Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Согласно ч. 1 ст. 27 Конституции Россий¬ской Федерации, «каждый, кто законно нахо¬дится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выби¬рать место пребывания и жительства» .
В гражданском праве место жительства гражданина является одним из средств инди¬видуализации физического лица, которое ис¬пользуется одновременно с именем для уси¬ления эффекта конкретизации субъекта. В то же время место жительства используется как условная величина в целом ряде цивилистических институтов - в качестве определения места исполнения обязательства, для при¬знания безвестно отсутствующим или объяв¬ления умершим, в вопросах опеки и попечи¬тельства и т. д. Эту величину активно воспри¬няли и иные отрасли частного и публичного права. Она многократно упоминается в се¬мейном, гражданско-процессуальном зако¬нодательстве (в частности, как основной кри¬терий для компетенции суда), налоговом и социально-обеспечительном. Именно поэто¬му как для цивилистов, так и для специали¬стов из других областей права важно знать, что же такое место жительства.
Объектом данной работы являются общественные отношения, возникающие в сфере определения места жительства гражданина.
Предметом работы являются нормы действующего законодательства, регламентирующие места жительства гражданина , а так же научная и учебная литература по теме работы.
Целью настощей работы является изучение места жительства гражданина его гражданско-правового значения.
Задачами работы ставится:
- рассмотреть конституционный и гражданско-правовой аспекты института места жительства физического лица;
- изучить понятие места жительства гражданина;
- раскрыть проблемы понимания содержания места жительства (места пребывания) с точки зрения Конституции РФ, действующего законодательства и правоприменительной практики;
- исследовать право на выбор места жительства и право на жилище.
Теоретико-методологической основой работы послужили различные методы исследования, необходимые для решения поставленных задач: общенаучный диалектический метод научного познания, метод системного анализа, логический метод, формально-юридический метод.
ГЛАВА 1. ИНСТИТУТ МЕСТА ЖИТЕЛЬСТВА ФИЗИЧЕСКОГО ЛИЦА
1.1 Институт места жительства физического лица: конституционный и гражданско-правовой аспекты
В ст. 20 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) закре¬пляется, что местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преиму¬щественно проживает . Однако данной нормы явно недостаточно, чтобы сделать окончатель¬ный вывод о сущности данного института.
Прежде всего следует отметить, что да¬леко не любое место можно признать местом жительства физического лица. Так, ст. 15 Жи¬лищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) го¬ворит нам о том, что жилым помещением признается изолированное помещение, ко¬торое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граж¬дан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным тре¬бованиям законодательства)3. Тогда как не соответствующие определенным нормам по¬мещения являются нежилыми, т. е. не пред-назначены для проживания граждан и членов их семей.
Кроме того, даже жилые помещения мо¬гут не отвечать требованиям постоянного проживания. Например, часть помещений, назначение которых заключается в прожива¬нии в них физических лиц временно, - гости¬ницы, больницы, оздоровительные комплек¬сы, санатории и т. д. Из указанного назначе¬ния следует, что служить в качестве места жи¬тельства гражданина они не могут, поскольку не соответствуют возможности постоянного или преимущественного проживания.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что ст. 20 ГК РФ должна быть ориентирована на то, что ме¬стом жительства могут являться только жи-лые помещения, предназначенные для посто¬янного или преимущественного проживания граждан, что было бы полезно отразить пря¬мо в тексте данной нормы, для исключения сложного системного толкования ее с норма¬ми жилищного законодательства.
Известно, что в СССР место жительства гражданина приравнивалось к месту про¬писки. Для советских людей данное поня¬тие было серьезным сдерживающим фак¬тором, так как без прописки ни один граж¬данин СССР не мог устроиться на работу, учиться в школе, посещать детский сад, даже легально находиться где-либо значи¬тельное время. Институт прописки имел в значительной мере публично-правовые корни, способствовал тотальному контро¬лю за перемещением граждан со стороны государства, одновременно ограничивая их права и интересы.
На сегодняшний день с появлением ин¬ститута регистрации по месту жительства по¬ложение изменилось в более демократиче¬скую и гуманитарную сторону. Однако, как от¬мечает А. А. Сергеев, «превращение правово¬го института прописки в институт регистрации граждан Российской Федерации по месту жи¬тельства и месту пребывания, соответствую¬щий современной доктрине демократическо¬го правового государства, представляет собой постепенный, не вполне последовательный и не до конца завершенный процесс» .
Регистрация по месту жительства физи¬ческого лица носит в современной России формальный и заявительный характер, т. е. предполагается, что о месте своего постоян¬ного или преимущественного проживания заявляет сам гражданин, а регистрирующие органы не обязаны проверять, действительно ли он проживает в заявленном месте. Таким образом, регистрация как административная процедура построена на доверии к заявле¬нию гражданина, а также на конституцион¬но-гарантированной для него возможности приобретать несколько (сколько угодно) по¬мещений на праве собственности и самому решать, какое из них указать в качестве ме¬ста своего жительства. Более того, он вправе изменять свое место жительства, снимаясь с регистрационного учета в любое удобное для него время и снова вставать на такой учет, на¬пример, отчуждая принадлежащие ему жи¬лые помещения и приобретая новые.
