Рынок вступает в стадию зрелости. Если на этапах выведения и роста фирмы могли развиваться за счет роста всего рынка, то на этапе зрелости компания может увеличить свои продажи только за счет увеличения своей доли на рынке.
Попытки компаний увеличить долю за счет конкурентов могут закончиться потерей прибыли для всех участников рынка. Поэтому компании, конкурирующие на зрелом рынке, предпочитают соблюдать достигнутый паритет. Стабилизируются также и цены, но некоторая тенденция к их понижению сохраняется. Поскольку цены снижаются быстрее затрат, прибыль начинает медленно сокращаться.
Заказы торговых организаций, определяемые спросом потребителей, оказывают все большее воздействие на формирование торгового ассортимента. У работников торговли появилась реальная возможность влиять на промышленный ассортимент через заказы товаров, пользующихся спросом.
Торговый ассортимент по ряду признаков делится на следующие виды:
а) простой, состоящий из небольшого числа видов, сортов, раз-меров;
б) сложный, в котором товары одного вида различаются по назна-чению, моделям, размерам, фасонам и т.п.;
- ассортимент товаров:
- повседневного спроса;
- периодиче¬ского спроса (предварительного выбора);
- особого (редкого) спро¬са;
- импульсивного спроса;
- групповой;
- внутригрупповой (развернутый).
Деление торгового ассортимента на виды обуслов¬лено поведением покупателя на товарном рынке.
Ассортимент товаров повседневного спроса покупатели приобре-тают часто и с минимальными усилиями на их сравнение. Такие товары являются предметами первой не¬обходимости и покупаются наиболее часто: ежедневно или через несколько дней. Товары повседневного спроса должны быть мак¬симально приближены к населению.
Приобретение товаров периодического спроса требует сравнения их по цене, качеству, дизайну с анало¬гичными товарами. К таким товарам относятся: одежда, обувь, бытовая электроника, посуда и другие, они покупаются значи¬тельно реже, чем товары повседневного спроса, продажа их должна быть сосредоточена в специализированных магазинах, супермарке¬тах, универсамах.
Товары особого спроса, как правило, относятся к товарам длительного пользования (компьютеры, холодильники, легковые автомобили, предметы искусства, ювелирные изделия и др.), срок их службы обычно превышает 5 лет.
Товары импульсивного спроса приобретаются покупателями чаще всего случайно, одновременно с другими товарами, поэтому их мож¬но отнести к сопутствующему ассортименту. Товары со¬путствующего ассортимента дают возможность увеличивать товаро¬оборот, улучшать качество обслуживания покупателей.
Также используются такие термины, как групповой и внутригрупповой товарный ассортимент.
Групповой ассортимент имеет место в тех случаях, когда товары объединяются в группы по признаку единства технологического процесса их производства, либо потребительскому назначению.
Внутригрупповой ассортимент - характеризует разновидность товаров в пределах каждой товарной группы. На¬пример, внутри группы «мужская одежда» могут быть: пальто зим¬нее и демисезонное, плащи, куртки (легкие и утепленные), костю¬мы, брюки, и т.д.).
Большое значение имеет выделение в особую группу сезонных товаров, что связано с сезонными колебаниями спроса, обусловленными особенностями производства или потреб¬ления этих товаров. Выделение таких товаров в особую группу не¬обходимо для планирования потребности в оборотных средствах на образование товарных запасов.
Во-первых, он является важнейшим условием наиболее полного удовлетворения спроса покупателей. Обеспечение широкого выбора ассортимента товаров, учитывающих специфику потребностей целево¬го сегмента рынка, является важным условием высокого уровня обслу-живания покупателей.
Во-вторых, товарный ассортимент является отражением отрас¬левой и межотраслевой пропорций в составе товарного предложе¬ния, поэтому он характеризует результаты работы отраслей промышленности и отдельных товаропроизводителей.
В-третьих, рациональное формирование товарного ассортимен¬та позволяет увеличить рентабельность предприятий оптовой и роз¬ничной торговли (путем снижения издержек обращения, увеличения оборачиваемости запасов и других показателей) и тем самым воздействует на повышение эффективности предприятий сферы об-ращения. [20]
Фрагмент для ознакомления
3
1 Аксенов А.П. Экономика предприятия / А.П. Аксенов, И.Э. Берзиньш, В.А. Карманова – М.: Кнорус, 2016. - 150 с.
2 Ассортиментная политика фирмы. В. В. Зотов. ЭКСМО, 2006-320с. https:// http://www.knigka.info/2007/10/31/assortimentnaja_politika_firmy.html
3 Рождер Бест. Маркетинг от потребителя. Изд-во: Мавн, Иванов и Фербер 2016.-752с.
4 Грибов В.Д. Экономика предприятия (организации) / В.Д. Грибов, В.П. Грузинов, В.А. Кузьменко- М.: Кнорус, 2015. - 98 с.
5 Грищенко, О.В. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: Учебное пособие. / О.В. Грищенко. – Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2016. - 112 с.
6 Головина А. Менеджмент интеграции зарубежных методик управленческого анализа для оценки эффективности ассортиментной политики //Менеджмент в России и за рубежом. - 2009. - № 1. - С. 22-27.
7 Джеффри А. Мур, Преодоление пропасти. Как вывести технологический продукт на массовый рынок. Изд-во: Мавн, Иванов и Фербер 2015. – 36с.