Из всего сказанного можно заключить, что идея категории «место жительства» сво¬дится к тому, чтобы создать условия для уве¬домления и извещения гражданина со сторо¬ны государственных органов и третьих лиц, т. е. это адрес, по которому осуществляется коммуникация гражданина с внешним пра¬вовым миром, почтовый ящик для получе¬ния корреспонденции. Из-за заявительности места жительства при регистрации следует, что не столько важно, живет ли там в дей¬ствительности это лицо, сколько то, что все судебные повестки и извещения, все письма из налоговых, пенсионных и иных служб, все претензии и заявления кредиторов и контр¬агентов в гражданском обороте можно на¬правлять по указанному адресу, и они счита-ются полученными, так как риск отсутствия самого лица по указанному им адресу и риск неполучения (непрочтения) им юридически значимых сообщений лежит на самом этом гражданине.
Фрагмент для ознакомления
3
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Нормативные правовые акты:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) [с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года] // Российская газета. – 2020. – 04 июля.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч. 2 : федеральный закон от 26.01.1996 № 14–ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 29.01.1996. – № 5. – Ст. 410.
3. Жилищный кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 29.12.2004 № 188–ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 03.01.2005. – № 1 (часть 1). – Ст. 14.
4. О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации: закон РФ от 4 июля 1991 г. № 1541–I // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. – 1991. – № 28. – Ст. 959.
5. О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации: закон РФ от 25.06.1993 г. № 5242–1 // Ведомости СНД и ВС РФ. – 1993. – № 32. – Ст. 1227.
Материалы судебной практики
6. Постановление Европейского Суда по правам человека от 20 июня 2006 г. – Документ опубликован не был. – Доступ из справ.–правовой системы «КонсультантПлюс». – Режим доступа: http: // www. consultant.ru, свободный (дата обращения: 11.03.2022). – Загл. c экрана.
7. Постановление Европейского Суда по правам челове¬ка от 18 ноября 2004 г. – Документ опубликован не был. – Доступ из справ.–правовой системы «КонсультантПлюс». – Режим доступа: http: // www. consultant.ru, свободный (дата обращения: 11.03.2022). – Загл. c экрана.
8. О проверке конституционности ряда нормативных актов города Москвы и Московской области, Ставропольского края, Воронежской области и города Воронежа, регламентирующих порядок регистрации граждан, прибывающих на постоянное жительство в названные регионы : постановление Конституционного Суда РФ от 4 апреля 1996 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1996. – № 16. – Ст. 1909.
9. По делу о проверке конституционности положения пунктов 2 и 14 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» и пункта 8 Правил выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов в рамках реализации программы «государственные жилищные сертификаты» на 2004–2010 годы, входящей в состав федеральной целевой программы «Жилище» на 2002–2010 годы, в связи с жалобами ряда граждан : постановление Конституционного Суда РФ от 5 апреля 2007 г. – Документ опубликован не был. – Доступ из справ.–правовой системы «КонсультантПлюс». – Режим доступа: http: // www. consultant.ru, свободный (дата обращения: 11.03.2022). – Загл. c экрана.
10. Об отказе в удовлетворении ходатайства Министерства внутренних дел Российской Федера¬ции об официальном разъяснении Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 2 февраля 1998 года по делу о проверке конституционности пунктов 10, 12 и 21 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации : определение Конституционного Суда РФ от 28 марта 2003 г. № 102–О– Документ опубликован не был. – Доступ из справ.–правовой системы «КонсультантПлюс». – Режим доступа: http: // www. consultant.ru, свободный (дата обращения: 11.03.2022). – Загл. c экрана.
Научная литература
11. Бодров, Р.И. Право граждан на имя и выбор места жительства с точки зрения модернизации гражданского законодательства РФ / Р.И. Бодров // Бизнес в законе. – 2013. – № 2. – С. 24–27.
12. Дегтярёва, О.А. Определение места жительства несовершеннолетнего / О.А. Дегтярёва // Труды молодых ученых Алтайского государственного университета. – 2010. – № 7. – С. 101–102.
13. Насибуллин, Р.Р. «Место жительства» как показатель социального статуса / Р.Р. Насибуллин // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально–экономические науки. – 2018. – № 3. – С. 95–104.
14. Омарова, Ю.А. Средства индивидуализации граждан / Ю.А. Омарова // Актуальные проблемы российского права. – 2018. – № 6 (91). – С. 75–81.
15. Прасолов, Б. В. Конституционное право граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства : историко–правовой аспект / Б.В. Прасолов // Семейное и жилищное право. – 2018. – № 5. – С. 30–33.
16. Прудникова, Т. А. Проблемные вопросы российского законодательства в части регистраци¬онного учета граждан Российской Федерации, контроля за соблюдением правил регистрации / Т.А. Прудникова // Адми¬нистративное право и процесс. – 2019. – № 6. – С. 53–56.
17. Рахвалова, М.Н. Место жительства и место пребывания в контексте российского законодательства и практики его применения / М.Н. Рахвалова // Бизнес. Образование. Право. – 2018. – № 3 (44). – С. 296–300.
18. Сергеев, А. А. Регистрационный учет граждан Российской Федерации : социальные функции и проблемы правового регулирования / А.А. Сергеев // Конституционное и муниципальное право. – 2014. – № 3. – С. 38–44.
19. Смольянинова М.В. Развитие средств индивидуализации физических лиц // В сборнике: «Энергия науки». Электронный сборник материалов VII Международной студенческой научно–практической Интернет–конференции. – 2017. – С. 1033–1036.
20. Шанхаев, С.В. Спорные вопросы применения законодательства о выборе места жительства / С.В. Шанхаев // Право в Вооруженных силах. – 2012. – № 6 (180). – С. 14–18.