8 Инструментарий прикладных экономических исследований [Текст] : учеб. пособие / под общ. ред. Т. С. Орловой,В. Ж. Дубровского ; М-во науки и высш. образования Рос. Федерации, Урал. гос. экон. ун-т. — Екатеринбург : [Изд-во Урал.гос. экон. ун-та], 2018. — 252
9 Коммерческая деятельность [Текст] : учебник для бакалавров : для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки «Торговое дело» / И. М. Синяева [и др.] ; Финансовый ун-т при Правительстве Рос. Федерации. - Москва : Юрайт, 2017. - 506 с
10 Котлер Ф. Основы маркетинга. Краткий курс. Изд-во: Вильямс, 2018.-496с.
11 Котлер Ф. Маркетинг от А до Я. 89 концепций, которые должен знать каждый менеджер,Изд-во: Вильямс, 2019.-211с.
12 Котлер Ф., Леви С. Расширение концепции маркетинга. Классика маркетинга (сборник статей). / Составители Энис Б.М., Кокс К.Т., Моква М.П. – СПб: Питер, 2005, с. 63-74
13 Магомедов Ш. Ассортиментная политика торгового предприятия//Маркетинг. - 2011. - №1. - С. 51-56.
14 Маевская, Е. Б. Экономика организации [Электронный ресурс] : учебник для студентов вузов, обучающихся по направлениям подготовки 38.03.01 «Экономика», 38.03.02 «Менеджмент» (квалификация (степень) «бакалавр») / Е. Б. Маевская. - Москва : ИНФРА-М, 2017. – 351с. То же: Режим доступа: . http://znanium.com/go.php?id=851212
15 Мищенко А.П. Маркетинг: учебное пособие. - М.: КНОРУС, 2006. - 288 с.
16 Левкин, Г. Г. Коммерческая логистика [Текст] : учебное пособие для использования в учебном процессе образовательных учреждений, реализующих программы высшего образования по направлению подготовки «Менеджмент» (уровень бакалавриата) / Г. Г. Левкин. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва : Юрайт, 2017. - 375 с.
17 Любушин Н.П. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: Учебное пособие. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 448с.
18 19 Мелкумов Я.С. Экономическая оценка эффективности инвестиций и финансирование инвестиционных проектов. – М.: ИКЦ «ДИС», 2014.
19 Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов (вторая редакция): официальное изд. М., 2000.
20 Основы инновационного менеджмента: Теория и практика; Учеб. пособие/Под ред. Завлина П.Н. и др. – М.: ОАО «НПО «Издательство «Экономика», 2015. – 475 с.
21 Одинцова Е.В. Метод анализа ассортимента Маркон https://www.goodstudents.ru/assortiment-analysis/9-markon-odintsova.html
22 Одинцова Е.В. Формирование ассортиментной политики https://www.goodstudents.ru/assortiment-analysis/86-formirovanieassortime-ntnoj-politiki.html
23 Портер Е. Майл Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов / Пер. с англ. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. – 454с.
24 Романов А.Н., Корлюгов Ю.Ю., Красильников С.А и др Маркетинг: учебник./ Под ред. А.Н. Романова. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1996. - 560 с.
25 Рыжикова Т.Н. Аналитический маркетинг: что должен знать маркетинговый аналитик: Учеб. Пособие. – М.: ИНФРА-М, 2013. -288с.
26 Савицкая Г. В. Комплексный анализ хозяйственной деятельности предприятия : учеб. / Г. В. Савицкая. - 7-е изд., перераб. и доп. - Москва : ИНФРА-М, 2016. - 608 с. – То же [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://znanium.com/go.php?id=516525
27 Хлебович Д.И. Сфера услуг: маркетинг: учебное пособие / под ред. Т.Д. Бурменко. – М.: КНОРУС, 2012. – 240с.
28 Финансовый анализ проекта [Электронный ресурс] : учебное пособие для обучающихся по программам высшего образования направления подготовки 38.04.02 «Менеджмент» (квалификация (степень) «магистр») / В. П. Масловский [и др.] ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Сибир. федер. ун-т. - Красноярск : СФУ, 2016. - 202 с. – Режим доступа: http://znanium.com/go.php?id=967995,
29 Шахватова М. В. /Экономическая взаимосвязь показателей качества и конкурентоспособности продукции///Консультант директора. - 2017. - № 21. - с. 24-28.
30 Экономика предприятий: инструментарий анализа [Текст] : учеб. пособие / [Т. С. Орлова, В. Ж. Дубровский, В. Г. Кокшарова и др.] ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. гос. экон. ун-т. — Екатеринбург : [Изд-во Урал.гос. экон. ун-та], 2017. — 281 с.
31 Экономика фирмы [Текст] : учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / [А. С. Арзямов [и др.]; под общ. ред. Н. П. Иващенко ; Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова, Экон. фак. - Москва : Проспект, 2017. - 527 с.
32 ВВП России по годам: Режим доступа: 1991 – 2018 http://global-finances.ru/vvp-rossii-po-godam
33 Прогноз и динамика ВВП в России в 2019 году.- Режим доступа: https://2019god.net/novosti/prognoz-i-dinamika-vvp-rossii-v-2019-godu#mnenie-nezavisimyh-ekspertov
34 Уровень доходов населения: прогноз Минэкономразвития России на 2018 – 2020 годы Режим доступа: http://buhguru.com/spravka-info/uroven-dokhodov-naseleniya-2018.html#i-3 .